СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление развитием профессионального мастерства и профессиональной культуры специалиста

Нажмите, чтобы узнать подробности

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА

Дудковская Светлана Анатольевна, директор государственного учреждения образования «Движковская базовая школа Ельского района», д.Движки

Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе.

Ориентация на человека и его потребности, создание в учреждении образования условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть организации педагогического процесса.

Изменение содержания, усложнение функций современного образовательного учреждения и условий деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта управления, усложнили труд руководителя, определили потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-педагогической деятельности.

Подлинным содержанием управленческого процесса становятся духовные ценности. Поэтому руководителю необходимо выработать новый подход в управлении, строящийся на уважении, доверии и успехе, ориентируясь прежде всего на создание комфортных условий для созидательной деятельности педагогов с детьми, родителями и самовыражения в ней.

Эффективность управления образовательным учреждением напрямую зависит от умения руководителя осознать себя и свои личные цели, правильно распределить время и усилия.

От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.

Обновление управления современным учреждением прежде всего связывают с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. Под управленческой информацией имеются в виду данные, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения. Вся информация подразделяет­ся на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя информация включает директивные и нормативные документы соответствующих органов управления, научно – педагогическую информацию, сведения о передовом педагогическом опыте в системе образования.

Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, его руководитель должен постоянно быть информирован о новых направлениях в педагогике, психологии, о новых методиках, программах и технологиях. Он должен своевременно получать и тщательно знакомиться со всеми документами, регулирующими образовательную деятельность. Немаловажным является информация о передовом педагогическом опыте по всем направлениям работы.

К внутренней информации относятся сведения о состоянии и результатах деятельности в конкретном учреждении образования. Информация должна быть, во-первых, максимально по объему, во-вторых, объективной и, в-третьих, предельно кон­кретной.

Я думаю, что сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива педагогов без целенаправленного и научно обоснованного управления.

При правильном руководстве уч­реждением управленцу важно постоянно анализировать совре­менную обстановку, это позволит ориентировать педагогов на активное восприятие достижений общества в области демократии, гласности, развития самосознания.

Информация нужна всем: педагогам, родителям, заинтересованным организациям. Необходимо одновременно получать и осваивать всю расширяющуюся информацию, помогающую решить возникающие вопросы.

Информация выступает сегодня как один из первостепеннейших ресурсов, значение которого не меньше, чем значение материальных и кадровых ресурсов. Использование их в значительной степени зависит от состояния и использования информации. И нужно не только располагать современной и точной информацией, но и уметь осмыслить ее, делать необходимые выводы и результативно воплощать в управленческих решениях, а также в педагогических процессах.

Недостаточно того, чтобы информация доходила до подчиненных в полном объеме. Необходимо, чтобы она еще и воспринималась теми, кому она адресована. Объявления на доске – это еще не информация. Только тогда, когда она в полном объеме воспринята заинтересованными лицами, можно говорить о том, что они проинформированы.

Как для руководителя, так и для педагогов беспрепятственное движение информации имеет исключительное значение по следующим причинам:

- самооценка сотрудника в значительной степени зависит от его информированности;

- мыслительная деятельность сотрудников, направленная на решение поставленных задач, может получить действенный толчок в том случае, если они проинформированы о рамках и возможностях, в которых они действуют;

- сотрудники могут уверенно выполнять задания только в том случае, если им предварительно даны осмысленные указания и цели;

- с получением информации у сотрудников возрастает готовность к труду, так как каждый из них чувствует в этом акте проявление уважения к нему лично;

- уверенность в себе и производительность труда сотрудников зависят от того, насколько они информированы о процессах их социального обеспечения;

- информация лучше всего воспринимается и понимается подчиненными в тот момент, когда ее ждут.

Без педагогического анализа невозможно на научной основе определить задачи, планировать, прогнозировать, организовывать, регулировать и контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива. Построение управления на основе системного анализа позволяет руководителю видеть, оценивать и качественно изменять образовательный процесс, прогнозируя пути его дальнейшего развития, устранять причины обнаруженных недостатков.

Педагогическая диагностика как система методов и средств изучения профессионального мастерства создает основу для выявления затруднений в работе педагога, позволяет определить сильные или слабые стороны его педагогической деятельности, наметить оптимальные пути и способы их преодоления.

Действительно, в диагностике важно не только увидеть сам результат, но и выстроить динамику его изменения.

При организации и проведении диагностики педагогических кадров, независимо от ранга и занимаемой должности, раскрываются аспекты:

- управленческие (организует, регулирует, планирует, анализирует и т.д.);

- функциональные;

- личностные качества;

- психологические (знание психолого – педагогических основ воспитания и обучения, знание психологических особенностей взрослого и ребенка и т.д.);

- профессиональные знания и умения;

- результаты деятельности (анализ со стороны коллег и родителей);

- общественная активность.

Диагностика профессиональной компетентности педагога и роста его педагогического потенциала даст руководителю образовательного учреждения не только обширную информацию для размышления и дальнейшего анализа, но и будет способствовать определению перспективных линий в развитии коллектива, направлений и перспектив профессионального роста и творческого потенциала, укреплению адекватной профессиональной самооценки.

При организации и проведении диагностики в коллективе от руководителя требуется соблюдение этических норм и правил, четкая нравственная позиция. Открытые доверительные отношения складываются только в том случае, когда в их основу заложены и действуют принципы: понимать, изучать, помогать.

Задачи руководителя:

- учить педагога самоанализу своей деятельности, повышать уровень самокритичности каждого;

- развивать педагогическое самоуправление;

- создавать условия, при которых педагоги ощутят свои права, поверят в свои возможности и примут активное участие в разработке программы развития образовательного учреждения на ближнюю и дальнюю перспективу, в оценке качественных результатов своих коллег и всего педагогического коллектива.

Эффективность и продуктивность работы педагогического коллектива зависит от индивидуальных способностей работников, от того, насколько удачно руководитель использовал сильные их стороны. Руководитель должен быть в курсе потребностей своего коллектива и иметь достаточно четкую перспективу его формирования и развития. Жизненно важна открытость, когда вслух говорят обо всем, что касается данного коллектива, когда действует обратная связь.

27.02.2021 17:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!