СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки по технологии деятельностного метода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ф.И.О. педагога: Илларионова Марина Валерьевна Номинация: предметный урок с учащимися Предмет: русский язык Класс/курс:7 класс Тема: Правописание одной и двух букв Н в наречиях Основные цели: 1) Образовательные: формировать умения находить слова с орфограммой «Одна и две буквы Н в наречиях»; правильно писать Н/НН в данных наречиях; объяснять условия выбора написаний и обозначать их графически; повторить знания и умения объяснять аналогичную орфограмму в прилагательных и причастиях. 2) Деятельностные: формировать способность к построению графической модели и алгоритма; составлять эталон для выбора написания; пользоваться разными видами чтения; анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждения. Дидактические материалы: представлены в конспекте урока. Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки «Приключения Смайлика», бумага формата А3, маркеры. Краткая аннотация к работе: конспект представляет собой урок ОНЗ с соблюдением необходимых 9 этапов. Ход урока: I. Мотивация к учебной деятельности.  Здравствуйте, ребята! Я знаю, что сегодня этот урок у вас не первый. На каких уроках вы ещё сегодня побывали? Что их объединяет с уроком русского языка? Какие новые способы и знания вы сегодня уже получили?  перечисляют уроки;  их объединяет то, что на каждый мы приходили с вопросом «Что я не знаю?» и искали способы это преодолеть;  коротко делятся полученными знаниями.  Действительно, урок русского языка – это продолжение ваших поисков. Но нам необходимо знать, КАК же мы это будем делать. Посмотрите на пословицы и подумайте, могут ли они нам пригодиться? Слайд. Ученье – свет, неученье – тьма. Терпение и труд всё перетрут. Попытка не пытка. Кто в лес, кто по дрова.  Учащиеся высказывают свои толкования и комментируют свою предположительную деятельность на уроке, но окончательные проецируются на экране. Слайд. Знания, приобретённые во время учёбы, помогают решать сложные задачи. Нужно терпеливо идти к намеченной цели. Даже если ты не уверен в своём ответе, стоит попытаться. Несогласованные действия людей, взявшихся за одно дело.  Что объединяет подчёркнутые слова?  Орфограмма «Правописание Н/НН в разных частях речи». II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. 1. Какие эталоны и для чего пригодятся вам во время повторения данной орфограммы?  «Части речи»: для определения причастия, отыменного и отглагольного прилагательного;  «Правописание Н/НН в разных частях речи»: для повторения условий правописания и графического обозначения орфограммы. 2. Задание на актуализацию: даны разрезанные словосочетания, которые нужно разложить на парте, сгруппировав их по видам орфограмм Н/НН. Словосочетания: пламе…ая речь, безветре…ая погода, броше…ые вещи, серебря…ое кольцо, посеребрё…ая ложка, мочё…ые яблоки, очарова…ый странник, невоспита…ый человек, пуга…ая ворона, стекля…ая трубка, нежда…ый гость. Группы: 1) Отглагольные прилагательные с Н 2) Отыменные прилагательные с Н 3) отыменные прилагательные с НН 4) Причастия и отглагольные прилагательные с НН 5) Исключения из правил. Проверка по образцу (слайд проецируется на интерактивной доске и в каждой группе слов в одном учениками обозначается орфограмма, остальные отмечают орфограмму в карточках): 1) мочЁНые, пугаНая 2) серебрЯНое 3) пламЕННая, безветрЕННая 4) брошЕННые, посеребрЁННая, очароваННый, невоспитаННый 5)стеклЯННая, неждаННый. 3. Какие ошибки и сложности нужно учитывать при применении данных орфограмм?  отличие отглагольных и отыменных прилагательных;  отличие условий выбора орфограммы для данных частей речи, так как они абсолютно разные. Зачем нам нужно их учитывать?  чтобы не испытывать дополнительных трудностей при выполнении пробного действия. 4. Что же теперь нужно сделать, чтобы наше путешествие в поисках знаний продолжилось?  Нам нужно выпонить задание на пробное пробное действие. Задание на пробное действие: выпишите из предложения наречия и вставьте пропущенные буквы. Пёс беше…о и непреста…о лаял, и мы смущё…о и нерешитель…о остановились у дома. Проверьте себя: бешеНо, непрестаННо, смущёННо, нерешительНо. У кого получилось? У кого нет? III. Выявление места и причины затруднения. 