СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум «Осложнённое предложение (8–9 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащимся хорошо известны рассказы из «За­писок охотника» И. С. Тургенева, читали они и рассказы И. А. Бунина.

Цели урока:

  1. сформировать умения распознавать изобра­зительно-выразительные средства языка (обособленных членов предложения, ввод­ных слов, обращений, однородных членов), оценивать выразительность речи. «Знать вы­разительные средства языка, уметь пользо­ваться его стилевыми и смысловыми богатст­вами во всём их структурном многообразии — к этому должен стремиться каждый носи­тель языка» (Л. И. Скворцов);
  2. интегрировать материал русского языка и литературы, создать условия для переноса лингвистических знаний в новые учебные ситуации.

I. Оргмомент. Формулирование задач урока.

II. Вступительное слово учителя.

Напомним школьникам о силе художественного слова, его воздействии на человеческие чувства и эмоции, о музыке, воплощённой в литературном тексте, о том, какими средствами передаёт автор душевное состояние героя повествования, проиллюстрировать это фрагментами рассказов «Певцы» и «Косцы». В этих глубоко поэтических произведениях интересно не только само описание пения простых русских людей, но и описание впечатления, которое производит это пение на слушателей. Музыкальный образ русской песни несёт в себе обобщающий смысл. Раздольная русская песнь становится символом русской души, символом России.

Обратим внимание класса, как по-разному подходят писатели к изображению исполнения песни, как используют разные лингвистические средства. Им удаётся передать чувства восхищения и восторга, преклонения перед талантом русского человека. Перед нами — яркие образы, прозрачные ассоциации, колоритные описания. Словам просторно и свободно так же, как и вдохновению исполнителей, их раздольным песням.

Задание 1. Выразительно прочитайте отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Певцы» Определите, с помощью каких средств достигается его поэтическая выразительность, с помощью каких частей речи прозаический текст начинает звучать как песня.

«Он глубоко вздохнул и запел. Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принёсся откуда-то издалека, словно залетев случайно в комнату. Странно подействовал этот трепе­щущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга. За этим звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, но все ещё видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замираю­щим колебаньем, за вторым — третий, и, понемногу разгорячась и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала», — пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже отзывался сначала чем-то болезненным; но в нём была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, види­мо, овладело упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся. По­мнится, я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумев­шего вдали, большую белую чайку: она сидела непо­движно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длин­ные крылья навстречу знакомому морю, навстречу низ­кому, багровому солнцу: я вспомнил о ней, слушая Якова. Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пло­вец волнами, нашим молчаливым, страстным участьем. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то род­ным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднима­лись к глазам слёзы».

Задание 2. Назовите имена существительные и глаголы, которые имеют значение звучания, распределите эти слова в три группы: су­ществительные — глаголы — глагольные формы. Выполните задание в тетрадях и сверьте ответ с доской.

Семантическое поле с данным значением вы­глядит так:

звук запел звенящий

голос полилась дрожащий

песня пел прозвенев

звенел шумевший

отзывался

звучала

Ученики могут называть и такие существи­тельные, как струна, море, чайка (очевидно, эти слова ассоциируются у детей с определён­ными звуками). Нужно пояснить, что и эти об­разы помогают мастеру передать разнообразные чувственные ощущения, найти соответствующие звуки и краски для создания музыкального образа.

Задание 3. Определите, какие морфологиче­ские и синтаксические средства использует автор, чтобы передать нарастающую силу звука, затем голоса и, наконец, самой песни. (Благодаря меткому использованию приёма градации у читателей возникает ясное представле­ние о том, как последовательно увеличивается сила од­ного звука, затем нескольких, которые, присоединяясь друг к другу, образуют удивительной красоты голос. Хотя голос был слегка разбит, хотя и отзывался чем-то болезненным, именно этот голос породил чис­тую, прозрачную, необыкновенную песню. Сила нарас­тающей песни, динамика действия передаются глагола­ми и глагольными формами, которые одновременно вы­полняют функцию точных и оригинальных метафор, приближающих читателя к ощущениям рассказчика.)

Задание 4. Запишите в столбик отрезки пред­ложений: основы предложений, однородные сказуемые, обособленные обороты, — ко­торые демонстрируют превращение звука в песню.

Звук пронёсся издалека, словно залетел;

странно подействовал на нас;

последовал другой звук;

разгорячасъ и расширяясь, полилась песня;

голос звенел, отзывался;

песнь росла, разливалась;

голос крепчал, твердел, расширялся.

Автор передаёт быстро изменяющееся со­стояние голоса исполнителя, повествование приобретает динамичность. Голос Якова стано­вился всё более твёрдым, уверенным.

Задание 5. Определите, какие же словесные образы соотносятся с глаголами, которые обозначают расширение (росла, разливалась, расширялся).

