СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении английского языка в средней школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Управление познавательной деятельностью учащихся

при изучении английского языка в средней школе

Учитель английского языка Парфенова Светлана Владимировна

МБОУ лицей №94 Советского района городского округа

г. Уфа республика Башкортостан

Познавательная деятельность, прежде всего, заключается в приобретении информации о культуре страны изучаемого языка.

Не меньшую значимость приобретает развитие у учащихся положительного отношения к самому процессу познания, к процессу овладения системой приемов познавательной деятельности.

Как известно, лингвострановедческий аспект в преподавании иностранного языка широко используется при обучении в естественном языковом окружении.

Одним из важнейших мотивационных стимулов изучения английского языка является стремление к расширению своего общего кругозора. Ведущую роль играет желание познакомиться с жизнью страны изучаемого языка, с ее географическим положением, историей, бытом, достопримечательностями и культурой. Подготовить учащихся к иноязычному общению, сформировать коммуникативную способность без привития им норм речевого поведения и в отрыве от знаний ими действительности, культуры страны изучаемого языка невозможно. Это определяет важность и актуальность вопросов, связанных с разработкой материала.

Конечная цель обучения английскому языку – научить учащихся беседовать и рассказывать на иностранном языке о своем городе, о культуре и литературе своей страны и стран изучаемого языка. Тем важнее становится этот вопрос в настоящее время, когда в экзамен по ЕГЭ включен аспект – «говорение».

Основными каналами поступления информации является чтение и аудирование. Большую роль в этом играют средства зрительной наглядности, иллюстрации, плакаты, схемы, альбомы с символикой страны, фотоальбомы, проспекты о достопримечательностях страны изучаемого языка, слайды, презентации, видеокассеты с записями материалов о стране, репродукции картин, произведений искусства, портреты выдающихся деятелей науки и искусства, многочисленные учебные материалы в интернете и т.п.

Из всего многообразия информации стараюсь отобрать явления, события, факты, позволяющие создать у учащихся картину страны изучаемого языка. Из художественной, публицистической, научной литературы отбираю лингвострановедческий ценный учебный материал, достаточный для того, чтобы представить культуру страны в целом. Использую материалы современных УМК изданных в Кембридже, Оксфорде, Longman, Phoenix ELT, Express Publishing, Томас Беначчи ЛТД, и др. издательствах аутентичных материалов, пособий, словарей и справочников. Знакомство с культурой происходит путем сравнения и постоянной оценки имевшихся ранее знаний с вновь полученными знаниями и понятиями о своей стране. Сравнение требует проявления собственного мнения, собственной жизненной позиции, что стимулирует и мотивирует стремление постоянно увеличивать и углублять объем знаний о собственной стране и других странах.

Различные виды нестандартных уроков – «конференций», лекций, уроков с компьютером, ток-шоу, уроки - путешествия, бинарные уроки и др. используется для привития учащимся норм адекватного поведения и является одним из важных средств создания ситуаций общения.

Ведущую роль среди источников страноведческой информации играет художественная литература. Особенно важно использование ее для иллюстрации традиций, обычаев, образа жизни народа страны изучаемого языка. Использование художественной литературы является важным и с методической точки зрения для реализации связи чтения и говорения.

Фонетическая, грамматическая, лексическая или фразеологическая (имена собственные, историзмы, пословицы, поговорки, крылатые слова, идиомы, наименование предметов и явлений традиционного быта, понятия выражающие явления общественно- политического характера), а также невербальная подсистема языка (жесты, мимика) потенциально заложенных сведений о культуре англоговорящих стран. Одним из компонентов иноязычной культуры является совокупность знаний о строе, системе изучаемого языка. Эти знания должны служить решению образовательных задач – расширять лингвистический кругозор учащихся.

На уроках домашнего чтения представляется целесообразным включение в задачи урока умение систематизировать страноведческие знания. В целевых установках учитывается формирование фоновых (страноведчески значимых) знаний во всех видах речевой деятельности.

Анализируя тексты для чтения, прихожу к выводу, что некоторые из них содержат сведения, необходимые для устной речи, обсуждения и диспутов. Каждое занятие должно вызывать интерес у учащихся, заставлять их мобилизовать языковой запас, речевой и жизненный опыт.

На последующих занятиях проводится обучение умению делать сообщения и запрашивать информацию. Процесс овладения языковым материалом и процесс развития речевых умений происходит одновременно. Начиная с 5 класса учащиеся знакомятся с формулами приветствия, поздравлениями и сведениями о некоторых праздниках в Великобритании, историческими событиями в России и Британии, США и других странах.

