СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе. Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова. Подготовила и провела Аболкасымова М.К.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  1. Познакомить учащихся с тематикой лирики Некрасова, ее своеобразием; выявить особенности художественного мира поэта, его лирического героя; совершенствовать навыки анализа лирического произведения; развивать умение самостоятельно работать в группе;
  2. развивать внимание к слову; логическое мышление;
  3. воспитывать патриотизм, активную жизненную позицию, интерес к поэзии Н.А. Некрасова.

Подготовительная работа: учитель заранее извещает учащихся, что изучать предложенную тему они будут самостоятельно, работая в группах. Класс делится на 5 команд, у каждой свое домашнее задание.

1гр: прочитать стихотворения «Поэт и гражданин», «Вчерашний день часу в шестом», « Муза», «Элегия», «Умру я скоро». Уметь объяснять их содержание, выучить одно наизусть.

2гр: прочитать стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «Забытая деревня», « Школьник», «Несжатая полоса», « В полном разгаре…». Уметь объяснять их содержание, выучить одно наизусть.

3гр: прочитать стихотворения « Памяти Добролюбова», «Н.Г. Чернышевский», « Современники», « Сеятелям». Уметь объяснять их содержание, выучить одно наизусть.

4гр: прочитать стихотворения «Песня Еремушке», «Колыбельная песня». Уметь объяснять их содержание, выучить одно наизусть.

5гр: прочитать стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди», «Огородник», « Прости», «Гадающей невесте». Уметь объяснять их содержание, выучить одно наизусть.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Ребята, на сегодняшнем уроке речь пойдет о поэзии Н.А. Некрасова. Мы будем постигать мир поэзии Некрасова в целом, как говорил В.Г. Белинский, попытаемся уловить « тайну» его личности, пафос творчества. Вдумчиво читая, анализируя его стихотворения, исследуя их художественные особенности, мы должны определить основные темы и идеи лирики поэта. (запись числа, темы).

II. Новый материал.

Индукция. Обращение к эпиграфу.

Я лиру посвятил народу своему.

Н.А. Некрасов

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Н.А. Некрасов

У каждого настоящего поэта есть свое кредо. Поэтическое кредо Н.А. Некрасова заключается в строках…(эпиграф). Каков стиль автора?( суровый, реалистичный). О чем он мог писать? Для кого создавал произведения? Что значит для него быть гражданином? (отвечают).

Таким образом, «суровость», тяжесть, неблагозвучие - приметы гражданской поэзии. Она противопоставлена легкости, напевности, поэзии «чистого искусства». Некрасов – представитель гражданской лирики, главные черты творчества Некрасова-это народность и гражданственность.

Словарь:

Лирика - род литературы, где отражаются чувства, переживания автора и его героев.

Народность –писать о народе и для народа.

Гражданственность- активная жизненная позиция, неравнодушие к проблемам страны и народа.

Муза- источник поэтического вдохновения, само вдохновение, творчество.

Элегия- жанр лирики, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.

Направления в поэзии второй половины 19 века: сторонники «чистого искусства» и гражданской поэзии.

2. Самостоятельная исследовательская работа с текстом в группах.

(учитель корректирует и направляет ответы, дает комментарий). Учитель нацеливает детей на работу:

« Сейчас вы будете работать самостоятельно, в группах. Результаты вашего исследования представите через 15 минут. А в конце урока все должны ответить на вопросы:

  • Назовите основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова.
  • Каковы особенности художественного мира поэта?
  • Какие нравственные уроки дало общение с творчеством Н.А. Некрасова?
  • Что еще хотели бы узнать, о чем поговорить, изучая творчество поэта?

1 гр: «Поэт и гражданин», «Вчерашний день часу в шестом», « Муза», «Элегия», «Умру я скоро».

  • Выразительно прочитайте стихотворение «Муза»(1852). Как изображает поэт музу? ( Муза- крестьянка. Судьба музы имеет конкретные черты: бледна, унижена, гонима, обречена, безмолвна)
  • Прочитайте наизусть одно стихотворение.
  • Каков идеал музы Некрасова в стихотворениях «Вчерашний день часу в шестом», « Муза»? ( Поэт не случайно показывает своей музе крестьянку, которую секут на площади. Он называет музу сестрой обездоленных и угнетенных).
  • О чем спорят герои стихотворения «Поэт и гражданин»(1856)? Кто победил в этом споре? ( в споре нет победителя: оба приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует не только художественного таланта, но и гражданственности, активной борьбы за гражданские убеждения.)
  • «Элегия» (1874).

Слово учителя: в письме А. Ермакову (инженер-путеец, добрый, отзывчивый человек, чьих детей после смерти жены воспитывает сестра Некрасова) поэт писал, что посвящает это любимое, задушевное произведение ему, самому дорогому другу).

  1. Почему Некрасов выбрал жанр элегии?
  2. О чем говорится в первой строфе?
  3. К кому она обращена?( к молодежи, о бедственном положении народа)
  4. О чем говорится в 3,4 строфах? (об отношении к реформе, о том, как к поэту приходит вдохновение)
  5. Каким представлен народ в элегии?
  6. Что можно сказать о Некрасове, прочитав данное стихотворение?

( Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремленный художник служит народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Ему не безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Муза поэта - страдающая, воспевающая народ. Поэт должен быть с народом и служить народу)

2 гр: «Размышления у парадного подъезда», «Забытая деревня», « Школьник», «Несжатая полоса», « В полном разгаре…»

  • «Размышления у парадного подъезда»(1858)

1.Какие композиционные особенности стихотворения вы можете выделить?(контраст 2 миров- «владелец» роскошных палат» и обездоленные бедняки)

2. О чем размышляет автор?

  • «Забытая деревня» (1856)

О чем это стихотворение? Какие картины встают перед глазами? Смысл названия? ( После смены царя Николая I положение крестьян не изменилось. Забытая деревня – вся Россия!)

  • Наизусть 1 стихотворение.
  • Каков народ в этих произведениях?
  • Какую цель преследует Некрасов, изображая в своих стихотворениях тяжелую жизнь народа, полную горя и страданий? ( Убеждает, что так продолжаться не может, настанет время, когда народ «грудью дорогу проложит себе». Но прежде надо народ просветить, помочь осознать могучую силу, что предстояло сделать народным заступникам.)

3гр: « Памяти Добролюбова», «Н.Г. Чернышевский», « Современники», « Сеятелям»

  1. « Памяти Добролюбова»
  • Прочитайте выразительно стихотворение «Памяти Добролюбова».
  • Какие «сокровища душевной красоты» открыл и оценил поэт в Добролюбове?( Добролюбов- друг и учитель)
  • Что в облике и судьбе Добролюбова воспринято Некрасовым как типичное для революционеров-шестидесятников вообще? ( Беспредельная любовь к родине. Прием градации. Сначала любовь к родине сопоставима с любовью к женщине. Потом она становится любовью сына, а герой стихотворения оказывается лучшим сыном родины. Образ героя типичен, ведь его судьба и личность схожи с судьбами выдающихся современников: Чернышевского, Писарева)
  • Какая лексика преобладает? Для чего? (Высокая, книжная лексика помогает создать образ человека, которому свойственны не только высокие помыслы, но и самоотреченье во имя дела революции. Добролюбов- пример служения высшему долгу. Некрасов преклоняется перед человеком, научившим любви к родине. Обыденные слова не могут передать величие личности Добролюбова)

Слово учителя:

В поэтических раздумьях поэта о друзьях запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова, Белинского, Чернышевского. В творчестве Некрасова тема «Белинский» была не только глубоко личной, но и общественно важной. В 1853 году, когда имя Белинского находилось под запретом цензуры, поэт публикует « Памяти приятеля». Белинскому посвящает поэмы «В.Г. Белинский» и « Несчастные»

Ребята, поразмышляйте над вопросом: « Хорошо ли это, когда человек только для себя и за себя?

  • Чтение наизусть стихотворения « Сеятелям» (сеятели- это общественные деятели, народные заступники, которые несут народу семена правды)

1. Кто такие сеятели?

2.Какова роль сеятелей?

4гр:

  • Песня Еремушке»

1.Какие две жизненные позиции противопоставлены в стихотворении? ( «пошлый опыт» и «человеческие стремления»)

2. Какой жизненный идеал проповедует няня?

3.Какие стремления проезжий человек считает человеческими? ( Братство, Равенство, Свобода)

4. В каких словах слышится призыв к революции? Какой характер придают стихотворению глаголы в повелительном наклонении?

5. Найдите примеры возвышенной лексики. Какова их роль?

6. Каков символический смысл в сне ребенка Еремушки и его пробуждении? Почему дитя, проснувшись, плачет? Какие песни нудно петь русскому народу, чтобы он, «исполненный сил», проснулся богатырем?

7. Какова формула счастья?

  • 5гр: «Мы с тобой бестолковые люди», «Огородник», « Прости», «Гадающей невесте»
  • Чтение наизусть одного стихотворения.
  • Какую любовь мы видим в произведениях Некрасова? (Драматичную. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают)
  • Каков идеал женщины, по мнению поэта?

Слово учителя:

Драматична была любовь поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. В этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой, надежной подруги, опоры в трудной жизненной борьбе. Она целительница поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.

  • Какие советы дает Некрасов невесте? Современны ли они?

III. Обобщение.

  • Назовите основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова.
  • Каковы особенности художественного мира поэта?

РЕФЛЕКСИЯ.

  • Что дал вам этот урок? Какие нравственные уроки дало вам общение с лирикой Н.А. Некрасова?
  • Что еще хотели бы узнать, о чем поговорить, изучая творчество поэта?

Заключительное слово учителя:

Итак, сегодня вы изучали новую тему самостоятельно, работали в группах, высказывали свое мнение, убеждали в правоте, активно мыслили. Я думаю, что зерно, которое посеял в ваши души Н.А.Некрасов, даст хорошие ростки «разумного, доброго, вечного».

11.01.2018 22:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП