СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уро литературы - это интересно!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы – это интересно!

Что такое урок? Одни скажут, что это работа, заданная в определенный срок для выполнения, другие – нечто поучительное, из которого можно сделать вывод на будущее. Ученые определят его как учебный час, посвященный отдельному предмету, а педагоги назовут живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, которая служит для свершения всего самого важного и самого главного в жизни школьника.

А что скажу я, учитель-филолог?

Наверное, то, что значение уроков литературы трудно переоценить: именно там дети получают представления о вечных нравственных ценностях, добре и зле, узнают о мире и людях, о своей Родине и народе, знакомятся с классическими и современными литературными произведениями, сопереживают героям, смеются и плачут вместе с ними, овладевают тайнами художественного слова.

Да что долго говорить? Я приглашаю вас на урок.

… Итак, урок литературы в 10 классе: «Мысль семейная» на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Под музыку Бетховена «Лунная соната» начинаю урок:

-Л.Н.Толстого не было бы, если бы мы не читали его. Жизнь его книг – это наше чтение, наше существование в них. Каждый раз, когда кто-то берет «Войну и мир», жизнь этой книги начинается снова. Книга та же, Л.Н.Толстой тот же, но вот читатель другой. А писатель открыт всем. Он как храм на дороге. Один пройдет мимо – перекрестится по привычке. Другой зайдет внутрь и ничего не увидит. Третий и увидит – да золоченую ризу попа. А четвертый останется там и побудет.

Так давайте возьмем эту великую книгу в руки, откроем ее и войдем в этот храм – храм Л.Н. Толстого. И, войдя в него, вы остались в нем и о чем-то задумались. О чем же?

-О жизни, о любви, о войне и мире, о славе, о чести и бесчестии, о семье и семейных ценностях.

-Как много всего, о чем вы задумались. Но сегодня предлагаю остановиться на следующих двух вопросах, которые ставит перед собой писатель:

«Что есть жизнь настоящая?»

«Что скрепляет семью?»

Учащиеся разделяются на 3 творческие группы и определяют следующие вопросы: быт, традиции, жизненное кредо семей - Ростовых, Болконских, Курагиных.

Ребята открывают произведение Толстого, погружаются в него, и вот – взволнованные рассказы-исповеди «семейных родов». Конечно, звучат строки великого романа, но появляются и собственные рассуждения, идущие от жизненного опыта, позиции, мировоззрения учащихся.

Десятиклассники внесли в свои выводы элемент романтики: предложили создать фамильные гербы с надписями жизненных кредо героев романа. Для Ростовых, живущих любовью друг к другу и окружающим, ребята взяли слова Николая: «Да здравствует весь мир!». На гербе Болконских: « Честь, достоинство, порядок и точность во всем». У Курагиных: «Цель оправдывает любые средства».

И пусть суждения десятиклассников в чем-то ошибочны. Главное - в другом: они прочитали роман Толстого, нашли в нем созвучное себе, сумели понять жизнь в различных ее проявлениях. Мне нравится то, что ребята терпимы к мнению друг друга, что охватывают роман в целостности, так как это необходимо для серьезного и аргументированного ответа.

В заключение урока прослушиваем песню «Родительский дом» и делаем вывод:

-Да, это так, - «Родительский дом – начало начал, и в сердце каждого надежный причал».

Художественный мир, сотворенный гением Толстого, велик и огромен. И вот сегодня он предстал перед нами вновь, но только в одной семье. Каждая семья имеет свои «начала» и понимает счастье по-своему.

«Настоящая жизнь - это жизнь с интересами «поэзии… любви…страстей». По мысли Толстого - чувство не обманет человека нравственного, оно укажет, где истина, а где ложь. Я думаю, что вы поняли сегодня, какая семья ближе самому автору и почему.

Такие уроки литературы, я думаю, помогут детям в выборе нравственных приоритетов, заставят задуматься о своей настоящей семье и о будущей, позволят высветить настоящие человеческие ценности: любовь, искренность, доверие, доброта, дружба, уважение.

Эти человеческие ценности я считаю главными и в своем отношении к миру, к людям: деликатность в общении, чистосердечность в разговоре, обращение с ребенком как с равным по душе.

Ребенок приходит на мой урок с открытой душой и, уходя, он должен знать: я нужен и интересен моему учителю, моим друзьям, школе. Своей главной задачей каждого урока считаю: понять ребенка, принять его, помилосердствовать и помочь ему, окрылить его.

Только так можно воспитать личность, которая могла бы противостоять моральному нигилизму нашего времени, нести в себе духовные ценности… и критическое мышление.

Когда ученик говорит: «Скучно!», «Неинтересно!», «Учитель унижает!», «Дайте уважение, сочувствие, внимание!», «Поймите меня!», - то непорядочно учителю ссылаться на общую, социальную, экономическую растерянность нашего времени. Иные считают, что школа не может быть выше окружающего общества, и поэтому невозможно воспитать ученика, который бы учился из потребности образовывать себя…

Нет. Учитель многое может. Учитель многое значит. Состоится учитель как личность – состоится и ученик его.

Категория: Русский язык
18.03.2016 07:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!