Семантический ряд с тем же значением — степь, бесконечная даль, море, сияние зари, что-то родное и необозримо широкое, дороженька. Простор, удаль, ве­личие слышатся в этих словах. Даже в песне поётся об этом: «Не одна во поле дороженька пролегала». Нет ни конца ни края этим широтам, как нет конца и края свободной русской душе. Вот почему замирает сердце и в нём соседствуют столь различные чувства: «всем нам сладко становилось и жутко».

Задание 6. Выпишите эпитеты, определите, чем они выражены, приведите примеры дру­гого изобразительного приёма — сравнения; определите способы выражения сравнения.

Психологическое восприятие художественного об­раза усиливают эпитеты, выраженные краткими при­лагательными, которые обозначают переменный, из­меняющийся признак (слаб, неровен), отглагольными прилагательными (трепещущий, звенящий, дрожащий, надтреснутый) и обособленным определением, кото­рое выражает экспрессивное значение (более твёрдый и протяжный). Это экспрессивное значение достигает­ся и другим изобразительным приёмом — сравнением, которое оформляется с помощью союзов как, словно (как струна; словно залетел; как надтреснутый; как бодрый пловец; словно знакомая степь раскинулась перед вами) и с помощью формы творительного падежа существительного (стрелой вонзается).

Задание 7. Найдите в тексте примеры нетради­ционной сочетаемости слов и объясните эти выражения.

Нетрадиционная сочетаемость слов, обусловлен­ная характером содержания текста, усиливает впечат­ление: сладко и жутко; сложный эпитет увлекатель­но-беспечная, грустная скорбь. Учащиеся самостоя­тельно по словарю В. И. Даля определяют значение слов: грусть, скорбь, грустить, скорбеть. Грустить — значит тосковать, болеть сердцем, маяться душой. Скорбеть — тосковать, печалиться, ныть сердцем. Эти оттенки значений предопределяют появление в описа­нии таких эпитетов, как русская, правдивая, горячая душа. Автор намеренно ставит понятия в ряд однород­ных членов; несмотря на то что в этом ряду стоят отно­сительные и качественные прилагательные, читатель воспринимает их как равные по смыслу, характеризую­щие слово «душа» с одной стороны. Оттого сердце заны­ло, что песня хватала за сердце, хватала прямо за его русские струны, а голос вонзался стрелой в душу слу­шателя. Соучастие присутствующих было столь сильным и действенным, что талантливому певцу передалась эта энергия: в голосе появилась едва заметная страсть, и Яков уже уверенно и твёрдо продолжал пение. Кульминация восприятия выражена именно в этом предложении. В момент наивысшего подъёма исполнителя рассказчику вспоминается берег и закат солнца.

Задание 8. Определите значение микротемы, которая органично вплетается в канву текста, в композиции отрывка.

Обилие осложнённых конструкций (вводные слова и предложения, однородные члены, обособленные опре­деления и обстоятельства, уточняющие члены) внутри сложного синтаксического целого мотивировано содер­жанием как всего текста, так и микротекста. Картина многокрасочной живой природы, в которой переплета­ются человеческие эмоции с красотой окружающего мира, основана на запоминающихся образах: песчаный берег, грозно и тяжко шумевшее море, белая чайка, шелковистая грудь чайки, алая заря, багровое солнце. Художник словно нанёс на холст лёгкими штрихами и мазками этот пейзаж. Теперь, когда пение Якова за­тронуло самые дальние уголки сердца, песня не каза­лась заунывной, она стала родной, близкой и понятной. Потому и томится сердце в груди рассказчика, закипа­ют и поднимаются к глазам слезы. Музыка явилась при­чиной пробуждения в человеке самых высоких чувств.

III. Организация речевой практики

Обсуждение самостоятельно подготовленных высказываний учеников по анализу отрывка из рассказа И. А. Бунина «Косцы».

«Теперь они пели: «Ты прости-прощай, любезный друг!». И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и ни­когда не понять, а главное, не высказать вполне, в чём такая дивная прелесть их песни.

Прелесть её была в откликах, в звучности берёзового леса. Прелесть её была в том, что никак не была она са­ма по себе: она была связана со всем, что видели, чувст­вовали и мы и они, эти рязанские косцы. Прелесть бы­ла в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, её простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И ещё в том была (уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу.

Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъёмы молодой здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственно­стью, с той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Чувствовалось — человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзы­вался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерз­кую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. И прекрасны совершенно особой, чисто рус­ской красотой были те чувства, что рассказывали они [косцы] своими вздохами и полусловами, вместе с от­кликающейся далью, глубиной леса».

Организация лингвостилистического анали­за данного отрывка.

Задание 9. Прочитайте рассказ И. А. Бунина «Косцы» и аргументированно ответьте на вопросы:

1) Каков тип речи данного отрывка?

2) Какова тема и задача авторского описания?

3) Возможно ли выделить в композиционном плане микротемы?

4) Какие зрительные образы создаются автором и как это связано с задачей описания?

5) Какие краски из палитры вы использовали бы для того, чтобы запечатлеть описанное Иваном Алексеевичем Буниным на холсте?

