СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки - урок здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? В Концепции содержания образовательной области «Искусство» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.

Музыкальное  искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом. Слушание музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе обладает большой силой  эмоционального воздействия на ребенка, и поэтому играет огромную роль в воспитании здорового подрастающего поколения.

Звуки несут огромную информацию для каждого человека отдельно. Классические композиции снижают уровень содержания в крови стрессовых гормонов, ускоряют процесс лечения различных заболеваний. Аккорды в виде терций и тонических трезвучий отвечают за положительные эмоции. О целебных свойствах музыки было известно издавна. Так, в Библии описывается, как царь Израиля Саул, одержимый злым духом, позвал  Давида и попросил сыграть на арфе. «Давид взял арфу, играл, и лучше становилось Саулу».  В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой системы. Одним из тех, кто первым научно объяснил целебный эффект музыки, был Пифагор, утверждавший, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и вследствие этого восстанавливает в организме человека гармонию. Занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Платон считал музыку главным средством для развития гармонической  личности, а Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно влиять на характер человека. Музыка стимулирует выработку гормонов, ответственных за эмоциональное состояние человека, в том числе и те, которые связаны с ощущением вдохновения и душевного покоя. 

Мелодия представляет собой особое сочетание звуковых волн, входящих в резонанс с каждой клеткой нашего тела. Причем это происходит не только с теми, кого природа наградила слухом: человеческий организм устроен так, что он воспринимает звуковые волны внутренними органами, кожей и даже скелетом. Великий Бетховен, будучи уже глухим, не просто писал математически выверенные формулы на нотных листах – он слышал свои произведения всем своим естеством. Современными учеными доказан тот факт, что посредством музыки можно влиять на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека, а также воздействовать на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения В.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, П.Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое выздоровление. И строго научно доказано, что тяжелый рок отрицательно воздействует на все живое. Он подавляет рост культурных растений, вызывает расстройства физиологии животных. Лучше всего на организм человека влияет музыка В.А. Моцарта. Музыка Моцарта оказывает на человека благотворное воздействие. Младенцы, слушающие Моцарта, успокаиваются, школьники лучше усваивают учебный материал, а взрослые становятся более красноречивыми. Нейробиолог Гордон Шоу после ряда экспериментов утверждает, что музыка Моцарта мобилизирует возможности человеческого мозга. Музыкальные произведения этого композитора выдерживают 30-секундный интервал «громко-тихо», а он точно соответствует характеру биотоков головного мозга человека. Гениальный австрийский композитор писал свою музыку преимущественно в мажорных тонах, поэтому она постоянно привлекает внимание слушателей.  

Не все готовы воспринять классическую музыку такой, какой она рождена и поэтому у некоторых детей возникает трудность при ее прослушивании. Для этого перед тем, как слушать то или иное произведение следует подробно рассказать о чем идет речь. Настрой ребенка для прослушивания, является подготовительным этапом перед вкушением звуков. Музыка влияет на человека через ритм. Все функции организма подчинены ему: ритмично бьется сердце, дышат легкие, выполняются двигательные функции. Платон видел в музыке отличное средство для выработки характера. Музыкальные вибрации освежают ум, облегчают мышление. При помощи звука включаются механизмы высшей нервной деятельности. Слушая музыку, дети могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты в рисунке. Так, во втором классе на 5 уроке «Природа и музыка» (2 раздел « День, полный событий») я провожу игру «Музыкальная кисть». «Представьте, что вы - художники. Возьмите «музыкальную кисть» и подберите к музыке подходящие цвета». Во время слушания фортепианных пьес С.С.Прокофьева «Утро» и «Вечер» учащиеся рисуют  свою  картину к каждой пьесе, дают название. После прослушивания определяют и объясняют, какая из пьес С.С.Прокофьева изображает утро, а какая – вечер? Отвечают на вопрос: «Почему к пьесе «Утро» вы подобрали именно эти цвета, а к пьесе «Вечер» совсем иные?» Выявляют, как звуками фортепиано можно показать простор между небом и землей, облаками и травой?  На 1 уроке «Мелодия» (1 раздел «Россия - Родина моя» 2 класс) учащиеся слушают мелодию русского композитора М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке» (вступление из оперы «Хованщина») и отвечают на вопросы: какими чувствами наполнена эта музыка? Какую картину она рисует?  Выполняют игру «Музыкальная кисть» - подбирают подходящие цвета и рисуют свою  картину. Через слушание музыки на уроке идет мощное душевное внутреннее очищение. И в этом очищении и заключается психотерапевтическая суть музыкального искусства. Певческая деятельность на уроке музыки помогает формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию.

