СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок – обобщение по теме:
«Полезные ископаемые и их роль в жизни человека»
Мы хозяева нашей природы
и она для нас кладовая с великими
сокровищами жизни
М. Пришвин.
Здравствуйте, ребята!
У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости! Поприветствуем их. А теперь давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок. Ведь каждый день мы добываем сами новые знания, а для нам необходимо хорошее настроение.
А теперь закройте глаза.
Что вы видите? (темно)
Так было до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это Земля, которая полна тайн.
Земля – это планета Солнечной системы, она окружена воздушной оболочкой. Поверхность её – горы, равнины. На поверхности – вода, почва, растительность, животные и люди.
А что находится внутри?
А ответить на этот вопрос нам помогут загадки:
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло.
От него в домах светло
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль (Уголь)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске,
Оставляет белый след (Мел)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже (Песок)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу (Глина)
Без неё не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Покрывают им дороги,
Улицы в селении
А ещё он есть в цементе
Сам он удобрение (Известняк)
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением (Торф)
Молодцы! А каким общим понятием можно объединить слова, которые вы отгадали (Полезные ископаемые)
Ребята, сегодня на уроке мы вспомним, повторим и обобщим группу полезных ископаемых, их свойства, применение и значение в жизни человека.
Итак, тема нашего урока «Полезные ископаемые и их роль в жизни человека»
- Давайте подберём слово похожее по смыслу к слову полезные (Нужное, необходимое)
- А как вы понимаете слово- ископаемые? (искать, копать)
- И что получилось?
Необходимое, нужное искать, копать.
Молодцы! Вспомнили, что такое полезные ископаемые.
- Ребята, а теперь дайте с помощью учебника определение полезным ископаемым
Полезные ископаемые- это образование в земной коре, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека. (запись в тетрадь)
- Ребята, если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то что бы знать как их применять, как вы думаете, что ещё мы должны о них знать? (Свойства)
Каждый из вас во время подготовки д/з побывал в роли научных сотрудников по изучению свойств п.и.
- Сейчас вам нужно внимательно послушать и определить, какое полезное ископаемое рассказывает о себе.
А сейчас, как настоящие исследователи мы проведём практическую работу.
Вам необходимо выбрать из предложенных свойств только те, которые соответствуют вашему полезному ископаемому и ответить на ряд вопросов. Но перед работой мы совсем немножко отдохнём.
Физминутка
Задание:
На доске записано несколько свойств, а напротив п.и. - стрелочками соединить соответствующие свойства.
Условные знаки – какому п. и. соответствуют- подписать.
(запись в тетради).
- Ребята, а как вы думаете, есть ли полезные ископаемые на территории нашей Брянской области?
Сейчас мы совершим маленькое путешествие по нашей области и узнаем, какие полезные ископаемые у нас добывают.
Посмотрите на карту Брянской области, как много здесь полезных ископаемых (мел, песок, глина…)
К нам пришло письмо от старухи Шапокляк.
Дорогие ребята 6 б класса Супоневской школы – интерната! Мне необходима ваша помощь. Я в наследство получила на территории вашей области замок. Но мне необходимо произвести в нём ремонт. Подскажите, есть ли какие - нибудь полезные ископаемые на вашей территории
из которых делают строительные материалы и что конкретно? Заранее спасибо.
Мы поможем старухе Ш. - доставим ей шифер, цемент, стекло, кирпич.
Ребята, а нужно ли беречь полезные ископаемые? Или они безграничны?
К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!
В недра гор, Земли и рек
Пробирался человек.
Он старался всё достать,
Что б скорей богатым стать.
Через сотни лет, позднее
Он поймёт, что стал беднее.
Птицы стали задыхаться
И домой не возвращаться
Меньше нефти, нет бензина
А всего одна причина
Как спасти всё, люди это
Чтоб жила ещё планета?
Энергия, полученная от солнца миллионы лет назад, сегодня возвращается к нам в виде угля, нефти, газа. Но мы должны относится к этим богатствам бережно.
д/з составить письмо для людей с призывом беречь природу.
Красный кружок- трудно, не понял
Жёлтый – есть то, что не понял
Зелёный – всё понял и всё понравилось.
Полезное ископаемое |
Цвет |
Свойства |
Применение |
|
|
|
|
Выбрать характерные свойства:
Твёрдое
Жидкое
Тяжелее воды
Чёрного цвета
Желтого цвета
Хрупкое
Имеет запах
Пропускает воду
Сыпучее
Легче воды
Белого цвета
Горючее
Плохо пропускает воду
Коричневого или белого цвета
НЕФТЬ
ПЕСОК
ГЛИНА
МЕЛ
УГОЛЬ
Лаки
Краски
Лекарства
Посуду
Ткани
Стекло
Парафин
Бензин
Цемент
Кирпич
Бетон
Фантики для конфет
.
© 2019, Краснодемская Татьяна Николаевна 214