Ф.И.О. педагога: Хуснутдинова Фания Имаутдиновна
Номинация: предметный урок с учащимися
Предмет: русский язык
Класс/курс: 7
Тема: «Одна и две буквы Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
Основные цели:
1. Сформировать умение строить правила на примере правописания -н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
2. Сформировать умение применять правило написания -н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
3. Тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умения работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.
Дидактические материалы:
1) Демонстрационные материалы:
1. Задание на актуализацию знаний;
2. Задание на внимательность, образец для проверки;
3. Задание для пробного действия;
4. Шаги плана действий;
5. Эталон.
2) Раздаточные материалы:
1. Карточка для задания на пробное действие;
2. Задание на первичное закрепление во внешней речи;
3. Основа для выполнения самостоятельной работы (тест);
4. Карточки для домашнего задания.
Оборудование:
интерактивная доска, презентация к уроку Знания, не рожденные опытом, бесплодны и.ppt
Краткая аннотация к работе: конспект представляет собой урок ОНЗ с соблюдением необходимых 9 этапов.
Эпиграф к уроку:
Знания, не рожденные опытом, бесплодны и полны ошибок.
Леонардо да Винчи
План урока:
1) Мотивация к учебной деятельности
2) Актуализация знаний и пробное учебное действие
3) Выявление места и причины затруднения
4) Построение проекта выхода из затруднения
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8) Включение в систему знаний и повторение
9) Рефлексия учебной деятельности на уроке
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня у нас с вами новая тема, и вы сами сформулируете тему и создадите правило. Новая тема достаточно непростая, объемная, но если вы сами построите правило, то вам будет проще его понять и пользоваться им в дальнейшем. В свое время известный итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель Леонардо да Винчи сказал: «Знания, не рожденные опытом, бесплодны и полны ошибок». Как вы понимаете смысл данного высказывания? (Только знания, добытые самим в ходе работы, могут приносить тебе пользу в дальнейшем, помогут избежать множества ошибок.)
Далее спешу вас уверить, что вопрос по этой теме будет в заданиях ОГЭ и ЕГЭ.
Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)
Молодцы, желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)
Обращаем внимание на эпиграф урока. (слайд 1)
Выпишите в тетрадь высказывание, объясните расстановку знаков препинания в данном предложении. (Знания, /не рожденные опытом,/ бесплодны и полны ошибок. – Обособляется причастный оборот, стоящий после определяемого слова.)
Что такое причастие? (Это самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета по его действию, отвечает на вопрос «какой?»)
Что такое причастный оборот? (Причастие с зависимым словом)
Как образуются причастия? (суффиксальным способом.)
Сколько разрядов у причастия? Назовите их, перечислите суффиксы причастий каждого разряда. (1. Действительные причастия и их суффиксы: -ущ-, -ющ-, -вш-, -ш-. 2. Страдательные причастия и их суффиксы: -ом-, -ем-, -нн-, -енн-, -ённ-,-т-)
Найдите в высказывании причастие и определите его разряд. (рожденные - страдательное причастие прошедшего времени)
Как отличить отглагольное прилагательное от причастия? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета, а причастие - признак предмета по его действию, и этот признак проявляется не постоянно, а во времени. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сде¬лали) что-либо.)
Выполните морфемный разбор следующих причастий и отглагольных прилагательных:
раненый, израненный, маринованный, пуганый, решенный. (Ответ на интерактивной доске)
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, проверка проводится фронтально, при необходимости проводится коррекция ошибок.
Следующее задание на внимательность: найдите лишнее в каждой строке и объясните свой выбор:
1. Кошеный, некошеный, скошенный, жареный, некрашеный.
2. Образованный, маринованный, званый, изолированный.
3. Решенный, квашеная, рубленый, мудреный, копченая
4. Мороженое мясо, давно не ношенный костюм, плавленый сыр, топленое молоко.
5. Исправлена, скошена, проверена, проверенная, поглажена
Задание выполняется фронтально:
В первой строке лишнее слово «скошенный», т.к. во всех словах суффикс – ен-, а в этом слове – енн-.
Во второй строке лишнее слово «званый», т.к. во всех словах суффикс -нн-, а в этом слове – н-, т.е. с одним «н».
В третьей строке лишнее слово «решенный», т.к. во всех словах суффикс «ен», а в этом слове - «енн».
В четвертой строке лишним является «давно не ношенный костюм», т.к. перед нами причастный оборот с определяемым словом, а во всех остальных случаях представлены словосочетания, соответствующие схеме: Х (сущ.) + зависимое слово (отглагольное прилагательное)
В пятой строке лишнее слово «проверенная», т.к. это полное страдательное причастие, а остальные причастия даны в краткой форме.
