СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Макаренко Фаина Дмитриевна ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с. Овгорт МБОУ «Овгортская школа-интернат среднего общего образования» Учитель русского языка и литературы Урок русского языка в 8 классе (по программе Бунеева) Тема: Определения. Согласованные и несогласованные определения Цели: 1. Познавательные: - расширить представления учащихся об определении; - ознакомить учащихся с несогласованными определениями. 2. Практические: - начать формировать умение находить в предложении согласованные и несогласованные определения; - развивать устную речь учащихся, их самостоятельность, уверенность в своих силах. 3. Воспитательные: - воспитывать дисциплинированность, требовательность к себе и товарищам. Ход урока: I. Оргмомент. II. Языковая разминка. Диктант с грамматическим заданием: Читать – это не только узнавать факты. Роль книги – учить мудрости. Зима выдалась суровая. Чужая душа - потёмки. Задание: - найти и графически обозначить главные члены предложения; - определите второстепенный член 4-го предложения. Какую роль выполняет слово «чужая»? Макаренко Фаина Дмитриевна Как вы думаете, почему второстепенный член предложения назван определением? (Определяет, какой предмет, чей предмет, который по счету предмет). III. Введение в тему. Объявление и запись темы: Определение. Согласованное и несогласованное определение IV. Объяснение нового материала. 1. Запись «мудрых» мыслей, в которых есть определение (демонстрация слайда 3. Приложение 3) С русским языком можно творить чудеса. (К. Паустовский.) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С. Тургенев.) 2. Беседа: - Выполните синтаксический разбор первого предложения ( повест., невоскл., простое, односост., распр., с сост. глаг. сказуемым). - Назовите определения во втором предложении. - К каким членам предложения относятся данные определения? (к членам предложения, выраженным именем существительным). - Какими частями речи выражены определения? - Сравните полученную информацию со сведениями, представленными в рамке. 3. Анализ текста в рамке (работа с учебником) - Есть ли в тексте новая для вас информация? Воспроизведение текста 1 – 2 уч-ся. 4. «Обыгрываем» термины (демонстрация слайда 4. Приложение 3) - Что значит «согласование», «согласие», «согласованные»? (приведение в надлежащее соотношение, соответствие с кем-чем-нибудь; утвердительный ответ на просьбу, единомыслие; достижение единства, согласия (согласованные действия); в грамматике: стоять в одинаковом падеже, числе, роде или лице со словом, от которого зависит данное слово в предложении). - Что значит «нет согласия», «несогласие», «несогласованные»? Макаренко Фаина Дмитриевна (несоответствие; разногласие; не в одинаковой форме главное и зависимое слова – в грамматике) V. Начало формирования умений 1. Сопоставительный анализ согласованных и несогласованных определений (демонстрация слайда 5. Приложение 3) - Как доказать, согласованные или несогласованные определения? (определить способ связи слов в словосочетании) - Какой способ связи характерен для согласованных определений? Несогласованных? (Приложение 1) (согласованные – связь согласование, несогласованные – связь управление или примыкание). - Обратим внимание на синонимию согласованных и несогласованных определений (их грамматическое значение одинаково) - Какое определение из пары синонимичных выражает признак более конкретно – согласованное или несогласованное? Вывод. Несогласованные, управляемые определения выражают признак более конкретно. 2. Словарная работа: дизайн, дизайнер, триумф (слайд 6. Приложение 3) 3. Упр. 206 – выборочное списывание (выписать согласованные определения вместе с определяемыми словами, обозначить, какой частью речи выражены определения). Грамматические задания (на доске): назад – фонетический разбор, деревянные – морфемный разбор. 4. Упр. 207 5. Самостоятельная работа: тест по теме «Согласованные и несогласованные определения» (Приложение 2) VI. Подведение итогов урока. VII. Рефлексия. - Какую новую информацию получили, работая на уроке? - Чему научились? - Каковы ключевые слова темы урока? VIII. Домашнее задание. С. 157 – 158 (правило), упр. 209 Приложение 1 Приложение 2 Тест по теме «Определение» 1. Найдите предложение, в котором среди второстепенных членов нет определения: а) В Египте и Мексике в древности были выстроены величественные сооружения. б) И там, и здесь использовали похожие музыкальные инструменты. в) Такие совпадения, конечно, не случайны. г) Неужели древние когда-то могли переплывать Атлантиду? 2. В каком предложении используются только согласованные определения? а) Ученые долго и безуспешно искали осколки метеорита. б) Русский ученый Л.А. Кулик предполагал найти огромный кратер глубиной не меньше четверти километра. в) Никакого кратера в тайге не оказалось, только поваленный на десятки километров вокруг лес. г) В центре этого гигантского лесоповала стояли обгорелые деревья без веток. 3. Какие из выделенных слов служат определениями? Ученики ШКОЛЫ (1) НОМЕР ТРИ (2) проходили практику в СТОЛОВЫХ (3) и ПРОДУКТОВЫХ (4) магазинах. а) 1, 3 б) 2, 3 в) 3 г) 1, 2, 4 4. Укажите предложения с определениями. 1) Листья налились, отяжелели и потекли. 2) Выплыло красное солнышко и стало рассыпать свои лучи, будить землю. 3) Сметала осень в высокие стога душистые копны сена. 4) Отправилась осень в поля и луга. 5. Найдите предложение с несогласованным определением. 1) Постепенно гаснут в небе звезды. 2) Проходит летняя гроза. 3) На берегу моря растут пальмы. 4) Сильный порыв ветра вырвался из-за скалы. Ключ: 1 – г 2 – в 3 – в 4 – 2, 3 5 – 3 Приложение 3 Слайд 2 • Расширить представления об определении. • Познакомиться с несогласованными определениями и синонимией согласованных и несогласованных определений. • Закреплять навыки нахождения в тексте согласованных и несогласованных определений и умения определять способы их выражения. Слайд 3 «Мудрые мысли» • С русским языком можно творить чудеса. (К. Паустовский.) • Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С. Тургенев.) Слайд 4 «»Обыгрываем» термины 1. Что значит: • Согласование • Согласие • Согласованные 2. Что значит: • Нет согласия • Несогласие • Несогласованные Слайд 5 Сравним словосочетания Способ связи в словосочетаниях? Способ связи в словосочетаниях? • Сорок первая квартира • Балконная дверь • Щавелевый суп • Клюквенный напиток • Золотой ковш • Соболиная шапка • Царская милость • Квартира сорок один • Дверь на балкон • Суп из щавеля • Напиток из клюквы • Ковш из золота • Шапка из соболя • Милость по-царски Слайд 6 Словарь • Дизайн • Дизайнер • Триумф – выдающийся, блестящий успех, торжество Литература: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. 8 класс. М.,Баласс, 2010 Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 8 класс. М, ВАКО, 2010 Пучкова Л.И. Тематический контроль по русскому языку. «Интеллект-Центр», М., 2002
Категория: Русский язык
17.01.2015 20:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!