Используя многообразный материал учебников и дополнительный из современных УМК провожу ролевые игры на темы: «Достопримечательности Лондона», «Школьная жизнь», «Путешествие по Британии (США, Австралии)», «Праздники и традиции страны изучаемого языка и в нашей стране» и т.п.

Задача таких уроков: мобилизовать имеющийся у учащихся запас знаний и умений для участия в групповом общении. Они должны вступать в беседу, поддерживать ее, развить свои мысли, детализировать их, высказать свое мнение, поинтересоваться мнениями других.

Положительно то, что ролевая игра проводится в доброжелательной, творческой атмосфере. Ученики чувствуют себя свободными в игре, дискуссии и конференции. Активное участие в ней положительно влияет на формирование познавательных интересов школьников, способствует осознанному изучению английского языка. Каждая из сторон не только задает вопросы, но и отвечает на них, и в ходе встречи, дискуссии участники большей частью ставят какую-то проблему, высказывают свою точку зрения на нее. Вопросы побуждают «гостей» рассказать о своей стране, о достопримечательностях, о системе образования, о культуре и искусстве, о знаменитых людях, о спорте и т.д.

Использование нетрадиционных форм урока, как урок- конференция, урок- экскурсия, урок «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай» урок- викторина и др. является одним из эффективных путей повышения интереса учащихся к иностранному языку. Сама подготовка к такому уроку активизирует познавательную деятельность учащихся, стимулирует их самостоятельность в поисках нужной информации, дает учащимся возможность оценить свой уровень владения английским языком, применить знания и умения в новой ситуации. Успех зависит от того, какая выбрана тема и как она способствует столкновению различных мнений. Подготовка к такой форме урока занимает много времени. Хорошо вести тематическую тетрадь, где фиксируется вся информация к урокам.

На первом этапе проводится работа по страноведческому материалу, направленная на обучение умения передавать основное содержание прочитанного и выбрать нужный языковой материал.

Затем, перейти к обучению высказывать свое отношение к прочитанному. Предложить учащимся объяснить свою позицию, сказать, как они сами предполагают решить проблему. Высказывают разные точки зрения. Каждый учащийся учится активно реагировать на полученную информацию.

Высказать свою точку зрения помогают разговорные клише, например:

I think, I hope, I believe, I fully agree with…, in my opinion…, I suppose, I’m (quite) sure, I am sorry to say, I’m afraid I can’t agree with…, I would like to…, - to my mind, etc.

Следующим этапом подготовки к такой форме урока является формирование умения задавать вопросы логически развивающие беседу. Этому способствуют так называемые уроки- интервью, которые проводятся в процессе работы над каждой темой. Школьники учатся брать интервью у писателей, общественных деятелей, спортсменов, актеров и т.п. Например:

Дается установка- «Находясь в Эдинбурге, ты посетил интересный спектакль. Теперь ты рассказываешь своей подруге (другу) англичанке:

-где проходил спектакль

- кто играл

- каковы твои впечатления».

1. I went to a rock opera. It was “Jesus Christ Superstar” in Edinburgh Festival Theater.

2. Oh, how interesting! I haven’t seen it yet.

1. You should. Glenn Carter played Jesus and James Fox played Judas.

2. Tell me something more.

1. This opera tells the story of the last seven days of Jesus’s life. It was extraordinary. The sound was great, the effects and lighting were also superb. And the music! It’s a pity you didn’t go with me.

2. How did you spend your weekend?

1. It was something unusual. I was lucky. If you ever have a chance to see it, go. It’s worth every minute of your time.

Если учащемуся дается индивидуальное задание – прочесть статью, то он должен передать его содержание, выразив свое отношение к прочитанному. Эта новая для всех информация вызовет интерес у товарищей и последует обсуждение проблемы. В классе используется много красочного, иллюстрированного материала, готовятся презентации посвященные данной теме, виды городов страны изучаемого языка, карты и виды достопримечательностей, флажки обеих стран, материал из интернета и т.д.

От правильного выбора, планирования и оценки своих возможностей в наибольшей степени зависит активно положительное отношение школьника к учению в целом.

В заключение хочется сказать, что нетрадиционные формы уроков, в которые включаются учащиеся, постепенно формируют важную для личности способность стойкого познавательного интереса к отдельным видам учебной деятельности.

Литература:

  1. Е.И. Пассов «Урок иностранного языка в средней школе», М, 1988.
  2. Е.И.Пассов «Учитель иностранного языка. Мастерство и личность», М, 1993
  3. «Нестандартные уроки английского языка в школе», А.С.Любченко и др., Ростов-на Дону, Феникс, 2007
  4. «Разговорный английский язык», Эльжбета Манько; консультант по языку Дженни Томсон, М.:Астрель, АСТ, 2008
24.07.2015 13:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!