СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии 6 класс. Тема: «Опыление покрытосеменных растений».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии 6 класс.

Тема: «Опыление покрытосеменных растений».

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с биологической сущностью опыления, различными приспособлениями цветковых растений к тому или иному типу опыления и, показать взаимосвязи организмов в природе, воспитание умения видеть научную картину мира.
  • развитие мышления, анализа, умения работать с учебником, формирование навыков самостоятельной работы;
  • воспитание интереса к предмету, коммуникативных способностей, бережного отношения к природе, чувства прекрасного, креативных способностей, создание ситуации успеха.

Предварительная работа: создание презентации к уроку, видео «Цветы прекрасные творения природы», интерактивный тест.

Ход урока.

Организационный момент.

(актуализация)

1. Сейчас мы свами побываем в волшебном царстве растений в гостях у цветов. И мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими чувствами и мыслями, которые у вас возникнут при просмотре видео о цветах.

На экране видео цветов. («Не рвите, цветы…»)1мин. 20 сек.

(мотивация)

2.Какие чувства, мысли у вас возникают, когда вы смотрите на цветы? (дети рассказывают о своих чувствах)

– И я с вами вполне согласна: цветы – потрясающие творения природы. Невольно рождаются вопросы. Трудно ли быть цветком? Как природа создаёт такие разные формы, линии, цвета, запахи? Зачем такое разнообразие? Пройдёт человек, сорвёт красивый цветок, зачем ему тогда рождаться красивым? Ведь природа мудра, в природе нет ничего лишнего.

(подвожу к формулировке темы)

Как по волшебству каждую весну в природе все оживает, и распускаются цветы.

3.Как вы думаете для кого или для чего эта красота?Зачем цветы, для кого? Не только же для человека? (насекомых, для опыления).

(тема)

4.Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. О чем сегодня пойдет речь? Опыление покрытосеменных или цветковых растений растений (слайд )

Исходя из темы

(цель урока)

5.Теперь, давайте сформулируем цель нашего сегодняшнего урока? Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? Если тема урока «Опыление покрытосеменных растений», то (как происходит опыление, какое значение оно имеет для растений, какие способы опыления существуют)

6. Повторение пройденного материала.

7.Для того, чтобы добиться цели, которую мы поставили перед собой вспомним строение цветка. Ваша задача выполнить интерактивный тест. (слайд )у каждого на парте.

Изучение нового материала.

8. Мы с вами вспомнили строение цветка. И я хочу задать вам вопрос, как вы думаете, какие части цветка участвуют в опылении?(пестик, тычинки; А что именно в строении тычинок участвует в опылении? (пыльца). С пыльцой происходит действие, она опыляет –это глагол, которые нам говорит о действии, пестик.

9. А теперь попробуем вместе с вами ответить, что же такое опыление? (Опыление это перенос пыльцы).(слайд)

10.Откройте учебник. Прочитайте определение опыления по учебнику. стр. 195!

11. А для чего опыление цветковым растениям? значении опыления в жизни растений? Молодцы! (Опыление нужно, чтобы произошло оплодотворение, и образовались плоды с семенами). (запись в опорном конспекте).

12. А как же происходит опыление?

13.Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам решить биологическую задачу. Я её зачитаю, а вы следите по тексту опорного конспекта пункт 2.

Учёные провели эксперимент:

Цветки гороха и яблони, когда они находились в фазе бутона, накрыли марлевыми мешочками. После цветения у гороха образовались плоды, а у яблони нет. Почему? Выдвиньте научные гипотезы. По схематичному рисунку учебника стр. определите, какой тип опыления характерен для гороха, а какой для яблони. На обдумывание 1-2 минуты.

(Горох опылился своей пыльцой внутри бутона, а яблоне нужна другая пыльца, её переносят насекомые… Для гороха характерно самоопыление – схема А, а для яблони перекрёстное опыление схема Б). Запишите в конспект. (слайд1и2 схемы)

На экране растения, имеющие самоопыление, запишите в конспект примеры: фасоль пшеница, картофель, люпин.(слайды)

На экране растения, имеющие перекрёстное опыление, запишите примеры в конспект: дуб, ромашка, шиповник, ольха.(слайды)

14.Самоопыление и перекрёстное опыление встречаются в природе, поэтому их относят к естественному опылению.

15.Кроме естественного опыления выделяют ещё искусственное опыление, его проводит человек. (Искусственное опыление используется человеком для выведения новых сортов, для повышения урожайности растений).

16 При самоопылении цветку не нужны помощники, а при перекрестном опылении, помощники нужны, так как для опыления нужна пыльца с другого цветка. Кто или что переносит пыльцу с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка? (Насекомые, птицы, ветер, вода)

17. Растения с перекрестным опылением делят на 2 вида: ветроопыляемые и насекомоопыляемые.

18. Ребята, а как вы считаете, можно ли по внешним признакам отличить ветроопыляемые растения от насекомоопыляемых растений? В опорном конспекте таблица, которую вам нужно будет сейчас заполнить, работая с текстом учебника стр. 195-197. Найти в тексте и записать признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.(слайд)

название признаков

признаки цветов

ветроопыляемые растения

насекомоопыляемые растения

пыльца

лёгкая, мелкая, сухая, поверхность пылинки ровная, образуется очень много,

крупная, тяжёлая, липкая, на поверхности шипы, выросты, образуется мало

нектар

-

+

запах

-

+

размер цветка

мелкие

крупный или соцветие

окраска

невзрачные

яркая, заметная

время цветения растений

до распускания листвы

во время распускания или после распускания листьев

Проверка таблицы. Молодцы!

19.Эта таблица поможет вам при выполнении творческого задания. (задание 4)

Перед вами заготовки частей цветов, вам нужно по 2 человека, собрать цветок и определить тип и способ опыления (3-4 мин.)- ответы 1 мин.

20.У цветковых растений в ходе исторического развития выработались многочисленные приспособления к опылению. Запишите это как вывод.

21.Проверим усвоение материала, подведём итоги: в опорном конспекте составьте интеллект-карту по теме сегодняшнего урока. Проверка интеллект-карты (Интерактивная доска). Исправьте неточности, если они есть. Все молодцы справились с заданием.

Мы цель урока, разобрали типы опыления цветковых растений. Прекрасны цветы, сделанные вами. Давайте соберём их в букет. Очень красиво. Давайте сохраним вместе с вами красоту природы! Берегите природу.

Оцените, как вы усвоили тему, поднимите смайлики с улыбкой – усвоили тему, грустные – вам было сложно, тему не поняли.

Д.з. параграф 44.

Творческое задание: «Сказка о цветке и пчелке», «Сказка о цветке и ветре».

Спасибо за урок.

Категория: Биология
24.08.2015 10:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!