СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-викторина по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (технологическая карта+самоанализ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предваряет итоговые уроки по изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», что предопределило его основную деятельностную цель - выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через призму фактологического контроля. Это предполагает наличие сформированного в достаточной мере умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развитую рефлексию и интуицию; определенный уровень коммуникативной компетенции учащихся.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА (МНОГОУРОВНЕВАЯ ВИКТОРИНА) ПО РОМАНУ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Ссылка на полную версию

Тип урока: комбинированный (обобщающий и контрольно-диагностический).

Форма урока: викторина.

Технология: игровая.

Цели урока: - деятельностные: выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через посредство фактологического контроля; контроль умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; контроль умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развитие рефлексии и интуиции; развитие коммуникативной компетенции учащихся;

- содержательные: систематизация знаний о содержании и особенностях поэтики романа Достоевского «Преступление и наказание»; обобщение нравственно-философской проблематики; формирование навыков комплексного анализа художественного текста.

Планируемый результат: формирование УУД:

- познавательные УУД: умение ориентироваться в сюжете и системе образов произведения, умение анализировать роль художественной детали; умение составлять ответы на вопросы;

- личностные УУД: способность к самооценке собственного коммуникативного поведения, способность к рефлексии и интуиции.

- регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель действия с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; анализировать свои действия и вносить необходимые коррективы.

- коммуникативные УУД: умение использовать навыки литературоведческого анализа для оформления собственных мыслей в устной и в письменной форме.

Межпредметные связи: языкознание, история, философия.

Оборудование к уроку: учебник (Лебедев Ю.П. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. Часть 2. \ Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2015), презентация (иллюстрации к роману), дидактические материал (фрагменты художественного текста), контрольно-измерительный материал (викторина), музыкальное оформление.

Методы и средства: многоуровневая игра-викторина (фактологический контроль), самостоятельное наблюдение над текстом, слово учителя, беседа, эвристический метод (догадка).

Предполагаемая результативность: показатели уровня достижения цели – ответы и вопросы учащихся на уроке, проверочный тест, домашняя творческая работа (сочинение).

Организация обратной связи: беседа, игровой диалог.

Условия для творческой активности учащихся: нацеливание на самостоятельную работу, на свободное проявление познавательной активности, дифференциация заданий по уровню сложности, возможность выбора уровня сложности и типа задания (вопроса), установка на выявление субъективного читательского опыта.

Подготовка к уроку: установка на внимательное перечитывание изучаемого произведения.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

п\п

Этапы урока

Цели

Дидактический материал

Организация деятельности

Формируемые УУД

1

Мотивирование к учебной деятельности.

Актуализация знаний и умений по изучаемой теме («надо»);

- активизация деятельности учащихся («хочу»);

- мотивация к дальнейшей деятельности («могу»).

Презентация «Роман Достоевского «Преступление и наказание».

- Учебник: с 85 – 107.

Создание условий для актуализации знаний, применения освоенных способов действия:

- сюжет и система образов романа; - нравственно-философская проблематика.

П: сюжет и система образов, проблематика.

Л: самооценка уровня знаний.

Р: планирование деятельности в соответствии с установкой.

К: монологическое высказывание.

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения.

Пробуждение интереса к получению новой информации;

- актуализация изученных способов действий;

- мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

- фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия

Блиц-опрос (викторина)

Выполнение пробного учебного действия: узнавание сюжета и образов романа в новых условиях.

Восстановление выполненных операций и фиксация операции, где возникло затруднение; выявление и фиксация причины затруднения

П: классификация объектов по вновь заданным параметрам.

Л: развитие познавательного интереса, рефлексия.

Р: планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, самоконтроль.

К: предметный диалог, аргументация.

3

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) и его реализация. Первичное закрепление.

Целостное обобщение полученной информации;

- поставка цели: выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста;

- планирование этапов и выбор средств достижения цели.

-уточнение нового знания и фиксация преодоления возникшего ранее затруднения;

- закрепление достижения предварительного результата.

Схема литературной игры

Проектирование учебных действий: конкретизация содержания сюжета и системы образов, проблематики романа.

Реализация проекта: обсуждение вариантов, выбор оптимального варианта для выявления уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через посредство фактологического контроля.

П: формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, структурирование знания.

Л: определение границ знания и «незнания», формирование собственной позиции и толерантного отношения к чужому мнению.

Р: планирование деятельности в соответствии с выдвинутой целью, самоконтроль.

К: предметный диалог.

4

Включение в систему знаний и повторение.

Выявление границы применимости нового знания;

- интегрирование нового знания в систему межпредметных связей;

- формирование навыков комплексного анализа текста;

- закрепление достижения результата на эмоциональном уровне.

Дидактический материал: подборка разноуровневых вопросов по содержанию произведения и фрагментов художественного текста.

Музыкальная пауза.

Комплексный анализ художественного текста: конкретизация содержания сюжета и системы образов, проблематики романа, роль художественной детали.

П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи.

Л: формирование картины мира.

Р: планирование и самоконтроль.

К: монологическое высказывание, оценка речевого поведения.

5

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Определение уровня усвоения нового знания;

- организация, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха;

- мотивация к дальнейшей познавательной деятельности.

Тест: «Система образов и проблематика романа Достоевского».

- Самостоятельное решение теста и самопроверка, сравнение с эталоном: конкретизация содержания сюжета и системы образов, проблематики романа.

П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи.

Л: фиксация и самооценка достижения результата.

Р: планирование действий.

К: адекватное читательского опыта.

6

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Фиксация результатов урока в соответствии с целью;

- развитие рефлексии и коммуникативной компетенции учащихся;

- формирование собственной коммуникативно-речевой стратегии.

Творческое задание: сочинение- рассуждение с опорой на субъективный опыт восприятия и осознания художественного текста.

Самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Постановка коммуникативной задачи с закреплением освоенного нового предметного знания (нравственно-философская проблематика произведения).

П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи.

Л: формирование картины мира.

Р: планирование и самоконтроль.

К: создание собственного текста, самооценка речевого поведения.

Примечание.

П: познавательные УУД.

Л: личностные УУД.

Р: регулятивные УУД.

К: коммуникативные УУД.

13.11.2020 08:16


Рекомендуем курсы ПК и ПП