СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок литературы – это интересно!
Что такое урок? Одни скажут, что это работа, заданная в определенный срок для выполнения, другие – нечто поучительное, из которого можно сделать вывод на будущее. Ученые определят его как учебный час, посвященный отдельному предмету, а педагоги назовут живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, которая служит для свершения всего самого важного и самого главного в жизни школьника.
А что скажу я, учитель-филолог?
Наверное, то, что значение уроков литературы трудно переоценить: именно там дети получают представления о вечных нравственных ценностях, добре и зле, узнают о мире и людях, о своей Родине и народе, знакомятся с классическими и современными литературными произведениями, сопереживают героям, смеются и плачут вместе с ними, овладевают тайнами художественного слова.
Да что долго говорить? Я приглашаю вас на урок.
… Итак, урок литературы в 10 классе: «Мысль семейная» на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
Под музыку Бетховена «Лунная соната» начинаю урок:
-Л.Н.Толстого не было бы, если бы мы не читали его. Жизнь его книг – это наше чтение, наше существование в них. Каждый раз, когда кто-то берет «Войну и мир», жизнь этой книги начинается снова. Книга та же, Л.Н.Толстой тот же, но вот читатель другой. А писатель открыт всем. Он как храм на дороге. Один пройдет мимо – перекрестится по привычке. Другой зайдет внутрь и ничего не увидит. Третий и увидит – да золоченую ризу попа. А четвертый останется там и побудет.
Так давайте возьмем эту великую книгу в руки, откроем ее и войдем в этот храм – храм Л.Н. Толстого. И, войдя в него, вы остались в нем и о чем-то задумались. О чем же?
-О жизни, о любви, о войне и мире, о славе, о чести и бесчестии, о семье и семейных ценностях.
-Как много всего, о чем вы задумались. Но сегодня предлагаю остановиться на следующих двух вопросах, которые ставит перед собой писатель:
«Что есть жизнь настоящая?»
«Что скрепляет семью?»
Учащиеся разделяются на 3 творческие группы и определяют следующие вопросы: быт, традиции, жизненное кредо семей - Ростовых, Болконских, Курагиных.
Ребята открывают произведение Толстого, погружаются в него, и вот – взволнованные рассказы-исповеди «семейных родов». Конечно, звучат строки великого романа, но появляются и собственные рассуждения, идущие от жизненного опыта, позиции, мировоззрения учащихся.
Десятиклассники внесли в свои выводы элемент романтики: предложили создать фамильные гербы с надписями жизненных кредо героев романа. Для Ростовых, живущих любовью друг к другу и окружающим, ребята взяли слова Николая: «Да здравствует весь мир!». На гербе Болконских: « Честь, достоинство, порядок и точность во всем». У Курагиных: «Цель оправдывает любые средства».
И пусть суждения десятиклассников в чем-то ошибочны. Главное - в другом: они прочитали роман Толстого, нашли в нем созвучное себе, сумели понять жизнь в различных ее проявлениях. Мне нравится то, что ребята терпимы к мнению друг друга, что охватывают роман в целостности, так как это необходимо для серьезного и аргументированного ответа.
В заключение урока прослушиваем песню «Родительский дом» и делаем вывод:
-Да, это так, - «Родительский дом – начало начал, и в сердце каждого надежный причал».
Художественный мир, сотворенный гением Толстого, велик и огромен. И вот сегодня он предстал перед нами вновь, но только в одной семье. Каждая семья имеет свои «начала» и понимает счастье по-своему.
«Настоящая жизнь - это жизнь с интересами «поэзии… любви…страстей». По мысли Толстого - чувство не обманет человека нравственного, оно укажет, где истина, а где ложь. Я думаю, что вы поняли сегодня, какая семья ближе самому автору и почему.
Такие уроки литературы, я думаю, помогут детям в выборе нравственных приоритетов, заставят задуматься о своей настоящей семье и о будущей, позволят высветить настоящие человеческие ценности: любовь, искренность, доверие, доброта, дружба, уважение.
Эти человеческие ценности я считаю главными и в своем отношении к миру, к людям: деликатность в общении, чистосердечность в разговоре, обращение с ребенком как с равным по душе.
Ребенок приходит на мой урок с открытой душой и, уходя, он должен знать: я нужен и интересен моему учителю, моим друзьям, школе. Своей главной задачей каждого урока считаю: понять ребенка, принять его, помилосердствовать и помочь ему, окрылить его.
Только так можно воспитать личность, которая могла бы противостоять моральному нигилизму нашего времени, нести в себе духовные ценности… и критическое мышление.
Когда ученик говорит: «Скучно!», «Неинтересно!», «Учитель унижает!», «Дайте уважение, сочувствие, внимание!», «Поймите меня!», - то непорядочно учителю ссылаться на общую, социальную, экономическую растерянность нашего времени. Иные считают, что школа не может быть выше окружающего общества, и поэтому невозможно воспитать ученика, который бы учился из потребности образовывать себя…
Нет. Учитель многое может. Учитель многое значит. Состоится учитель как личность – состоится и ученик его.
© 2016, Снегирева Татьяна Александровна 684