При регулярной и правильной  певческой деятельности на уроках музыки улучшается и физическое здоровье детей, а значит, пение можно рассматривать, как физиологический процесс. Великий Авиценна считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья является пение. Народная мудрость гласит: "Кто много поет, того хворь не берет!". Особо следует отметить и благотворное влияние на здоровье человека напевного, протяжного произнесения гласных звуков. Так, звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу; звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди; звук “о - и - о - и” массирует сердце; звук “и - э - и” воздействует на мозг, почки, железы внутренней секреции; звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом. Когда человек поет, не напрягая голоса, практически на одной ноте, с физиологической точки зрения происходит тот же процесс, что при йоговских дыхательных упражнениях: "Продолжительность выдоха превышает по длительности вдох". Не зря говорят: "Школа пения - школа дыхания". От его навыков зависит качество голоса, его сила. Поскольку певческое дыхание представляет собой своеобразный массаж внутренних органов, то системное его использование благоприятно влияет на физическое здоровье ребенка. От выработки правильного механизма зависит уровень подсвязочного давления, а, также работа брюшного пресса. Все это в совокупности координирует работу всех органов  голосообразующей системы и  заметно воздействует на укрепление общего психофизического состояния ребенка. Для снижения эмоционального напряжения эффективным средством является функциональная музыка. Она может сопровождать основные режимные моменты: подготовку учащихся к утренней гимнастике,  физкультминутки, игры на переменах. Основным критерием подбора музыки является соответствие ее темпа и ритма функциональному состоянию ребенка. Ритмичная, маршевая мелодия возбуждает, повышает эмоциональный тонус, позволяет быстрее сбросить напряжение урока. Медленная мелодичная музыка успокаивает, заставляет расслабиться.  На утреннюю зарядку музыка звучит как сигнал к сбору, мобилизует, повышает настроение. Это может быть песенка "Юные спортсмены", маршевые, спортивные мелодии.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. На первой физкультминутке при выполнении упражнения для снятия зрительного напряжения рекомендуется в течение 2-3 минут использовать мелодию вальса. Вторая физкультминутка может сопровождаться ритмичной музыкой, например, «Калинка», «Гиподинамия». Игры на перемене рекомендуется сопровождать веселой, но не слишком громкой мелодией. Хороший расслабляющий эффект может быть получен при использовании медленной спокойной мелодии, имитирующей звуки природы: шум моря, журчание ручья, шелест листвы, пение птиц. Такая музыка рекомендуется во время проведения упражнений мышечной релаксации. Изучен оздоровительный эффект классической музыки. Так, мелодии некоторых произведений И.С. Баха позволяет получить расслабляющий эффект: установку на состояние покоя может создать Прелюдия №1, расслабление мимических мышц - Прелюдия №8. Произведения Ф. Шопена позволяют ощутить расслабление мышц туловища — Прелюдия №4, мышц ног — Прелюдия №13. Некоторые произведения Ф. Шопена способствуют нормализации регуляторных функций: регуляции ритма сердечных сокращений и дыхания — Прелюдия №15, общей активации — Прелюдия №17.

Мобилизации физического и психического тонуса при выходе из состояния расслабленности способствует произведение К. Глюка "Мелодия". Формированию состояния уверенности помогают произведения М. Таривердиева "Мгновение", Ж. Бизе — Р. Щедрина на тему "Тореадор"; для поднятия настроения - «Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарта, «Хабанера» из оперы «Кармен» Ж. Бизе, «Триумфальный марш» из оперы «Аида» Д.  Верди; для успокоения и умиротворения - «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Колыбельная» И. Брамса.

Таким образом, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект.

Литература: Ботицкий  М. Знаете ли вы музыку. - М.: Музыка, 1985 Рушель Блаво. Исцеление музыкой. СПетербург, Питер, 2003 Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. М.: Музыка, 2000

27.01.2015 06:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!