СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данный урок предваряет итоговые уроки по изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», что предопределило его основную деятельностную цель - выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через призму фактологического контроля. Это предполагает наличие сформированного в достаточной мере умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развитую рефлексию и интуицию; определенный уровень коммуникативной компетенции учащихся.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА (МНОГОУРОВНЕВАЯ ВИКТОРИНА) ПО РОМАНУ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Тип урока: комбинированный (обобщающий и контрольно-диагностический).
Форма урока: викторина.
Технология: игровая.
Цели урока: - деятельностные: выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через посредство фактологического контроля; контроль умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; контроль умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развитие рефлексии и интуиции; развитие коммуникативной компетенции учащихся;
- содержательные: систематизация знаний о содержании и особенностях поэтики романа Достоевского «Преступление и наказание»; обобщение нравственно-философской проблематики; формирование навыков комплексного анализа художественного текста.
Планируемый результат: формирование УУД:
- познавательные УУД: умение ориентироваться в сюжете и системе образов произведения, умение анализировать роль художественной детали; умение составлять ответы на вопросы;
- личностные УУД: способность к самооценке собственного коммуникативного поведения, способность к рефлексии и интуиции.
- регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель действия с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; анализировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
- коммуникативные УУД: умение использовать навыки литературоведческого анализа для оформления собственных мыслей в устной и в письменной форме.
Межпредметные связи: языкознание, история, философия.
Оборудование к уроку: учебник (Лебедев Ю.П. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. Часть 2. \ Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2015), презентация (иллюстрации к роману), дидактические материал (фрагменты художественного текста), контрольно-измерительный материал (викторина), музыкальное оформление.
Методы и средства: многоуровневая игра-викторина (фактологический контроль), самостоятельное наблюдение над текстом, слово учителя, беседа, эвристический метод (догадка).
Предполагаемая результативность: показатели уровня достижения цели – ответы и вопросы учащихся на уроке, проверочный тест, домашняя творческая работа (сочинение).
Организация обратной связи: беседа, игровой диалог.
Условия для творческой активности учащихся: нацеливание на самостоятельную работу, на свободное проявление познавательной активности, дифференциация заданий по уровню сложности, возможность выбора уровня сложности и типа задания (вопроса), установка на выявление субъективного читательского опыта.
Подготовка к уроку: установка на внимательное перечитывание изучаемого произведения.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п\п |
Этапы урока |
Цели |
Дидактический материал |
Организация деятельности |
Формируемые УУД |
1 |
Мотивирование к учебной деятельности. |
Актуализация знаний и умений по изучаемой теме («надо»); - активизация деятельности учащихся («хочу»); - мотивация к дальнейшей деятельности («могу»). |
Презентация «Роман Достоевского «Преступление и наказание». - Учебник: с 85 – 107. |
Создание условий для актуализации знаний, применения освоенных способов действия: - сюжет и система образов романа; - нравственно-философская проблематика. |
П: сюжет и система образов, проблематика. Л: самооценка уровня знаний. Р: планирование деятельности в соответствии с установкой. К: монологическое высказывание. |
2 |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения. |
Пробуждение интереса к получению новой информации; - актуализация изученных способов действий; - мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; - фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия |
Блиц-опрос (викторина) |
Выполнение пробного учебного действия: узнавание сюжета и образов романа в новых условиях. Восстановление выполненных операций и фиксация операции, где возникло затруднение; выявление и фиксация причины затруднения |
П: классификация объектов по вновь заданным параметрам. Л: развитие познавательного интереса, рефлексия. Р: планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, самоконтроль. К: предметный диалог, аргументация. |
3 |
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) и его реализация. Первичное закрепление. |
Целостное обобщение полученной информации; - поставка цели: выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста; - планирование этапов и выбор средств достижения цели. -уточнение нового знания и фиксация преодоления возникшего ранее затруднения; - закрепление достижения предварительного результата. |
Схема литературной игры |
Проектирование учебных действий: конкретизация содержания сюжета и системы образов, проблематики романа. Реализация проекта: обсуждение вариантов, выбор оптимального варианта для выявления уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через посредство фактологического контроля. |
П: формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, структурирование знания. Л: определение границ знания и «незнания», формирование собственной позиции и толерантного отношения к чужому мнению. Р: планирование деятельности в соответствии с выдвинутой целью, самоконтроль. К: предметный диалог. |
4 |
Включение в систему знаний и повторение. |
Выявление границы применимости нового знания; - интегрирование нового знания в систему межпредметных связей; - формирование навыков комплексного анализа текста; - закрепление достижения результата на эмоциональном уровне. |
Дидактический материал: подборка разноуровневых вопросов по содержанию произведения и фрагментов художественного текста. Музыкальная пауза. |
Комплексный анализ художественного текста: конкретизация содержания сюжета и системы образов, проблематики романа, роль художественной детали. |
П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи. Л: формирование картины мира. Р: планирование и самоконтроль. К: монологическое высказывание, оценка речевого поведения. |
5 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
- Определение уровня усвоения нового знания; - организация, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха; - мотивация к дальнейшей познавательной деятельности. |
Тест: «Система образов и проблематика романа Достоевского». |
- Самостоятельное решение теста и самопроверка, сравнение с эталоном: конкретизация содержания сюжета и системы образов, проблематики романа. |
П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи. Л: фиксация и самооценка достижения результата. Р: планирование действий. К: адекватное читательского опыта. |
6 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). |
Фиксация результатов урока в соответствии с целью; - развитие рефлексии и коммуникативной компетенции учащихся; - формирование собственной коммуникативно-речевой стратегии. |
Творческое задание: сочинение- рассуждение с опорой на субъективный опыт восприятия и осознания художественного текста. |
Самооценка учениками собственной учебной деятельности. Постановка коммуникативной задачи с закреплением освоенного нового предметного знания (нравственно-философская проблематика произведения). |
П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи. Л: формирование картины мира. Р: планирование и самоконтроль. К: создание собственного текста, самооценка речевого поведения. |
Примечание.
П: познавательные УУД.
Л: личностные УУД.
Р: регулятивные УУД.
К: коммуникативные УУД.
© 2020, драгун александр николаевич 124