СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составитель:

учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Иркутска СОШ № 42 –

Подлинова Светлана Михайловна

Предмет: русский язык

Класс: 11

Тип урока: урок-практикум

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

Учимся понимать исходный текст.

Цели урока:

- ознакомление с содержанием текста В. М. Пескова, методикой работы с текстом для подготовки учащихся к выполнению части С в ЕГЭ;

- развитие логического и творческого мышления, письменной речи, коммуникативной компетентности;

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения, показать путь к успеху.

Оформление доски: портрет В. В. Пескова; рабочие материалы для сочинения.

Эпиграф:

«Постановление о Царскосельском Лицее», 1810 г.:

«Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое, невысокопарное».

М.М. Сперанский.

Форма урока: урок – практикум с использование средств современных информационных технологий.

Технические средства: компьютер, проектор.

Предполагаемые результаты:

Формирование коммуникативной компетенции:

- формирование умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, определять позицию автора,

- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);

- обучение умению понимать чужую речь и излагать свои мысли в письменной и устной форме.

Конспект урока:

1.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности учащихся (вызов интереса).

- Ребята, вы любите путешествовать? Вот и я люблю путешествия, особенно виртуальные. Сколько узнаешь за один «поход» на страничку форума, посвященного сдаче ЕГЭ! Например, встречаются такого рода высказывания:

«Кто сдавал ЕГЭ по русскому языку в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Эта работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы».

«Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3 часа сделать части А и В и еще нарисовать что-то вразумительное в С! Какое тут творчество, если порой такой текст попадается, что невозможно понять, о чем писать!»

«Полгода до экзамена осталось, я текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!»

- Вот такие проблемы волнуют ваших сверстников, да, наверное, и вас. Да, ребята, часть С в ЕГЭ самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения было сложной задачей для большинства выпускников. Поэтому с помощью данного урока мне хочется помочь вам обрести уверенность в своих способностях в написании сочинения. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути освоения технологии выполнения задания части С.

2. Постановка задач.

- Итак, ребята, сегодня мы проводим урок подготовки к выполнению части С в ЕГЭ.

Обратите внимание на эпиграф урока. Это выдержка из постановления о Царскосельском лицее. Перед выпускниками этого учебного заведения стояла задача: «написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое, невысокопарное».

Подобная задача стоит и перед вами, уважаемые будущие выпускники!

Чтобы хорошо написать сочинение и получить хороший результат, вам нужно знать, что от вас хотят. Давайте, еще раз уточним! (Прочитать задание к части С ЕГЭ).

Обратите внимание на первую фразу: «Напишите по прочитанному тексту…» и на последующую - «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких.

Давайте сегодня на уроке попробуем научиться понимать исходный текст. Запишите тему урока «Подготовка к написанию сочинению-рассуждению. Учимся понимать исходный текст».

3. Этап актуализации изученного материала

Давайте обратим наше внимание на речевое оформление сочинения.

Прежде чем выполнять работу, вы должны знать, что от вас требуют. Поэтому необходимо познакомиться с критериями, которые представлены в контрольных КИМах.

Критерии речевого оформления сочинения:

  • Смысловая цельность
  • Связность
  • Логичность
  • Коммуникативный замысел
  • Точность выражения мысли
  • Разнообразие грамматических форм
  • Средства выразительности
  • Богатство словаря

4. Этап предъявления нового материала и отработки умений видеть его характерные особенности.

Чтобы выполнить задание в соответствии с критериями, рассмотрим коммуникативный аспект культуры речи.

Нормативный аспект – это языковые нормы, мы их изучаем на уроках русского языка. Этический компонент – это речевой этикет, которому мы учимся с детства.

А вот коммуникативный аспект предполагает выбор необходимых языковых норм. Чтобы их выбрать, нужно знать коммуникативные качества речи.

Коммуникативные качества речи помогают нам правильно выражать свои мысли как при общении, так и при написании сочинения.

Каковы же эти качества?

1. Точность речи:

- Знание предмета

- Логика мышления

- Умение выбрать слово

Чтобы речь была понятной, необходимо знание предмета, логика мышления, умение выбрать слово.

2. Чистота речи:

- Отсутствие лишних слов

- Отсутствие слов-паразитов

- Отсутствие слов-сорняков

· 3. Богатство и разнообразие речи:

А наш язык богат

· Многозначными словами

· Синонимами

· Экспрессивными словами

· Фразеологизмами

4. Выразительность речи.

Психологическая целевая установка на выразительность речи.