На интерактивной доске:
1. Кошеный, некошеный, скошенный, жареный, некрашеный.
2. Образованный, маринованный, званый, изолированный.
3. Решенный, квашеная, рубленый, мудреный, копченая
4. Мороженое мясо, давно не ношенный костюм, плавленый сыр, топленое молоко.
5. Исправлена, скошена, проверена, проверенная, поглажена
Молодцы! Что вы повторили?
Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить задание на пробное действие, которое поможет нам понять, чего мы не знаем?)
Что особенного вы можете сказать о правописании выделенных суффиксов данных причастий и отглагольных прилагательных? (В их суффиксах может писаться –Н- и –НН.)
Задание на пробное действие
Объясните правописание НН в суффиксе причастия из эпиграфа к уроку (не рожденные опытом).
Объясните правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных в выполненном задании.
Суффиксы на интерактивной доске:
У кого нет ответа? Что вы не можете сделать? (Я не могу объяснить, от чего зависит написание этих суффиксов.)
У кого есть ответ? Вы можете назвать эталон, который помог вам ответить на поставленный вопрос? (Я не могу назвать эталон, который помог мне ответить на поставленный вопрос, так как не смог создать его самостоятельно.)
Как вы поступаете, когда понимаете, что столкнулись с затруднением? (Нужно остановиться, подумать, где и почему возникла проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)
Верно! Вам обязательно поможет это в работе.
3. Выявление места и причины затруднения.
Какое задание вы должны были выполнить? (Объяснить правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.)
В чем ваше затруднение? (В выборе написания Н, НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных; в обосновании своих действий).
Почему у вас возникло затруднение? (Мы не знаем правило правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных с –Н- и –НН-.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Сформулируйте цель своей деятельности? (Узнать правило правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных с –Н- и –НН-.)
Сформулируйте тему урока. («Одна и две буквы Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных») (слайд 2)
Сегодня при открытии нового правила вам потребуется умение находить закономерности. Я вам предлагаю расставить в правильной последовательности шаги плана, по которому вы будете достигать поставленной цели. (слайд 3)
Шаги плана:
Установить закономерность
Создать эталон
Сделать вывод
После согласования открывается ответ:
1. Установить закономерность
2. Сделать вывод
3. Создать эталон
5. Реализация построенного проекта.
Работа в группах
Учащиеся работают в группах, реализуя план. Затем каждой группе предлагается озвучить результат своей работы.
Посмотрите на предложенные выше слова и выведите некую закономерность. (Каждой группе предлагается по одной строчке слов, 5 групп слов – соответственно образуются 5 групп.)
Устанавливаем закономерность:
В суффиксах причастий и отглагольных прилагательных пишется две буквы Н,
1 группа: если у слова есть приставка, кроме НЕ- (приставка не- роли не играет)
2 группа: если у слова есть суффиксы –ова-, -ева-, -ирова-
3 группа: если данное слово образовано от бесприставочного глагола СВ (если от глаголов НСВ – пишется одна Н)
4 группа: если есть зависимое слово
5 группа: в кратких страдательных причастиях пишется одна Н.
Молодцы, ребята! Вы правильно сформулировали правило, но у нашего правила есть и исключения:
НН: неслыханный, деланный, недюжинный, невиданный, негаданный, чеканный, жеманный, нежданный, нечаянный, священный, желанный
Н: названый, смышлёный, посажёный (отец), приданое
Сверим с эталоном в учебнике (или: сверим с общепринятым в русском языке правилом, оно на экране). (слайд 4)
Эталон
НН и Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
-НН- -Н-
1. если в них есть приставки, кроме не-:
закрученная (нитка) 1. вязаный (от глаг. НСВ - вязать — без приставки; нет зависимого слова, нет - -ова-, -ева-,-ирова-).
2. в суффиксах кратких страдат. причастий:
ошибка исправлена
2. если есть суффиксы -ова- ;-ева-; -ирова-: маринованные (огурцы)
Исключения: кованый, жеваный
3. если к ним относятся зависимые слова:
сеянная через мелкое сито (мука)
4. если слово образовано от бесприставочного глаг. СВ: решённая (СВ) задача.
Исключение: раненый
Запомни!
неслыханный деланный недюжинный невиданный негаданный чеканный жеманный нежданный нечаянный священный желанный названый
смышлёный посажёный (отец)
приданое
Теперь, можете выполнить пробное задание? (Да.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Что вы должны теперь сделать? (Научиться применять правило написания –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.)