1. Что вы не смогли? Какие вы испытали затруднения при выполнении задания?  Я не могу определить, в каких наречиях пишется Н, а в каких -НН.  Я не могу обосновать, почему в одном случае в наречиях пишется Н, а в другом – НН. 2. А почему? В чём причина затруднения?  Я не знаю СПОСОБА определения написания Н/НН в наречиях. IV. Построение проекта выхода из затруднения. 1. Какова же цель вашей деятельности сегодня?  Узнать СПОСОБ написания Н/НН в наречиях.  Научиться этот способ применять. Как бы вы могли уточнить тему урока? Мы будем анализировать орфограмму во всех частях речи?  Нас интересуют наречия.  «Правописание Н/НН в наречиях». Какие вы для этого будете использовать средства?  Графическую схему  Алгоритм  Таблицу  Характеристики частей речи На основе заданий для наблюдения сформулируйте шаги ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ.  Проведу наблюдение за образованием и правописанием наречий с орфограммой «Правописание Н/НН».  Подумаю, от чего будет зависеть использование данной орфограммы.  Разработаю способ. Как мы будем работать?  В группах (группы определяются до урока и вывешиваются на видном месте для ознакомления до урока, чтобы не тратить время на организацию). Материал для наблюдения (сначала проецируется на экране для разработки плана, а затем выдаётся каждой группе для удобства). 1. Понаблюдай за образованием и правописанием наречий. 2. От слов каких частей речи и каким способом образованы данные наречия? 3. От чего зависит употребление Н/НН в наречиях? торжествеННый (прил.) – торжествеННо искреННий (прил.) - искреННе искусНый (прил.) – искусНо заслужеННый (прич.) – заслужеННо обдумаННый (прич.) - обдумаННо V. Реализация построенного проекта (работа в группах). Защита проектов (сквозные вопросы: почему выбрана такая форма? какие плюсы и минусы использования такого способа?) 1 вариант. Графическая схема. 2 вариант. Алгоритм. 1. Задаю вопрос наречия и нахожу его. 2. Устанавливаю, от какого слова оно образовано. 3. Определяю, сколько букв Н пишется в слове. 4. Делаю вывод для наречия: пишется столько же Н, сколько в исходном слове. 3 вариант. Включение в общую таблицу с наращиванием эталона (данная таблица уже использовалась на этапе актуализации, но был пустой столбец «Наречия»). причастия отглагольные прилагательные наречия отыменные прилагательные 1.Форма полная краткая (прич.)Н ранеНа столько сколько в искреННий=искреННе искусНый=искусНо 1.Н +Н овчиННый 1.ин, ан, ян кожаНый искл.: стекляННый, оловяННый, деревянНый 2.Приставка (кроме НЕ) НН СломаННая 2.енн/онн соломеННый искл.: ветреНый 3.Зависимое слово НН ранеННыйпулей краткие=полные 4.ова/еваНН арестоваННый 5.совершенный вид НН куплеННый Исключения: смышленый, посажёный, названый, кованый, жеваный, медленный, священный, неслыханный, нежданный, негаданный, данный, нечаянный. Какой эталон мы выбираем для последующей работы? Почему? (Учащиеся сталкиваются с тем, что 1 и 2 вариант применить возможно, только если абсолютно нет затруднений с правописанием причастий и прилагательных, поэтому выбирается эталон №3).  У нас уже есть его часть в тетради для эталонов.  Он наиболее удобный для использования. Мы с успехом преодолели затруднение. Что будем делать дальше?  Мы будем учиться применять. VI. Первичное закрепление во внешней речи. Данное задание направлено на проговаривание условий выбора написаний одной и двух букв Н с одновременным графическим объяснением. Все выполняют в тетради. По одному учащиеся выходят к интерактивной доске, обозначают орфограмму по эталону. Задание: образуй наречия от данных слов, анализируя и графически обозначая выбор Н/НН. Искусстве…ый, медле…ый, традицио…ый, ветре…ый, неожида…ый, взволнова…ый. Остальные слова учащиеся записывают и проговариваютновое правило в парах. Тума…ый, беше…ый, скова…ый, безветре…ый. VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Выполни упражнение по примеру, сделай самопроверку по эталону. У тебя должна получиться словообразовательная цепочка. Пример: взглянуть изумлённо (нар.) – изумлённый (отгл.