© 2019, Боровская Елена Юрьевна 143
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема урока: Как стать Почетным гражданином города. Трудовые дела – на века!
Цель урока: развитие целостного представления о трудолюбии как нравственном качестве и общечеловеческой ценности, проявляя интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, своего края, города.
Задачи урока:
Планируемые результаты:
Формируемые УУД
Элементы содержания:
- Трудолюбие как нравственное качество человека, общечеловеческая ценность, основа трудовой деятельности;
- отражение отношения к труду в современном обществе;
- оценка трудовой деятельности жителями нашего города.
Характеристика деятельности обучающихся:
Совместная деятельность в группах, в парах, работа со справочными источниками информации, коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему эти люди являются Почетными гражданами нашего города?»
Межпредметные связи: история, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, обществознание.
Гости: ученики 10 класса.
Этапы урока |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||
1.Самоопре деление к деятельности (подготовка учащихся к работе на уроке) |
Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой. |
Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. |
Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
|||
2.Актуализа ция знаний. |
- Наш урок, ребята, мы начнём с путешествия. Мы с вами отправимся на главную улицу нашего города. Кто мне поможет, как она называется? Почему она главная?
Итак, мы находимся возле Центрального Универмага г. Хабаровска, а слева от него мы видим, что на большой доске под стеклом находятся фотографии людей. В нашем городе эта почётная доска появилась в 2005 году. - Прочитайте, кто это? - Давайте прочитаем несколько фамилий: 1983 год – Михаил Фёдорович Паньков; 1995 год – Николай Дмитриевич Наволочкин; 1995 год – Всеволод Петрович Сысоев; 1998 год – Виктор Иванович Ишаев; 2009 год – Александр Иванович Соколов.
- Знаете вы этих людей? В конце нашего урока мы обязательно вернемся к этим «Почетным гражданам» города. |
ул. Муравьева-Амурского. Высказывают свои мнения. Читают: Почетные жители г. Хабаровска Дети отвечают. |
Познавательные: - извлекать информацию, представленную в разных формах; Выявлять причинно-следственные связи. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации Регулятивные: научатся высказывать свое предположение |
|||
3.Мотивация |
- Как вы понимаете «почётные» граждане? - Ребята, как нужно трудиться, чтобы народ через долгие годы помнил про труженика? Спасибо за ваше мнение. Учитель подводит итоги сказанного: Верно. На какой бы работе человек не работал, надо трудиться честно, любить свое дело, творить красоту, понимать значимость своего труда. |
Высказывают дети свои мнения. - надо стать известным, что-то доброе совершить, чтобы про тебя помнили и др. -Надо хорошо трудиться. - любить свою работу. |
Познавательные: пытаются решить проблему известным способом,фиксируют проблему. Коммуникативные: Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. Регулятивная: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
|||
4. Постановка учебной задачи. |
- Что нам предстоит сегодня выяснить? Предлагаю вам самим определить тему нашего урока.
- Девиз нашего урока: «Трудовые дела – на века!». - Как вы его понимаете? Правильно. Цель нашего урока – выяснить, как нужно трудиться, чтобы твой труд положительно оценили твои современники. Задачи урока: -расширить наши знания о значении труда и человека труда в современном обществе;
|
Дети формулируют тему урока «Как стать Почетным гражданином города», объясняют девиз урока. |
||||
5.Решение учебной задачи (усвоение новых знаний и способов действий) |
- Перед вами толковый словарь русского языка Ожегова. Найдите в нем значение понятия «Почетный гражданин». -Можете в компьютерах в Интернете найти значение данного понятия. 1 вариант: Почётные граждане (историческое значение )-особый привилегированный класс городских обывателей (жителей). 2 вариант: Почётный гражданин (современное значение)-звание,которое присваивается высшим руководящим органом территории, населённого пункта… в качестве награды (поощрения) за заслуги перед этой территорией, населённым пунктом… и символизирует «исключительную форму выражения признательности и благодарности (…) общества за деятельность на пользу города, а также дань уважения к людям, имеющим особые заслуги перед Отечеством». Историческое понятие было отменено еще в начале 20 века. - Сегодня мы с вами какое определение будем применять? Первое или второе? Ваши высказывания совпадают с научными высказываниями? В каждом городе, селе есть люди, о которых хочется рассказать всем. Мы хотим, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, совершивших трудовые подвиги.Для них труд — это вся их жизнь, человек живет своей работой, стремится сделать её ещё лучше. Труд - это источник радости, удовольствия. Задание детям: - Ребята, у вас на столах есть листы бумаги – запишите те качества, какими должен обладать Почетный гражданин. (Учитель обобщает ответы учащихся). - теперь давайте создадим схему из этих слов - «кто такой Почетный гражданин» (Создание на доске схемы виде пчелиных сот)
-Обратите внимание, на что похожа наша схема, ребята? -Как вы думаете, почему? Вывод: Кто может стать «Почетным гражданином города»? Старательные, трудолюбивые, ответственные, честные, добросовестные, искренние, бесстрашные, готовые совершить подвиг и оказать помощь в любой ситуации люди. |
Второе значение Да. Частично. Работа в парах (старательный, трудолюбивый, искренний, ответственный, честный, добросовестный, готовый совершить подвиг, бесстрашный) Создают на доске схему - похожа на цветок, - на пчелиные соты. -пчелы-самые трудолюбивые насекомые. |
||||
6.Первичное закрепление. Самостоя- тельная работа в группах. |
Прошу вас (по желанию) разбиться на группы. - Каждая группа будет выбирать уважаемого человека, который своими делами прославил наш город. Это могут быть люди, которые вас окружают (родители, родственники, ваши учителя, соседи и другие) А наше жюри (ученики 10 класса) из ваших кандидатов выберут тех достойных людей, которым можно будет присвоить звание «Почетный гражданин» в канун дня рождения г. Хабаровска. И у нас на классной доске появится своя доска почета. Давайте вспомним правила работы в группах. Задание ученикам 10 класса: Разработать памятный знак «Почетного гражданина» города. Группы представляют своего кандидата перед жюри. Жюри подводит итоги. Учитель: - А какие вам, ребята необходимо сделать шаги, чтобы ваша фамилия оказалась на доске почета? Всё это возможно, это в ваших силах. |
Работа в 5 группах. Ученики вспоминают правила работы в группах. Работа в группах. (Представляют кандидата устно, рисуют словесный портрет пользуясь схемой) (Учитывается обоснованность) Поощрение каждой группы. Ответы детей. |
||||
7.Обобщение усвоенного материала и включение знаний в систему. |
Ребята, за особые заслуги перед городом и горожанами, за высокий авторитет в обществе, самоотверженный труд некоторых жителей нашего города награждают почетным званием. Когда вы станете взрослыми, тоже внесете свой вклад в развитие нашего города, сделаете очень многое для того, чтобы вас помнили потомки, и тогда, на этой доске может быть появится и ваше имя. Предлагаю завершить урок нашей песней «Гимназический вальс», в которой замечательные слова: Всегда вперед! Пусть труден путь – Дорога нам видна. Мы гимназисты, не забудь И цель у нас одна. Достичь вершины тяжело, Но мы, выпускники, Прославим город наш родной Твои выпускники! |
© 2019, Боровская Елена Юрьевна 143