В этом вам поможет следующее задание: вставьте пропущенные буквы и графически объяснить написание.
Фронтальная работа
На интерактивной доске записаны слова с пропущенными –Н-, -НН-: умудре…ый, приклее…а, зафиксирова…ый, удале…ый, жаре…ый, жаре…ый в масле, ране…ый, некоше…ый, лише…ый.
Объясните условие выбора –Н-,-НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Работа в группах
У каждой группы карточка с одинаковым заданием (в классе 25 человек, образуем 5 групп, каждой группе по карточке). Вставить пропущенные Н, НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, объяснить условие выбора.
Асфальтирован.я трасса, жжён.ый кофе, печён.ое яблоко, запечён.ое в тесте яблоко, выучен.ый урок, учён.ый скворец, заклеен.ый конверт, неразгадан.ая тайна, иллюстрирован.ая книга, вощён.ая бумага, поле засеян…о.
Крашен.ый пол, связан.ый костюм, вязан.ая мамой кофта, порван.ый рюкзак; гружён.ый вагон; усовершенствован.ый механизм; небе¬лён.ое полотно; жарен.ая курица, долгожда…ая встреча, ранен…ый в ногу солдат.
Ране…ый лейтенант, взбешён.ый глупостью; путан.ое объ¬яснение; запутан.ые следы, варён.ый кар¬тофель; смышлё.ый подросток, крашен.ая в синий цвет ткань, желан.ый гость, избран.ые сочинения, свежескошен.ая трава, все так запутан…о.
Жарен.ый на масле; неписан.ый закон; крашен.ый пол; сломан.ая игрушка; ломан.ая линия; распилен.ое бревно; израсходован.ые средства; тщательно выверен.ый текст; бешен.ый бык, поле вспахан…о, нечаян…ый поступок
Выкраше…ый пол, тетради провере…ы, свежемороже…ая рыба, заплете.ые косы, вялен.ая на солнце рыба, неаккуратно графлен.ые листы, списан.ая задача, писан.ая красавица, гружен.ая повозка, назван.ый брат, посажен…ый отец.
Образец для самопроверки (на интерактивной доске):
Асфальтированная трасса, жжёный кофе, печёное яблоко, запечённое в тесте яблоко, выученный урок, учёный скворец, заклеенный конверт, неразгаданная тайна, иллюстрированная книга, вощёная бумага, поле засеяно.
Крашеный пол, связанный костюм, вязаная мамой кофта, порванный рюкзак; гружёный вагон; усовершенствованный механизм; небе¬лёное полотно; жареная курица, долгожданная встреча, раненный в ногу солдат.
Жаренный на масле; неписаный закон; крашеный пол; сломанная игрушка; ломаная линия; распиленное бревно; израсходованные средства; тщательно выверенный текст; бешеный бык, поле вспахано, нечаянный поступок.
Раненый лейтенант, взбешённый глупостью; путаное объ¬яснение; запутанные следы, варёный кар¬тофель; смышлёный подросток, крашенная в синий цвет ткань, желанный гость, избранные сочинения, свежескошенная трава, все так запутано.
Выкрашенный пол, тетради проверены, свежемороженая рыба, заплетенные косы, вяленная на солнце рыба, неаккуратно графленые листы, списанная задача, писаная красавица, груженая повозка, названый брат, посаженый отец.
После работы учащиеся проверяют задание по образцу для самопроверки, при необходимости проводится коррекция. Правило проговаривается.
В каких случаях в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных пишется одна буква Н, в каких – две?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Как проверить, усвоили правило или нет? (Нужно выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)
Ученики выполняют самостоятельную работу в форме теста, пользуясь построенным правилом. После работы проверяют себя по эталону для самопроверки.
Тест в формате ЕГЭ.
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква НН?
1. задача выполне…а
2. реше…ая задача
3. моще…ая дорога
4. назва…ый брат
2. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
По моще(1)ой дороге ехали автомобили, краше(2)ые свежей краской. По моще(3)ой булыжником дороге ехали груже(4)ые автомобили.
1) 1, 3 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 1, 2, 3
3. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
На столе стоял чугунок с варе(1)ным картофелем. На столе стояла чугу(2)ая кастрюля со сваре(3)ым картофелем, посыпа(4)ым зеле(5)ым луком.
1) 1, 4 2) 1, 5 3) 1, 3 4) 2, 5
4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется «нн»?
