© 2016 1908
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учащимся хорошо известны рассказы из «Записок охотника» И. С. Тургенева, читали они и рассказы И. А. Бунина.
Цели урока:
I. Оргмомент. Формулирование задач урока.
II. Вступительное слово учителя.
Напомним школьникам о силе художественного слова, его воздействии на человеческие чувства и эмоции, о музыке, воплощённой в литературном тексте, о том, какими средствами передаёт автор душевное состояние героя повествования, проиллюстрировать это фрагментами рассказов «Певцы» и «Косцы». В этих глубоко поэтических произведениях интересно не только само описание пения простых русских людей, но и описание впечатления, которое производит это пение на слушателей. Музыкальный образ русской песни несёт в себе обобщающий смысл. Раздольная русская песнь становится символом русской души, символом России.
Обратим внимание класса, как по-разному подходят писатели к изображению исполнения песни, как используют разные лингвистические средства. Им удаётся передать чувства восхищения и восторга, преклонения перед талантом русского человека. Перед нами — яркие образы, прозрачные ассоциации, колоритные описания. Словам просторно и свободно так же, как и вдохновению исполнителей, их раздольным песням.
Задание 1. Выразительно прочитайте отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Певцы» Определите, с помощью каких средств достигается его поэтическая выразительность, с помощью каких частей речи прозаический текст начинает звучать как песня.
«Он глубоко вздохнул и запел. Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принёсся откуда-то издалека, словно залетев случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга. За этим звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, но все ещё видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым — третий, и, понемногу разгорячась и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала», — пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже отзывался сначала чем-то болезненным; но в нём была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладело упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся. Помнится, я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинные крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому, багровому солнцу: я вспомнил о ней, слушая Якова. Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участьем. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы».
Задание 2. Назовите имена существительные и глаголы, которые имеют значение звучания, распределите эти слова в три группы: существительные — глаголы — глагольные формы. Выполните задание в тетрадях и сверьте ответ с доской.
Семантическое поле с данным значением выглядит так:
звук запел звенящий
голос полилась дрожащий
песня пел прозвенев
звенел шумевший
отзывался
звучала
Ученики могут называть и такие существительные, как струна, море, чайка (очевидно, эти слова ассоциируются у детей с определёнными звуками). Нужно пояснить, что и эти образы помогают мастеру передать разнообразные чувственные ощущения, найти соответствующие звуки и краски для создания музыкального образа.
Задание 3. Определите, какие морфологические и синтаксические средства использует автор, чтобы передать нарастающую силу звука, затем голоса и, наконец, самой песни. (Благодаря меткому использованию приёма градации у читателей возникает ясное представление о том, как последовательно увеличивается сила одного звука, затем нескольких, которые, присоединяясь друг к другу, образуют удивительной красоты голос. Хотя голос был слегка разбит, хотя и отзывался чем-то болезненным, именно этот голос породил чистую, прозрачную, необыкновенную песню. Сила нарастающей песни, динамика действия передаются глаголами и глагольными формами, которые одновременно выполняют функцию точных и оригинальных метафор, приближающих читателя к ощущениям рассказчика.)
Задание 4. Запишите в столбик отрезки предложений: основы предложений, однородные сказуемые, обособленные обороты, — которые демонстрируют превращение звука в песню.
Звук пронёсся издалека, словно залетел;
странно подействовал на нас;
последовал другой звук;
разгорячасъ и расширяясь, полилась песня;
голос звенел, отзывался;
песнь росла, разливалась;
голос крепчал, твердел, расширялся.
Автор передаёт быстро изменяющееся состояние голоса исполнителя, повествование приобретает динамичность. Голос Якова становился всё более твёрдым, уверенным.
Задание 5. Определите, какие же словесные образы соотносятся с глаголами, которые обозначают расширение (росла, разливалась, расширялся).
Семантический ряд с тем же значением — степь, бесконечная даль, море, сияние зари, что-то родное и необозримо широкое, дороженька. Простор, удаль, величие слышатся в этих словах. Даже в песне поётся об этом: «Не одна во поле дороженька пролегала». Нет ни конца ни края этим широтам, как нет конца и края свободной русской душе. Вот почему замирает сердце и в нём соседствуют столь различные чувства: «всем нам сладко становилось и жутко».
