СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
На этапе новых ФГОС многие традиционные формы уроков видоизменяются, подстраиваясь под современные требования. Не обошла эта тенденция и урок коррекции знаний, который в прошлом часто назывался просто контрольным уроком. Однако сейчас он приобретает новое содержание.
Особенности урока коррекции
А также:
Как провести урок коррекции знаний, умений и навыков
В соответствии с
Структура урока коррекции знаний, умений и навыков довольно типична.
План урока коррекции знаний умений и навыков может включать в себя следующие компоненты:
Впрочем, план конкретного урока может и не включать в себя все эти компоненты.
1. Организационный момент
Это важный этап урока коррекции знаний, поэтому методисты не советуют пропускать его или проводить формально, без учета специфики занятия.
Поскольку нет ученика, который не волновался бы хоть немного перед контрольной, надо спокойным и уверенным тоном поговорить с ребятами, настроить их на работу, постараться помочь поверить в свои силы.
Можно, например, напомнить об удачном уроке коррекции при завершении прошлого раздела, предложить желающим высказать одноклассникам пожелания успеха, как-то ободрить наиболее нервных и неуверенных в себе учеников. Хотя бы просто погладить по голове или улыбнуться.
2. Актуализация знаний
Этот этап можно и пропустить, если учитель уверен, что класс прекрасно помнит весь материал и не волнуется. В остальных случаях провести актуализацию желательно, хотя бы в течение нескольких минут. Дать вспомнить основные тезисы изученного материала:
Можно, напротив, сделать акцент на практике и задать вопросы в стиле «Как пишется…», «Как решать…», «Как идет реакция…» и тому подобное.
Если позволяет время, то хорошо взять вопросы и из первой, и из второй группы. Во всяком случае, не стоит отводить на этот этап более пяти минут. Цель его — всего лишь подтолкнуть ребят в нужном направлении, настроить на работу и вселить веру в себя; общий пафос — «Вот видите, вы все помните или можете вспомнить!».
3. Контроль глубины знаний
Это одна из двух основных частей работы на уроке. Чаще всего на данном этапе предлагается самостоятельная работа в какой-либо форме. Здесь могут быть уместны многие варианты контроля:
Однако на этом этапе уместны и различные групповые формы работы (игры, викторины, турниры и проч.):
Не надо беспокоиться, что балл за этот этап может оказаться не совсем объективным: более досконально удастся проверить каждого ученика на следующем этапе.
4. Физкультминутка
Проводить ее психологи и методисты советуют на любом уроке в любом классе, а вот на уроке коррекции знаний она просто необходима, так как снимает напряжение и помогает немного встряхнуться. Хорошо бы провести ее под музыку, но если обстоятельства не позволяют, то хотя бы немного отвлечься. Потягивание, упражнение для кистей рук или для глаз («Ленивая восьмерка», например) — это обязательный минимум, а займет в прямом смысле слова минуту.
4. Контроль умения использовать знания
Это, в общем-то, и есть самое главное, что мы проверяем, в соответствии с ФГОС. Может ли ученик самостоятельно решить задачу, ответить на проблемный вопрос, разобраться в конкретной ситуации.
Опрос обычно проводится по разноуровневым карточкам строго индивидуально. Возможны два варианта:
В первом случае ученик либо сам выбирает себе карточку (а потом, выполнив ее, может взять другую; или не выполнив — это уж как выйдет), либо учитель выдает в соответствии с уровнем знаний (этот вариант нехорош: наша цель научить школьника объективной самооценке, а она в данном случае не реализуется), либо все начинают с «троечной» карточки, а потом могут взять посложнее. Дети будут ходить по классу, все пройдет бодрее и оживленнее.
Во втором случае тоже есть два варианта: предложены вопросы на разное количество первичных баллов или балл зависит от количества выполненных заданий вне зависимости от их сложности. В этом случае школьники никуда не идут и учитель не должен бегать, поднося новые карточки. Но это же является и минусом: психологическое напряжение выше.
Если задания в карточках разного уровня сложности, то их следует маркировать цветом по знакомой учащимся системе: скажем, синий — «удовлетворительно», зеленый — «хорошо», красный — «отлично». Годится любой вариант, лишь бы ученикам он был известен.
На этом этапе уместны творческие задания:
5. Анализ и оценка
Урок коррекции знаний, умений и навыков ФГОС должен убеждать ученика в ценности знаний и результативности работы. Поэтому прекрасно, если есть возможность сразу же оценить хотя бы часть работы детей. Конечно, окончательная оценка не может быть выставлена незамедлительно, но учитель может успеть проверить тест, он знает предварительный балл по первым этапам урока. Можно сделать некий общий вывод.
6. Рефлексия и домашнее задание
Здесь вывод делается не в виде оценки знаний, а как общая оценка работы: была ли она продуктивной, с полной отдачей, что было трудно, а что — нет.
Что касается домашнего задания, то многие учителя не задают его после такого урока или предлагают что-нибудь творческое и интересное (рисунок, иллюстрацию, найти загадку или забавный вопрос по теме и прочее).
Урок коррекции знаний, умений и навыков всегда занимал особое место среди уроков. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы он вписывался в общую концепцию преподавания предмета и оказывал на обучающихся развивающее воздействие
© 2018, Дубова Анастасия Александровна 461