6) Определите эстетическую функцию, кото­рую выполняют в тексте имена существи­тельные.

7) Какова функция эпитетов-прилагательных в создании музыкального образа?

8) Каким общим значением объединены в тексте глаголы и глагольные формы?

9) Какова особенность их употребления в тексте?

10) Какие оттенки значений можно выделить в словах «песня» и «песнь»?

11) Каково значение словосочетаний хлебород­ное поле, медвяные травы, заповедная даль?

12) Какова функция анафоры (одинаковое на­чало соседних предложений) в данном от­рывке?

13) Выделите в предложениях ряды однород­ных членов. Каким образом эти конструк­ции способствуют конкретизации образа?

14) Чем выражены в предложениях обособлен­ные обороты и какое назначение выполня­ют в тексте?

Далее учащиеся анализируют интонацион­ный рисунок предложений текста и его ритми­ческую структуру.

Задание 10. Выразительно прочитайте и изо­бразите схематично интонационный рисунок следующего предложения: И ещё в том бы­ла (уже совсем не осознаваемая нами тог­да) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу. Сопоставьте паузы и знаки препинания в предложении. Какие слова требуется выделить с помощью логического ударения? Какие интонационные отрезки произносятся в замедленном темпе? Сделай­те вывод о значении ритмической структуры предложения и всего текста.

Эстетическая оценка реальной действительности, размышления о прелести исполнения песни, о красоте самой жизни связаны с конкретными понятиями: хле­бородное поле, молодой лес, берёзовый лес, большая до­рога, простор, заповедная даль. Этот семантический ряд соотносится с существительными родина, Россия и словосочетанием общий дом. Такая организация изо­бразительных средств обеспечивает эмоциональное чи­тательское восприятие. И хотя рассказчик убеждён, что невозможно передать всю полноту ощущений (и никогда не понять, а главное, не высказать вполне), тем не менее находит те слова, которые лучше всего подойдут для объяснения сути русской души.

Приподнятость, возвышенность художественной ре­чи, безусловно, объясняется использованием ритмич­ных сложных синтаксических конструкций с однород­ными членами, грамматическими и лексическими пов­торами, которые насыщены различными стилистиче­скими тропами. Мысли о красоте пения переходят в философские рассуждения и обобщения о кровном род­стве людей, о гармонии человека и природы, о беско­нечности жизни.

IV. Самостоятельная письменная работа

Мини-изложение с дополнительным заданием: «С какой целью автор включает в описание му­зыкальный образ?»

Другой вариант проведения урока-практикума. Если класс достаточно подготовлен, то можно предложить школьникам провести сопоставительно-стилистический анализ данных отрывков. Такая работа потре­бует от учащихся выполнения сложных мысли­тельных операций по сравнению и обобщению, а также составление развёрнутых устных высказываний-рассуждений. Организо­вать эту работу можно следующим образом. Нужно разделить класс на две группы, каждая из которых самостоятельно анализирует худо­жественные тексты (один из них — более де­тально). Одновременно обе группы знакомятся с системой заданий и вопросов, предусматри­вающих сопоставление отрывков. Выступления учащихся в процессе обсуждения дополняются, корректируются учениками другой группы. Предварительно ученики в своих исследова­тельских группах назначают оппонентов и ре­цензентов. Тем самым школьники будут пос­тавлены в условия, при которых они вынужде­ны следить за логикой рассуждения, оценивать композицию и качество высказывания своих товарищей.

Вопросы и задания для сопоставительно-стилистического анализа отрывков

1) Определите, что именно объединяет оба от­рывка.

2) Каким настроением проникнут каждый отрывков, с помощью каких слов, словосочетаний создаётся это настроение?

3) Как соотносятся друг с другом предметно-логическая и эмоционально-экспрессивная стороны в данных отрывках? Укажите соответствующие формы их выражения.

4) Постарайтесь выделить композиционные части в текстах. Что общего и в чём различие в их структуре?

5) Как композиция каждого из текстов способствует логике проникновения в музыкальный образ?

6) Какие образы возникают в воображении слушателей? С чем ассоциируется мастерское исполнение песни?

7) Какие понятия являются для авторов самыми важными? Подтвердите свой ответ.

Выделите основные семантические ряды. Обоснуйте свой выбор.

8) Найдите сравнения в каждом отрывке. Каким образом сравнения связаны с авторской идеей?

9) Определите, какие именно синтаксические конструкции характерны для каждого из отрывков.

10) Как сложные предложения, осложнённые конструкции помогают в создании музыкального образа? Докажите своё мнение примерами из текстов.

Урок завершается самостоятельной письменной работой учащихся, в которой они раскроют, как мастер слова использует языковые средства различных уровней.

ЛИТЕРАТУРА

Гац И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка. — М.: Дрофа, 2003. — С. 36-40.

Категория: Русский язык
02.11.2016 19:58


© 2016 1908

Рекомендуем курсы ПК и ПП