СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель:
Подготовительная работа: учитель заранее извещает учащихся, что изучать предложенную тему они будут самостоятельно, работая в группах. Класс делится на 5 команд, у каждой свое домашнее задание.
1гр: прочитать стихотворения «Поэт и гражданин», «Вчерашний день часу в шестом», « Муза», «Элегия», «Умру я скоро». Уметь объяснять их содержание, выучить одно наизусть.
2гр: прочитать стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «Забытая деревня», « Школьник», «Несжатая полоса», « В полном разгаре…». Уметь объяснять их содержание, выучить одно наизусть.
3гр: прочитать стихотворения « Памяти Добролюбова», «Н.Г. Чернышевский», « Современники», « Сеятелям». Уметь объяснять их содержание, выучить одно наизусть.
4гр: прочитать стихотворения «Песня Еремушке», «Колыбельная песня». Уметь объяснять их содержание, выучить одно наизусть.
5гр: прочитать стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди», «Огородник», « Прости», «Гадающей невесте». Уметь объяснять их содержание, выучить одно наизусть.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Ребята, на сегодняшнем уроке речь пойдет о поэзии Н.А. Некрасова. Мы будем постигать мир поэзии Некрасова в целом, как говорил В.Г. Белинский, попытаемся уловить « тайну» его личности, пафос творчества. Вдумчиво читая, анализируя его стихотворения, исследуя их художественные особенности, мы должны определить основные темы и идеи лирики поэта. (запись числа, темы).
II. Новый материал.
Индукция. Обращение к эпиграфу.
Я лиру посвятил народу своему.
Н.А. Некрасов
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Н.А. Некрасов
У каждого настоящего поэта есть свое кредо. Поэтическое кредо Н.А. Некрасова заключается в строках…(эпиграф). Каков стиль автора?( суровый, реалистичный). О чем он мог писать? Для кого создавал произведения? Что значит для него быть гражданином? (отвечают).
Таким образом, «суровость», тяжесть, неблагозвучие - приметы гражданской поэзии. Она противопоставлена легкости, напевности, поэзии «чистого искусства». Некрасов – представитель гражданской лирики, главные черты творчества Некрасова-это народность и гражданственность.
Словарь:
Лирика - род литературы, где отражаются чувства, переживания автора и его героев.
Народность –писать о народе и для народа.
Гражданственность- активная жизненная позиция, неравнодушие к проблемам страны и народа.
Муза- источник поэтического вдохновения, само вдохновение, творчество.
Элегия- жанр лирики, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.
Направления в поэзии второй половины 19 века: сторонники «чистого искусства» и гражданской поэзии.
2. Самостоятельная исследовательская работа с текстом в группах.
(учитель корректирует и направляет ответы, дает комментарий). Учитель нацеливает детей на работу:
« Сейчас вы будете работать самостоятельно, в группах. Результаты вашего исследования представите через 15 минут. А в конце урока все должны ответить на вопросы:
1 гр: «Поэт и гражданин», «Вчерашний день часу в шестом», « Муза», «Элегия», «Умру я скоро».
Слово учителя: в письме А. Ермакову (инженер-путеец, добрый, отзывчивый человек, чьих детей после смерти жены воспитывает сестра Некрасова) поэт писал, что посвящает это любимое, задушевное произведение ему, самому дорогому другу).
( Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремленный художник служит народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Ему не безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Муза поэта - страдающая, воспевающая народ. Поэт должен быть с народом и служить народу)
2 гр: «Размышления у парадного подъезда», «Забытая деревня», « Школьник», «Несжатая полоса», « В полном разгаре…»
1.Какие композиционные особенности стихотворения вы можете выделить?(контраст 2 миров- «владелец» роскошных палат» и обездоленные бедняки)
2. О чем размышляет автор?
О чем это стихотворение? Какие картины встают перед глазами? Смысл названия? ( После смены царя Николая I положение крестьян не изменилось. Забытая деревня – вся Россия!)
3гр: « Памяти Добролюбова», «Н.Г. Чернышевский», « Современники», « Сеятелям»
Слово учителя:
В поэтических раздумьях поэта о друзьях запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова, Белинского, Чернышевского. В творчестве Некрасова тема «Белинский» была не только глубоко личной, но и общественно важной. В 1853 году, когда имя Белинского находилось под запретом цензуры, поэт публикует « Памяти приятеля». Белинскому посвящает поэмы «В.Г. Белинский» и « Несчастные»
Ребята, поразмышляйте над вопросом: « Хорошо ли это, когда человек только для себя и за себя?
1. Кто такие сеятели?
2.Какова роль сеятелей?
4гр:
1.Какие две жизненные позиции противопоставлены в стихотворении? ( «пошлый опыт» и «человеческие стремления»)
2. Какой жизненный идеал проповедует няня?
3.Какие стремления проезжий человек считает человеческими? ( Братство, Равенство, Свобода)
4. В каких словах слышится призыв к революции? Какой характер придают стихотворению глаголы в повелительном наклонении?
5. Найдите примеры возвышенной лексики. Какова их роль?
6. Каков символический смысл в сне ребенка Еремушки и его пробуждении? Почему дитя, проснувшись, плачет? Какие песни нудно петь русскому народу, чтобы он, «исполненный сил», проснулся богатырем?
7. Какова формула счастья?
Слово учителя:
Драматична была любовь поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. В этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой, надежной подруги, опоры в трудной жизненной борьбе. Она целительница поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.
III. Обобщение.
РЕФЛЕКСИЯ.
Заключительное слово учителя:
Итак, сегодня вы изучали новую тему самостоятельно, работали в группах, высказывали свое мнение, убеждали в правоте, активно мыслили. Я думаю, что зерно, которое посеял в ваши души Н.А.Некрасов, даст хорошие ростки «разумного, доброго, вечного».
© 2018, Аболкасымова Минслу Комбаровна 1852