СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. Уроки «открытия» нового знания;

2. Уроки рефлексии;

3. Уроки общеметодологической направленности;

4. Уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  • предъявление контролируемого варианта;
  • наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
  • сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренномумеханизму;
  • оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием. Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
  • написание учащимися варианта контрольной работы;
  • сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
  • оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями. Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником. Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся. Критерии результативности урока: 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения.

    Технология деятельностного метода обучения (Петерсон)

    Структура урока «открытия» нового знания в технологии деятельностного метода «Школа 2000…»

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    3. Выявление места и причины затруднения.

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    5. Реализация построенного проекта.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    9. Рефлексия учебной деятельности.

    В своей работе учителя начальных классов используют технологию деятельностного метода обучения, которая включает в себя последовательность деятельностных шагов:

    I. Самоопределение к деятельности (орг. момент).

    Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

    «Хочу, потому что могу».

    Время 1-2 минуты:

    Создание у учащихся положительной эмоциональной направленности; включение детей в деятельность; выделение содержательной области.

    Приёмы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
  • самопроверка домашнего задания по образцу.
  • Настраиваем детей на работу, проговаривая с ними план урока
  • («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)

    II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

    Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

    Время 4-5 минут;

    Возникновение проблемной ситуации:

  • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
  • создание проблемной ситуации;
  • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
  • В начале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

    Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

    III. Постановка учебной задачи.

    Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

    Время 4-5 мин;

    Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

    IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из

    затруднения).

    Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

    Время 7-8 мин;

    Форма работы: диалог, групповая или парная работа:

    Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

    Организация самостоятельной исследовательской деятельности;

    Выведение алгоритма.

    Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

    В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая

    формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

    V. Первичное закрепление во внешней речи.

    Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

    Время 4-5 минут;

    Форма работы: фронтальная работа, работа в парах;

    Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

    Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

    В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

    Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

    Время 4-5 минут;

    Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий): выполняется письменно;

    Методы: самоконтроль, самооценка.

    При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок

    проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя

    проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

    VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    Время 7-8 минут;

    Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

    Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

    При повторении ранее изученного материала используются игровые

    элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

    VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

    Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

    Время 2-3 минуты;

    Вопросы:

  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
  • Использованные источники.

    1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

    2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

    3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

    4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/

    Уровни реализации технологии деятельностного метода

    Технология деятельностного метода обучения (ТДМ) может использоваться учителем в образовательном процессе на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задач и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации: базовом, технологическом и системно-технологическом уровнях.

    Базовый уровень ТДМ

    Базовый уровень ТДМ при введении нового знания включает в себя следующие шаги:

    1) Организационный момент 2) Актуализация знаний 3) Проблемное объяснение нового знания 4) Первичное закрепление во внешней речи 5) Самостоятельная работа с самопроверкой 6) Включение нового знания в систему знаний и повторение 7) Итог урока.

    На этапе организационного момента определяются цели и содержательные рамки урока, организуется осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке с помощью мотивирующих приемов.

    Цель этапа актуализации знаний – подготовка мышления детей к изучению нового материала, воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний.

    На этапе проблемного объяснения нового знания внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, формулируется цель и тема урока, организуется подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового знания, которое фиксируется вербально, знаково и с помощью схем.

    На этапе первичного закрепления во внешней речи изученное содержание закрепляется и проводится через внешнюю речь.

    На этапе самостоятельной работы с самопроверкой организуется самоконтроль усвоения нового учебного содержания, при этом одновременно новый способ действия переводится во внутренний план.

    Цель этапа включения нового знания в систему знаний и повторения – определение границ применимости нового знания, тренировка навыков его использования совместно с ранее изученным материалом, и повторение содержания, которое потребуется на следующих уроках.

    На этапе подведения итогов урока фиксируется изученное на уроке новое знание, уточняется его значимость, организуется самооценка учебной деятельности и намечаются дальнейшие цели деятельности.

    Структура урока базового уровня выделяет из общей структуры рефлексивной самоорганизации ту ее часть, которая представляет собой целостный элемент, обеспечивающий усвоение учащимися накопленного в культуре опыта. Базовый уровень ТДМ используется также как ступень перехода учителя от традиционного объяснительно-иллюстративного метода или метода проблемного объяснения знаний к деятельностному методу.

    На технологическом уровне при введении нового знания учитель начинает переходить к использованию следующей структуры урока:

    Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

    Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») 2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

    В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я – идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработкой внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).

    Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

    На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

    Данный этап предполагает:

    1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение и знаковую фиксацию;

    2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

    3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление;

    4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

    Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного действия.

    Выявление места и причины затруднения.

    На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. С этой целью надо:

    1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

    2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

    Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

    На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ (дополнение или уточнение), строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

    Реализация построенного проекта

    На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

    Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

    Включение в систему знаний и повторение

    На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

    Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

    Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

    На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Категория: Всем учителям
28.08.2018 14:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!