Задание 6. Выпишите эпитеты, определите, чем они выражены, приведите примеры другого изобразительного приёма — сравнения; определите способы выражения сравнения.
Психологическое восприятие художественного образа усиливают эпитеты, выраженные краткими прилагательными, которые обозначают переменный, изменяющийся признак (слаб, неровен), отглагольными прилагательными (трепещущий, звенящий, дрожащий, надтреснутый) и обособленным определением, которое выражает экспрессивное значение (более твёрдый и протяжный). Это экспрессивное значение достигается и другим изобразительным приёмом — сравнением, которое оформляется с помощью союзов как, словно (как струна; словно залетел; как надтреснутый; как бодрый пловец; словно знакомая степь раскинулась перед вами) и с помощью формы творительного падежа существительного (стрелой вонзается).
Задание 7. Найдите в тексте примеры нетрадиционной сочетаемости слов и объясните эти выражения.
Нетрадиционная сочетаемость слов, обусловленная характером содержания текста, усиливает впечатление: сладко и жутко; сложный эпитет увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Учащиеся самостоятельно по словарю В. И. Даля определяют значение слов: грусть, скорбь, грустить, скорбеть. Грустить — значит тосковать, болеть сердцем, маяться душой. Скорбеть — тосковать, печалиться, ныть сердцем. Эти оттенки значений предопределяют появление в описании таких эпитетов, как русская, правдивая, горячая душа. Автор намеренно ставит понятия в ряд однородных членов; несмотря на то что в этом ряду стоят относительные и качественные прилагательные, читатель воспринимает их как равные по смыслу, характеризующие слово «душа» с одной стороны. Оттого сердце заныло, что песня хватала за сердце, хватала прямо за его русские струны, а голос вонзался стрелой в душу слушателя. Соучастие присутствующих было столь сильным и действенным, что талантливому певцу передалась эта энергия: в голосе появилась едва заметная страсть, и Яков уже уверенно и твёрдо продолжал пение. Кульминация восприятия выражена именно в этом предложении. В момент наивысшего подъёма исполнителя рассказчику вспоминается берег и закат солнца.
Задание 8. Определите значение микротемы, которая органично вплетается в канву текста, в композиции отрывка.
Обилие осложнённых конструкций (вводные слова и предложения, однородные члены, обособленные определения и обстоятельства, уточняющие члены) внутри сложного синтаксического целого мотивировано содержанием как всего текста, так и микротекста. Картина многокрасочной живой природы, в которой переплетаются человеческие эмоции с красотой окружающего мира, основана на запоминающихся образах: песчаный берег, грозно и тяжко шумевшее море, белая чайка, шелковистая грудь чайки, алая заря, багровое солнце. Художник словно нанёс на холст лёгкими штрихами и мазками этот пейзаж. Теперь, когда пение Якова затронуло самые дальние уголки сердца, песня не казалась заунывной, она стала родной, близкой и понятной. Потому и томится сердце в груди рассказчика, закипают и поднимаются к глазам слезы. Музыка явилась причиной пробуждения в человеке самых высоких чувств.
III. Организация речевой практики
Обсуждение самостоятельно подготовленных высказываний учеников по анализу отрывка из рассказа И. А. Бунина «Косцы».
«Теперь они пели: «Ты прости-прощай, любезный друг!». И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чём такая дивная прелесть их песни.
Прелесть её была в откликах, в звучности берёзового леса. Прелесть её была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, её простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И ещё в том была (уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу.
Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъёмы молодой здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Чувствовалось — человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они [косцы] своими вздохами и полусловами, вместе с откликающейся далью, глубиной леса».
Организация лингвостилистического анализа данного отрывка.
Задание 9. Прочитайте рассказ И. А. Бунина «Косцы» и аргументированно ответьте на вопросы:
1) Каков тип речи данного отрывка?
2) Какова тема и задача авторского описания?
3) Возможно ли выделить в композиционном плане микротемы?
4) Какие зрительные образы создаются автором и как это связано с задачей описания?
5) Какие краски из палитры вы использовали бы для того, чтобы запечатлеть описанное Иваном Алексеевичем Буниным на холсте?
6) Определите эстетическую функцию, которую выполняют в тексте имена существительные.
7) Какова функция эпитетов-прилагательных в создании музыкального образа?
8) Каким общим значением объединены в тексте глаголы и глагольные формы?
9) Какова особенность их употребления в тексте?
