СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Чтобы разобраться в том, что такое деятельностный метод в системе начального общего образования необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный метод в организации образовательной деятельности занимает ведущее место при работе с младшими школьниками.
Деятельность — форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц — действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.
Деятельность неразрывно связана с жизнью человека. Личность человека формируется и проявляется в процессе собственной активности. Жить – это значит действовать. Поэтому деятельность несомненно является ключевым компонентом процесса обучения.
Таким образом деятельностный метод – метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Деятельносгный метод является по своей сути универсальным, поскольку охватывает широчайший спектр познавательных процессов и личностных качеств.
Концептуальной идеей построения деятельностного метода обучения в системе непрерывного образования явилась идея включения обучающегося в активную познавательную деятельность. Ориентируясь на формирование деятельностных способностей, новый подход должен обеспечивать каждому обучающемуся системный тренинг всех видов деятельности выполняемых субъектом.
Г.П. Щедровицкий, А.А. Деркач, О.С. Анисимов и др. сделали возможным переход к понятийному уровню разработки технологии деятельностного метода. Ими был сделан вывод, что существуют всего три вида деятельности: самоопределение, нормотворчество, нормореализация. Самоопределение предполагает соотнесение предложенной нормы деятельности с системой ценностей и актуальным уровнем способностей. Нормореализация предполагает воспроизведение известной нормы деятельности, ее итогом является преобразованный продукт. Нормотворчество предполагает построение новой нормы деятельности в случае невыполнимости или отсутствии известной нормы.
Для успешной реализации метода базового процесса в любой системе деятельности необходимо выполнение определенных требований для всех элементов системы. Применительно к системе образования выделены семь условий успешной реализации деятельностного метода, сформулированные в виде дидактических принципов:
Деятельностный метод предполагает рассматривать педагогические явления с позиции целостного изучения всех компонентов деятельности: ее целей, мотивов, действий, операций, способов регулирования, корректировки, контроля и анализа достигаемых результатов. Этот метод требует специальной работы по формированию деятельности обучающегося, по переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения, обучения его целеполаганию и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
• уроки «открытия» нового знания;
• уроки рефлексии;
• уроки общеметодологической направленности;
• уроки развивающего контроля.
В данной работе рассматриваются два типа урока, это урок «открытия» новых знаний и урок рефлексия.
Деятельностный метод предполагает следующую структуру урока, в которой реализуются принципы для успешной реализации:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование обучающегося к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление обучающимся своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование обучающихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация обучающимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход обучающегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) обучающиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе обучающиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные обучающимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
На данном этапе обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) обучающегося ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Урок рефлексии предполагает следующую цель: Формирование у обучающихся способностей к самовыявлению причин затруднения; Закрепить и при необходимости корректировать изученные способы действия – математические понятия, алгоритмы и т.д.
Таким образом, понятийный инструментарий теории деятельности позволил создать деятельностный метод, который включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормореализацию, нормотворчество) и самоанализ деятельности, тренирует коммуникативные способности. Деятельностный метод носит и интегративный характер: в нем соединены элементы развивающего и традиционного обучения.
Вследствие этого, деятельностный метод дает возможность каждому обучающемуся на всех типах урока формировать способность к саморазвитию.
© 2016, Кормош Оксана Игоревна 2039