прил.) – изумить (глагол СВ), шествовать торжественно (нар.) – торжественный (отым. прил.) – торжество (сущ.). Намекать тума…о - … - … Вести себя сдержа…о - … - … Эталон для самопроверки Подробный образец Эталон Намекать туманно (нар.) туманный (отым. прил.) – туман (сущ.) Вести себя сдержанно (нар.) сдержанный (отгл. прил.) – сдержать (глагол с приставкой, СВ) Алгоритм 1. Задаю вопрос наречия и нахожу его. 2. Устанавливаю, от какого слова оно образовано. 3. Определяю, сколько букв Н пишется в слове. 4. Делаю вывод для наречия: пишется столько же Н, сколько в исходном слове. Самопроверка осуществляется по алгоритму. 1. Посмотри, что нужно было сделать в упражнении, какая была цель, что нужно было получить? 2. Сверь задание и результат, сделай вывод – найдено решение или нет? 3. Определи – справился полностью правильно (5+), с незначительной ошибкой (5), с одной грубой ошибкой (4+), с одной незначительной и одной грубой ошибкой (4)? 4. Поставь вопросы там, где задание осталось невыполненным. Выяснить, у кого получилось, а у кого нет. Задать вопрос: что у вас не получилось и на что надо обратить внимание при выполнении домашнего задания?  Плохо отличаю отыменные и отглагольные прилагательные  Не усвоил условия выбора Н/НН в данных частях речи  Не получается образовать наречия Объяснение вариативного домашнего задания. 1. Для тех, у кого остались вопросы: типовое упражнение из учебника. 2. Группа 4, 4+. Самодиктант: составь и запиши десять словосочетаний «глагол+наречие с Н/НН». 3. Группа 5, 5+. Составь словосочетания «глагол+наречие с Н/НН». Составь текст из 8-10 предложений на тему «Я брожу по городу», используя данные словосочетания. VIII. Включение в систему знаний и повторение. Данное задание развивается умение подбирать наречия-антонимы к заданным сочетаниям, правильно их писать, графически обозначать условия выбора. Выполняется в парах и сдаётся учителю (с него начнётся актуализация на следующем уроке). Задание: к данным словосочетаниям подбери антонимы – наречия, вставь Н/НН, графически обозначь условия выбора орфограмм. Идти быстро, вести себя робко, вернуться в разное время, говорить безучастно, присутствовать иногда, работать спустя рукава, небо чисто. Для справок: постоя…о, увере…о, пламе…о, медле…о, одновреме…о, напряжё…о, тума…о. IX. Рефлексия учебной деятельности. Ребята, давайте вспомним, какие цели вы сегодня поставили перед собой.  Узнать СПОСОБ написания Н/НН в наречиях.  Научиться этот способ применять. Все ли этих целей достигли?  У некоторых остались трудности с применением Какая работа была сегодня самая интересная?  Работа в группе. На данном уроке лучше провести рефлексию работы в группе, так как последняя мотивирующая пословица была об этом. Руководителям групп предлагается оценить работу и ответить на вопрос: «Можно ли сказать о вашей группе, что она работала кто в лес, кто по дрова»? Учащиеся при ответе используют требования, необходимые для работы в группе. 1. Каждый член группы понял общую цель и принимал участие в обсуждении. 2. Работа была распределена целесообразно. 3. Каждый выполнял свою часть качественно. 4. Результат обсуждался и был оформлен. 5. Результат был качественно представлен. Комментарии к сценарию. Данный урок проводится в рамках Образовательной системы «Школа 2100» и является восьмым при изучении темы «Наречие». Также он включён в систему уроков по изучению орфограммы, связанной с правописанием Н/НН в разных частях речи (4 класс – с глаголами, 5 класс – с прилагательными, 6 класс – с причастиями, 7 класс – с наречиями). Использованная литература: 1. Сборник программ. Основная школа. Старшая школа \Под научн. Ред. Д.И.Фельдштейна.- М.: Баласс, 2010г. 2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева. Образовательная система «Школа 2100». Русский язык. 7 класс. М.: Баласс, 2014г. 3. Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева. Типология уроков деятельностной направленности. М.: Академия АПК и ППРО, 2008г. 4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2008г.
Категория: Русский язык
28.01.2017 14:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!