СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА
Дудковская Светлана Анатольевна, директор государственного учреждения образования «Движковская базовая школа Ельского района», д.Движки
Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе.
Ориентация на человека и его потребности, создание в учреждении образования условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть организации педагогического процесса.
Изменение содержания, усложнение функций современного образовательного учреждения и условий деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта управления, усложнили труд руководителя, определили потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-педагогической деятельности.
Подлинным содержанием управленческого процесса становятся духовные ценности. Поэтому руководителю необходимо выработать новый подход в управлении, строящийся на уважении, доверии и успехе, ориентируясь прежде всего на создание комфортных условий для созидательной деятельности педагогов с детьми, родителями и самовыражения в ней.
Эффективность управления образовательным учреждением напрямую зависит от умения руководителя осознать себя и свои личные цели, правильно распределить время и усилия.
От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.
Обновление управления современным учреждением прежде всего связывают с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. Под управленческой информацией имеются в виду данные, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения. Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя информация включает директивные и нормативные документы соответствующих органов управления, научно – педагогическую информацию, сведения о передовом педагогическом опыте в системе образования.
Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, его руководитель должен постоянно быть информирован о новых направлениях в педагогике, психологии, о новых методиках, программах и технологиях. Он должен своевременно получать и тщательно знакомиться со всеми документами, регулирующими образовательную деятельность. Немаловажным является информация о передовом педагогическом опыте по всем направлениям работы.
К внутренней информации относятся сведения о состоянии и результатах деятельности в конкретном учреждении образования. Информация должна быть, во-первых, максимально по объему, во-вторых, объективной и, в-третьих, предельно конкретной.
Я думаю, что сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива педагогов без целенаправленного и научно обоснованного управления.
При правильном руководстве учреждением управленцу важно постоянно анализировать современную обстановку, это позволит ориентировать педагогов на активное восприятие достижений общества в области демократии, гласности, развития самосознания.
Информация нужна всем: педагогам, родителям, заинтересованным организациям. Необходимо одновременно получать и осваивать всю расширяющуюся информацию, помогающую решить возникающие вопросы.
Информация выступает сегодня как один из первостепеннейших ресурсов, значение которого не меньше, чем значение материальных и кадровых ресурсов. Использование их в значительной степени зависит от состояния и использования информации. И нужно не только располагать современной и точной информацией, но и уметь осмыслить ее, делать необходимые выводы и результативно воплощать в управленческих решениях, а также в педагогических процессах.
Недостаточно того, чтобы информация доходила до подчиненных в полном объеме. Необходимо, чтобы она еще и воспринималась теми, кому она адресована. Объявления на доске – это еще не информация. Только тогда, когда она в полном объеме воспринята заинтересованными лицами, можно говорить о том, что они проинформированы.
Как для руководителя, так и для педагогов беспрепятственное движение информации имеет исключительное значение по следующим причинам:
- самооценка сотрудника в значительной степени зависит от его информированности;
- мыслительная деятельность сотрудников, направленная на решение поставленных задач, может получить действенный толчок в том случае, если они проинформированы о рамках и возможностях, в которых они действуют;
- сотрудники могут уверенно выполнять задания только в том случае, если им предварительно даны осмысленные указания и цели;
- с получением информации у сотрудников возрастает готовность к труду, так как каждый из них чувствует в этом акте проявление уважения к нему лично;
- уверенность в себе и производительность труда сотрудников зависят от того, насколько они информированы о процессах их социального обеспечения;
- информация лучше всего воспринимается и понимается подчиненными в тот момент, когда ее ждут.
Без педагогического анализа невозможно на научной основе определить задачи, планировать, прогнозировать, организовывать, регулировать и контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива. Построение управления на основе системного анализа позволяет руководителю видеть, оценивать и качественно изменять образовательный процесс, прогнозируя пути его дальнейшего развития, устранять причины обнаруженных недостатков.
Педагогическая диагностика как система методов и средств изучения профессионального мастерства создает основу для выявления затруднений в работе педагога, позволяет определить сильные или слабые стороны его педагогической деятельности, наметить оптимальные пути и способы их преодоления.
Действительно, в диагностике важно не только увидеть сам результат, но и выстроить динамику его изменения.
При организации и проведении диагностики педагогических кадров, независимо от ранга и занимаемой должности, раскрываются аспекты:
- управленческие (организует, регулирует, планирует, анализирует и т.д.);
- функциональные;
- личностные качества;
- психологические (знание психолого – педагогических основ воспитания и обучения, знание психологических особенностей взрослого и ребенка и т.д.);
- профессиональные знания и умения;
- результаты деятельности (анализ со стороны коллег и родителей);
- общественная активность.
Диагностика профессиональной компетентности педагога и роста его педагогического потенциала даст руководителю образовательного учреждения не только обширную информацию для размышления и дальнейшего анализа, но и будет способствовать определению перспективных линий в развитии коллектива, направлений и перспектив профессионального роста и творческого потенциала, укреплению адекватной профессиональной самооценки.
При организации и проведении диагностики в коллективе от руководителя требуется соблюдение этических норм и правил, четкая нравственная позиция. Открытые доверительные отношения складываются только в том случае, когда в их основу заложены и действуют принципы: понимать, изучать, помогать.
Задачи руководителя:
- учить педагога самоанализу своей деятельности, повышать уровень самокритичности каждого;
- развивать педагогическое самоуправление;
- создавать условия, при которых педагоги ощутят свои права, поверят в свои возможности и примут активное участие в разработке программы развития образовательного учреждения на ближнюю и дальнюю перспективу, в оценке качественных результатов своих коллег и всего педагогического коллектива.
Эффективность и продуктивность работы педагогического коллектива зависит от индивидуальных способностей работников, от того, насколько удачно руководитель использовал сильные их стороны. Руководитель должен быть в курсе потребностей своего коллектива и иметь достаточно четкую перспективу его формирования и развития. Жизненно важна открытость, когда вслух говорят обо всем, что касается данного коллектива, когда действует обратная связь.
© 2021, Дудковская Светлана Анатольевна 82