СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ФОРМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ИМПРЕССИОНИСТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА
Мимолетный характер элементов:
1) отказ от рисунка и моделировки предмета с помощью светотени: «краски. настолько поглотили рисунок, что даже линии ожили и стали элементом живописи»3;
1 Любопытно, что даже Сезанн не понимал этого различия, когда он описывал задачу импрессионизма вышеупомянутым образом: «Мгновение уходит и не повторяется. Правдиво передать его в жизни. И ради этого забыть обо всем».
2 Насколько многообразны были эмоциональные отношения к световым эффектам, открытые импрессионистами, видно из того, что они различали чувства, возбуждаемые дневным солнечным светом, сумеречным освещением, лунным светом, мраком (покров ночи) и искусственным светом (китайские фонари, газовые рожки, свечи и т. п.).
2) «растворение» предмета в световоздушной среде (диффузность изображения) ;
3) высветление колорита (согласно формуле «впустите солнце»2) — «импрессионизм освободил колорит от ига музейных картин и создал новое понимание красок, соответствующее новому содержанию»3.
4) переход от смешения красок на палитре или на картоне к смешению цветов в глазу зрителя (оптическое смешение цветов), что предполагает использование чистых цветов спектра и раздельного мазка (пуантилизм, или дивизионизм)4.
Мимолетный характер структуры:
1) «случайный» (импровизационный) характер композиции, ее неправильность (отсутствие выделенного центра) и асимметрия, что представляет прямую противоположность обычно тщательно продуманной композиции реалистов и особенно символистов (не говоря уже о сторонниках ренессанса и классицистах);
2) птичья или лягушачья перспектива — мимолетные впечатления часто требуют необычной перспективы. Примером первой может служить «Балансирующая танцовщица» Дега, а второй — его же «Музыканты в оркестре»
3) воздушная перспектива без линейной — основы такой перспективы были заложены еще в традициях китайской пейзажной живописи;
4) «туманность» композиции, которая, как мы уже видели, предполагает недосказанность и намек, а последние создают почву для разного рода ассоциаций. Однако здесь недосказанность имеет существенно иной смысл, нежели в символизме. Там она была носителем тайны; тут же она является показателем эфемерности и кратковременности изображаемого, ввиду чего многое его касающееся остается, так сказать, за кадром. «Туманность» композиции подчеркивает мимолетность происходящего, вследствие чего художник как бы не успевает получить информацию о некоторых деталях и сообщить о них зрителю. Например, в упоминавшейся уже картине Ренуара «В ложе» образ дамы разработан достаточно детально, тогда как образ ее спутника остается приглушенным, так сказать, «в тени».
Импрессионистическая гармония художественного образа— сочетание контраста мимолетных элементов с равновесием мимолетной композиции.
© 2015, Ильина Наталья Владимировна 346