СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Особенность урока иностранного языка заключается в том, что он – не самостоятельная единица учебного процесса, а звено в цикле уроков. Чем это обусловлено?
Знания, полученные на отдельных уроках по другим предметам, часто имеют самостоятельное значение. Их можно использовать вне связи с другими знаниями по тому же предмету. Отдельные же навыки иноязычного говорения, чтения и т.п., если даже их удается сформировать на единичных уроках, не могут использоваться, поскольку речевая деятельность – это целая система навыков. Что же касается умений, доведения даже малой дозы речевого материала до уровня умения требует цикла уроков.
Как бы идеально ни был спланирован урок, как бы прекрасно ни был он проведен, оценивать его по-настоящему можно лишь тогда, когда отчетливо определено его место среди других уроков. В уроке все определяется не только целью данного урока, но и общей системой работы в цикле уроков.
В самом деле, трудно себе представить мыслящего учителя, у которого вся перспектива ограничивается завтрашним уроком, учителя, который не заглядывал бы вперед и для которого вчерашний, сегодняшний, завтрашний уроки – это уроки сами по себе, а не звенья одной цепи, хотя и самостоятельные, но прочно связанные между собой, обусловливающие друг друга. Поэтому урок как организационная единица учебного процесса лишь относительно самостоятелен.
Любой учебник рассчитан на «ученика вообще», а не на конкретный 4 «а» или 7 «б», на «учителя вообще», а не на Марию Петровну или Лидию Сергеевну. Между тем, у каждого класса, у каждого учителя свои особенности, своя неповторимая индивидуальность. Что может один – не под силу другому, что легко и интересно одному – скучно и трудно другим.
Поэтому важно осознать, что для правильного планирования необходим циклический план урока. Кстати, прибегать к циклическому планированию нередко заставляют обстояте6льства, когда приходится, например, по разным причинам перекомпоновывать материал учебника.
Циклический план позволяет учителю представить ясную перспективу работы, так как весь материал заранее распределяется на весь цикл уроков, помогает определить роль и место каждого урока в цикле. Для правильного решения этих вопросов и для создания преемственности между уроками необходимо учитывать многое:
а) сложность материала (по усмотрению учителя материал из двух параграфов может объединяться или, наоборот, один большой параграф может быть разбит на два цикла);
б) объем речевого материала (он может сокращаться или дополняться, в зависимости от условий учения);
в) размещение упражнений в нужной последовательности;
г) исключение одних упражнений и выполнение других, более эффективных для данного класса;
д) взаимосвязь различных видов речевой деятельности;
е) систематическое включение материалов для повторения, в зависимости от успешности усвоения в данном классе;
ж) дозировку нового материала;
з) задание на дом.
Что же следует включать в циклический план? Вот примерная «шапка» такого плана.
Виды речевой деятельности |
Оснащение урока |
Домашнее задание |
||||||
Тип и вид урока |
Цикл урока |
Речевой материал |
Аудирование |
Говорение |
Чтение |
Письмо |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Циклический план не может заменить конспекта урока, ибо нуждается в конкретизации. Но он позволяет видеть цикл уроков в целом и поэтому намечать более эффективные пути и средства достижения промежуточных целей учения.
Практика показала, что предлагаемая типология уроков весьма удобна для учителя. При условии использования определенных дополнительных материалов учитель сможет распределить материал учебника соответственно типам уроков в цикле. Это позволит всегда осуществлять необходимую стратегию планирования, которая состоит в том, чтобы: 1) правильно распределять время на те или иные виды речевой деятельности в цикле; 2) правильно распределять время на тот или иной материал, те или иные виды работы; 3) планомерно включать в учебный процесс пройденный уже ранее материал для повторения; 4) интенсифицировать усвоение за счет логики самого урока и последовательности этапов овладения материалом.
© 2016, Куликова Наталья Александровна 1561