10) Какие оттенки значений можно выделить в словах «песня» и «песнь»?
11) Каково значение словосочетаний хлебородное поле, медвяные травы, заповедная даль?
12) Какова функция анафоры (одинаковое начало соседних предложений) в данном отрывке?
13) Выделите в предложениях ряды однородных членов. Каким образом эти конструкции способствуют конкретизации образа?
14) Чем выражены в предложениях обособленные обороты и какое назначение выполняют в тексте?
Далее учащиеся анализируют интонационный рисунок предложений текста и его ритмическую структуру.
Задание 10. Выразительно прочитайте и изобразите схематично интонационный рисунок следующего предложения: И ещё в том была (уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу. Сопоставьте паузы и знаки препинания в предложении. Какие слова требуется выделить с помощью логического ударения? Какие интонационные отрезки произносятся в замедленном темпе? Сделайте вывод о значении ритмической структуры предложения и всего текста.
Эстетическая оценка реальной действительности, размышления о прелести исполнения песни, о красоте самой жизни связаны с конкретными понятиями: хлебородное поле, молодой лес, берёзовый лес, большая дорога, простор, заповедная даль. Этот семантический ряд соотносится с существительными родина, Россия и словосочетанием общий дом. Такая организация изобразительных средств обеспечивает эмоциональное читательское восприятие. И хотя рассказчик убеждён, что невозможно передать всю полноту ощущений (и никогда не понять, а главное, не высказать вполне), тем не менее находит те слова, которые лучше всего подойдут для объяснения сути русской души.
Приподнятость, возвышенность художественной речи, безусловно, объясняется использованием ритмичных сложных синтаксических конструкций с однородными членами, грамматическими и лексическими повторами, которые насыщены различными стилистическими тропами. Мысли о красоте пения переходят в философские рассуждения и обобщения о кровном родстве людей, о гармонии человека и природы, о бесконечности жизни.
IV. Самостоятельная письменная работа
Мини-изложение с дополнительным заданием: «С какой целью автор включает в описание музыкальный образ?»
Другой вариант проведения урока-практикума. Если класс достаточно подготовлен, то можно предложить школьникам провести сопоставительно-стилистический анализ данных отрывков. Такая работа потребует от учащихся выполнения сложных мыслительных операций по сравнению и обобщению, а также составление развёрнутых устных высказываний-рассуждений. Организовать эту работу можно следующим образом. Нужно разделить класс на две группы, каждая из которых самостоятельно анализирует художественные тексты (один из них — более детально). Одновременно обе группы знакомятся с системой заданий и вопросов, предусматривающих сопоставление отрывков. Выступления учащихся в процессе обсуждения дополняются, корректируются учениками другой группы. Предварительно ученики в своих исследовательских группах назначают оппонентов и рецензентов. Тем самым школьники будут поставлены в условия, при которых они вынуждены следить за логикой рассуждения, оценивать композицию и качество высказывания своих товарищей.
Вопросы и задания для сопоставительно-стилистического анализа отрывков
1) Определите, что именно объединяет оба отрывка.
2) Каким настроением проникнут каждый отрывков, с помощью каких слов, словосочетаний создаётся это настроение?
3) Как соотносятся друг с другом предметно-логическая и эмоционально-экспрессивная стороны в данных отрывках? Укажите соответствующие формы их выражения.
4) Постарайтесь выделить композиционные части в текстах. Что общего и в чём различие в их структуре?
5) Как композиция каждого из текстов способствует логике проникновения в музыкальный образ?
6) Какие образы возникают в воображении слушателей? С чем ассоциируется мастерское исполнение песни?
7) Какие понятия являются для авторов самыми важными? Подтвердите свой ответ.
Выделите основные семантические ряды. Обоснуйте свой выбор.
8) Найдите сравнения в каждом отрывке. Каким образом сравнения связаны с авторской идеей?
9) Определите, какие именно синтаксические конструкции характерны для каждого из отрывков.
10) Как сложные предложения, осложнённые конструкции помогают в создании музыкального образа? Докажите своё мнение примерами из текстов.
Урок завершается самостоятельной письменной работой учащихся, в которой они раскроют, как мастер слова использует языковые средства различных уровней.
ЛИТЕРАТУРА
Гац И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка. — М.: Дрофа, 2003. — С. 36-40.
© 2016 1908