СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки, которые не преподают на педсоветах, или советы педагогам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вот несколько не самых очевидных выводов, к которым я пришла, проработав в школе больше около 20 лет.

1. Пунктуальность – это инстинкт выживания.

Забудьте о том, что опоздание – это просто некрасиво. В школе это катастрофа. Опоздала на урок? Получи и распишись: класс, который уже успел перевернуть все вверх дном (или, что хуже, устроить локальный апокалипсис), или разъяренное начальство, которое ждет у двери. Постоянный контроль времени – сколько осталось до звонка, успею ли объяснить тему, как распределить 45 минут – впечатывается в подкорку. Теперь я чувствую время буквально кожей. И, признаюсь, немного нервничаю, если кто-то опаздывает на встречу даже на пять минут.

2. Голос – ваше секретное оружие. И он работает даже на взрослых.

Серьезно, учительский голос – это отдельная суперспособность. Ты учишься говорить громко, четко, не напрягая связки. А еще появляется этот самый «металлический» призвук, когда нужно донести что-то важное или остановить балаган одним словом. Удивительно, но я заметила, что этот тон действует не только на детей, но и на большинство взрослых. Говоришь спокойно, но с этим призвуком – и тебя слушают. Попробуйте как-нибудь. Работает!

3. Вы никогда не будете идеальным. И это нормально.

Наивная юность думает: «Я буду лучшим учителем, все будут меня любить и уважать». Реальность бьет наотмашь. Сколько бы вы ни старались, как бы ни выкладывались, всегда найдутся люди (дети, родители, коллеги, начальство), которые будут считать вас. ну, не очень хорошим человеком. Или просто «говном», если называть вещи своими именами, как это порой слышишь. Это не значит, что нужно перестать стараться. Просто примите как факт: абсолютному большинству не угодить. Ваша задача – работать так, чтобы тех, кто вами недоволен, было меньше. И всё.

4. Половые стереотипы об интеллекте – полная чушь.

Давайте будем честны: в обществе до сих пор живут мифы о том, кто «умнее» – мальчики или девочки, кто «лучше» в математике, а кто в гуманитарных науках. 17 лет работы с реальными детьми разных полов и способностей убедили меня окончательно: это всё бред. Интеллект, талант, способность к обучению – это индивидуальные качества, не привязанные к полу. Точка.

5. Объяснять нужно так, чтобы понял даже… ну вы поняли.

Главное правило: сложные вещи должны становиться простыми. Если вы начинаете сыпать заумными терминами, чтобы казаться умнее, вы добиваетесь обратного эффекта. Вас считают занудой и снобом. Термины хороши только в разговоре с теми, кто их понимает. В остальное время – искусство в простоте. И да, из-за этого появляется профессиональная деформация: хочется всё «разжевать» до мельчайших деталей, а иногда и слегка «надавить» на собеседника, чтобы он точно уловил мысль. Не самое приятное качество, но оно есть.

6. Дети хотят бездельничать. Почти всегда.

Вот вам еще одна неудобная правда: какими бы умными, талантливыми и любознательными ни были дети, в 99% случаев они предпочтут ничего не делать, если им это позволить. Это не потому, что они плохие. Это потому, что они дети. И да, их приходится постоянно заставлять. Мягко, настойчиво, используя разные приемы, но без этого никак. Вера в то, что все дети сами по себе мотивированы грызть гранит науки – это красивый миф.

7. Хочешь понять – объясни другому. Это аксиома. Пока ты не попытаешься объяснить что-то кому-то другому, ты сама не понимаешь это до конца. Ученики – лучшие тренажеры для проверки глубины ваших знаний. Не можешь объяснить просто? Значит, сама плаваешь.

8. Общайтесь на равных, но не теряйте авторитет. Это адски сложно. Дети, особенно подростки, тонко чувствуют фальшь и снисхождение. Общаться с ними «свысока» – верный способ потерять контакт. Нужно говорить с ними как с равными, уважать их мнение, но при этом умудряться оставаться взрослым, наставником и авторитетом. Это балансирование на тонкой грани, которое требует постоянного напряжения. Но когда получается – это дорогого стоит.

9. Любой коллектив без контроля разлагается. Но власть разлагает еще быстрее.

Школьный коллектив – не исключение. Без четких правил и контроля (со стороны директора, завучей или даже неформальных лидеров) начинается хаос. Но при этом нельзя упиваться властью. Учитель, который наслаждается своей властью над учениками, быстро превращается в. неприятного человека. Властью нужно пользоваться дозированно, как будто она тебе немного в тягость.

10. Не забывайте, что они – дети.

Даже самые умные, хитрые, «продвинутые», а порой и откровенно зловредные ученики – это все равно дети. С их страхами, неуверенностью, зависимостью от взрослых. Нельзя об этом забывать, когда хочется сорваться или отмахнуться.

11. Образование – это не только «призвание». Это работа.

Хватит романтизировать. Да, есть люди, которые горят этим делом, для кого это настоящее призвание. Но есть и те, кто просто работает. Как и в любой другой сфере. Система образования – это не храм святых энтузиастов, это сложный механизм, где есть место разным людям. Самое простое и эффективное, что можно сделать для улучшения образования – это достойная оплата труда и тщательный отбор кадров. Всё остальное – разговоры в пользу бедных.

12. Справедливость важнее симпатии.

У всех нас есть люди, которые нам приятны, и те, кто не очень. Учитель не имеет права делить детей на «любимчиков» и «изгоев». Это невероятно трудно – быть абсолютно непредвзятой. Но именно это вознаграждается искренним уважением учеников. Они могут не любить ваш предмет, но они будут уважать вас за справедливость.

13. Главное – научить учиться.

Не превозносите свой предмет как единственную истину в последней инстанции. Большинству учеников он, возможно, никогда не пригодится в том объеме, в котором вы его даете. Гораздо важнее научить их уметь учиться. Мыслить логически, анализировать информацию, четко выражать свои мысли письменно и устно, работать с текстом. Это навыки, которые пригодятся всегда и везде. Это самое ценное, что вы можете им дать.

Так что да, 20 лет в школе – это настоящая школа жизни. Она учит терпению, гибкости, умению коммуницировать (иногда с помощью «металлического» голоса), и, самое главное, видеть людей такими, какие они есть, без прикрас. И, возможно, немного менять их к лучшему, попутно меняясь самой.

Категория: Всем учителям
14.05.2025 11:34


Рекомендуем курсы ПК и ПП