1.чита.ое не раз письмо, прессова.ая бумага, заселе.ы людьми
2.ране.ый в ногу солдат, окова.ый сундук, одарё.ый юноша
3.не замече.ая неприятелем эскадра, некоше.ая трава, некраше.ый пол
4.жаре.ый гусь, забрызга.ый пол, услы¬ша.ый крик
Ответ: 1- 2; 2- 3; 3- 2; 4- 2
Эталон для самопроверки
Подробный образец Эталон
1. Решенная задача
(слово образовано от бесприставочного глаг. СВ)
2. По мощеной дороге,
груженые автомобили
(нет зависимого слова, нет - -ова-, -ева-,-ирова-)
3. С вареным картофелем, зеленым луком
(от глаг. НСВ - вварить — без приставки, нет зависимого слова)
4. раненный в ногу солдат, окованный сундук, одарённый ученик
(если к ним относятся зависимые слова, если в них есть приставки, кроме не-)
-НН- -Н-
1. если в них есть приставки, кроме не-:
закрученная (нитка) 1.вязаный (от глаг. НСВ - вязать — без приставки; нет зависимого слова, нет - -ова-, -ева-,-ирова-).
2.в суффиксах кратких страдат. причастий:
ошибка исправлена
2.если есть суффиксы -ова- ;-ева-; -ирова-: маринованные (огурцы)
Исключения: кованый, жеваный
3.если к ним относятся зависимые слова:
сеянная через мелкое сито (мука)
4.если слово образовано от бесприставочного глаг. СВ: решённая (СВ) задача.
Исключение: раненый
Запомни!
неслыханный деланный недюжинный невиданный негаданный чеканный жеманный нежданный нечаянный священный желанный названый
смышлёный посажёный (отец)
приданое
8. Включение в систему знаний и повторение.
Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)
Что вы должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение изученного и включить в него материал сегодняшнего урока.)
Перепишите предложение в тетрадь, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы в словах. Найдите и охарактеризуйте причастия, дайте объяснение орфограмм и пунктограмм. Выполните пунктуационный разбор предложения.
Всё это развешан…ое бельё, лестницы с выщерблен…ыми ступе¬нями какие-то деревян…ые подпорки, крыши тысячи громоздящихся друг на друга домов было невероятно живописно. (В. Некрасов.)
После выполнения учащиеся сверяют с образцом.
На интерактивной доске дан ответ:
Всё это: развешанное бельё, лестницы с выщербленными ступе¬нями, какие-то деревянные подпорки, крыши, тысячи громоздящихся друг на друга домов - было невероятно живописно. (В. Некрасов.)
Наш урок подходит к концу, вы сегодня хорошо работали. Молодцы, ребята!
9. Рефлексия учебной деятельности.
Что нового узнали на уроке?
Какую цель поставили в начале урока?
Вы достигли поставленной цели?
В чем было затруднение?
Как вы открывали новое знание?
Что вы использовали при построении нового знания?
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке, поставьте себе отметку по нашей шкале: (слайд 5)
«Я прошел все этапы учебной деятельности, в тесте не допустил ошибок» - «5».
«Я прошел все этапы учебной деятельности, в тесте допустил 1 ошибку» -«4».
«Я прошел все этапы учебной деятельности, в тесте допустил 2 ошибки» -«3».
Домашнее задание (разноуровневые задания):
1. Тренировочное упражнение по учебнику (с графическим объяснением опознавательных признаков орфограмм)
Выкрашен.ая табуретка, ношен.ые вещи, по¬ношен.ое пальто, священ.ая клятва; кован.ый замок; негашён.ая известь; желан.ый подарок; дроблён.ый орех; раздроблен.ый камень; рван.ый рукав; опуб¬ликован.ый рассказ; вязан.ая сестрой кофта; исклёван.ые ягоды; отвоёван.ый рубеж; промаслен.ая бумага; нечаян.ый поступок, истощен…ы голодом.
2. Составить словарный диктант на тему «Одна и две буквы Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
3. Написать сочинение-размышление на тему «Даром не пройденный день»
Спасибо за урок. Вы доказали правдивость слов (обращаемся в мотивационной надписи) Леонардо да Винчи «Знания, не рожденные опытом, бесплодны и полны ошибок». Действительно, лишь знания, «рожденные опытом», могут «плодоносить» (ваши хорошие оценки) и помогут избежать ошибок в ваших работах.
Комментарии к сценарию
Данный урок проводится в рамках Образовательной системы «Школа 2100» и является шестнадцатым при изучении темы «Причастие».
Использованная литература:
1. Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева. Типология уроков деятельностной направленности. М.: Академия АПК и ППРО, 2008г.
2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2008г.