СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельностный метод обучения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы разобраться в том, что такое деятельностный метод в системе начального общего образования необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный метод в организации образовательной деятельности занимает ведущее место при работе с младшими школьниками.

Деятельность — форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц — действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

Деятельность неразрывно связана с жизнью человека. Личность человека формируется и проявляется в процессе собственной активности. Жить – это значит действовать. Поэтому деятельность несомненно является ключевым компонентом процесса обучения.

Таким образом деятельностный метод – метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Деятельносгный метод является по своей сути универсальным, поскольку охватывает широчайший спектр познавательных процессов и личностных качеств.

Концептуальной идеей построения деятельностного метода обучения в системе непрерывного образования явилась идея включения обучающегося в активную познавательную деятельность. Ориентируясь на формирование деятельностных способностей, новый подход должен обеспечивать каждому обучающемуся системный тренинг всех видов деятельности выполняемых субъектом.

Г.П. Щедровицкий, А.А. Деркач, О.С. Анисимов и др. сделали возможным переход к понятийному уровню разработки технологии деятельностного метода. Ими был сделан вывод, что существуют всего три вида деятельности: самоопределение, нормотворчество, нормореализация. Самоопределение предполагает соотнесение предложенной нормы деятельности с системой ценностей и актуальным уровнем способностей. Нормореализация предполагает воспроизведение известной нормы деятельности, ее итогом является преобразованный продукт. Нормотворчество предполагает построение новой нормы деятельности в случае невыполнимости или отсутствии известной нормы.

Для успешной реализации метода базового процесса в любой системе деятельности необходимо выполнение определенных требований для всех элементов системы. Применительно к системе образования выделены семь условий успешной реализации деятельностного метода, сформулированные в виде дидактических принципов:

  • Принцип деятельности заключается в том, что обучающийся получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  • Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  • Принцип целостного представления о мире предполагает формирование у обучающегося обобщенного, целостного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук.
  • Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить обучающемуся содержание образования на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить его усвоение на уровне социального безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  • Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стресообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  • Принцип вариативности предполагает формирование у обучающихся способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  • Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Деятельностный метод предполагает рассматривать педагогические явления с позиции целостного изучения всех компонентов деятельности: ее целей, мотивов, действий, операций, способов регулирования, корректировки, контроля и анализа достигаемых результатов. Этот метод требует специальной работы по формированию деятельности обучающегося, по переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения, обучения его целеполаганию и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

• уроки «открытия» нового знания;

• уроки рефлексии;

• уроки общеметодологической направленности;

• уроки развивающего контроля.

В данной работе рассматриваются два типа урока, это урок «открытия» новых знаний и урок рефлексия.

Деятельностный метод предполагает следующую структуру урока, в которой реализуются принципы для успешной реализации:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование обучающегося к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление обучающимся своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование обучающихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация обучающимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход обучающегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) обучающиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе обучающиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные обучающимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) обучающегося ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Урок рефлексии предполагает следующую цель: Формирование у обучающихся способностей к самовыявлению причин затруднения; Закрепить и при необходимости корректировать изученные способы действия – математические понятия, алгоритмы и т.д.

Таким образом, понятийный инструментарий теории деятельности позволил создать деятельностный метод, который включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормореализацию, нормотворчество) и самоанализ деятельности, тренирует коммуникативные способности. Деятельностный метод носит и интегративный характер: в нем соединены элементы развивающего и традиционного обучения.

Вследствие этого, деятельностный метод дает возможность каждому обучающемуся на всех типах урока формировать способность к саморазвитию.

22.06.2016 07:02


Рекомендуем курсы ПК и ПП