Хорошее, полное сочинение получится, если будем использовать изобразительно-выразительные средства, этому мы учимся на уроках литературы и на уроках русского языка при анализе текстов.

5. Практическая часть.

Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности

путем воспроизведения информации и выполнения упражнений. 1этап. Повторение теоретических знаний о тексте. Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста. Заметьте; один из важных признаков текста- информативность. Любой текст содержит информацию:1) о каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания; 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам). Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

2этап. Чтение текста.

- Внимательно читаем текст известного журналиста В. Пескова. Задание: определите тип и стиль речи. (Перед нами текст-рассуждение в публицистическом стиле).

3 этап. Планирование групповой работы:

Определяем тему текста.

4 этап. Исследование текста:

А. Формулировка проблемы.

Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию, необходимую для написания сочинения, и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». И снова крик отчаяния из чата: «Кто знает, какая проблема рассматривается в тесте.

Автор ее часто маскирует!» - Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …). Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор?

- Обратимся снова к тексту.

Перечитаем первый и последний абзацы текста, чтобы определить и сформулировать проблему.

В первом абзаце автор пишет: (1) Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (2) У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!». (3) Другие в эти минуты боятся обронить слово. (4) И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (5) В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.

А вот в финале: 26) И все-таки в начале всего стоит Любовь. (27) Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (28) С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. (29) Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

Попробуем поставить вопрос к прочитанным фрагментам текста. Он может быть таким: что дает человеку любовь к природе?

Итак, проблема сформулирована (в данном тексте две проблемы):

1 группа: Что дает человеку любовь к природе? Об этой проблеме размышляет автор статьи.

2 группа: Текст Василия Михайловича Пескова посвящен важной для нашего времени проблеме: что должно стать толчком для пробуждения чувства природы?

Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему и заработали 1 балл по К1.

Б. Комментарий проблемы.

«Комментарий проблемы…Перескажи своими словами часть текста - и все!» - снова реплика из чата. Если вы последуете этому совету, то за К2 вы получите 0 баллов. Давайте вспомним, что такое комментарий? Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов:

- К какой категории относится проблема? - Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? - Почему эта проблема привлекла внимание автора? - Кого особенно интересует эта проблема? - На каком материале автор рассматривает проблему? - Для чего он это делает - Каково отношение авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме?

Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Подчеркиваем ключевые слова и фразы.

(1) Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (2) У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!». (3) Другие в эти минуты боятся обронить слово. (4) И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (5) В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.

(6) Лев Толстой говорил: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». (7) Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? (8) Чувство природы врожденное. (9) И есть оно у каждого человека. (10) Но чувство это спит. (11) Кто разбудит его в раннем детстве? (12) Сможет ли это сделать школьный учебник? (13) Вряд ли. (14) Но может это сделать умный, чуткий учитель. (15) Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. (16) Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. (17) Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон-Томпсона «Животные-герои». (18) Я считаю ее своим «будильником».

Получаем такой комментарий:

1группа: В. Песков, замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают полный подъем телесных и душевных сил. Почему такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л. Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней.

2 группа: Автор говорит о том, что люди по-разному приходят к пониманию красоты природы, хотя чувство природы врожденное, оно есть у каждого человека. Для того чтобы видеть красоту природы, понимать «великое таинство жизни», любить мир, у каждого человека должен быть свой «будильник».

-Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить по К2 – 2 балла! И делаем следующий шаг –

В. Определяем позицию автора.

«Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объясняет! А то так закрутит, что не найдешь!» (Реплика из чата). Очередная проблема, с которой, как видите, сложно бывает справиться».

Давайте вспомним, что такое позиция автора? ( Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.)

Рекомендуем перечитать поставленный вопрос :

1группа: (Что дает человеку любовь к природе?) и найти в тексте ответ на него. Это авторская позиция.

2 группа: Что должно стать толчком для пробуждения чувства природы?

Чаще всего наиболее четко она сформулирована в последнем абзаце.

(26) И все-таки в начале всего стоит Любовь. (27) Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (28) С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. (29) Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

У нас получилось:

1группа: В. Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками» дает человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчета всех ценностей жизни».

2 группа: Автор говорит о том, что люди по-разному приходят к пониманию красоты природы, хотя чувство природы врожденное, оно есть у каждого человека. Для того чтобы видеть красоту природы, понимать «великое таинство жизни», любить мир, у каждого человека должен быть свой «будильник».

-Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позицию. И получаем по К3-1 балл.

Категория: Русский язык
07.09.2015 16:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!