СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Работу над формированием читательских умений необходимо начинать со знакомства с уровнями читательской грамотности обучающихся. Рассмотрим классификацию уровней читательской грамотности и проанализируем дефициты читательских умений учеников каждого уровня.
Уровни читательской грамотности
1. Низкий уровень
Ученик умеет:
- извлекать те единицы информации (детали, факты), которые прямо названы в тексте. Только на основе такой явной информации он может размышлять о прочитанном, делать выводы, устанавливать логические связи.
Проблемы и дефициты:
- выводы и логические связи, которые выстраивает ученик, схватывают лишь часть
содержания текста, текст понимается фрагментарно и неточно;
- учащийся, как правило, неверно интерпретирует смысл образных выражений,
иносказания, часто делает ложные выводы;
- учащийся испытывает трудности с формулированием собственных суждений.
Вывод: обучающиеся, овладевшие чтением на данном уровне, не смогут самостоятельно осваивать материал в основной школе на основе чтения текстов (параграфов учебника, дополнительной литературы).
2. Средний уровень
Ученик умеет:
- извлекать явную информацию;
- извлекать информацию, не изложенную явно, но напрямую вытекающую из сказанного, делать несложные обобщения;
- различать буквальный и небуквальный смысл сообщения;
- восстанавливать последовательность основных событий и выделять среди них центральные;
- связывать в единое целое сведения, изложенные в разных частях текста.
Проблемы и дефициты:
- при поиске ответа на вопрос ученик, как правило, обращается к нужному фрагменту текста, но часто выделяет искомую информацию неточно, включая в ответ избыточные или смежные сведения;
- испытывает затруднения при выстраивании причинно-следственных связей;
- неточно интерпретирует художественные тексты;
- ученику трудно выделить авторскую позицию, проанализировать форму текста, связывая намерения автора с выбранными им языковыми средствами.
Вывод: обучающиеся, овладевшие чтением на данном уровне, смогут самостоятельно осваивать материал в основной школе на основе текстов учебника только в том случае, если структура и язык учебных текстов достаточно прозрачны.
3. Повышенный уровень
Ученик умеет:
- находить явную информацию;
- прочитывать небуквальный, скрытый смысл художественного текста, соотнося с ним смысл отдельных фактов, подробностей, деталей;
- видеть главное;
- верно понимать логику информационного (как учебного, так и научно-популярного) текста;
- строить собственное суждение в этой логике.
Проблемы и дефициты: может испытывать трудности при выстраивании сложных логических связей, понимании авторской точки зрения, анализе средств выражения авторской мысли.
Вывод: обучающиеся, владеющие грамотностью чтения на данном уровне, смогут самостоятельно учиться на основе чтения текстов.
4. Высокий уровень
Ученик умеет:
- извлекать из сообщения нужную информацию;
- включать ее в более широкий контекст, видеть то большее, что стоит за сказанным;
- воссоздавать авторский замысел;
- понимать, почему для его выражения выбраны те или иные языковые средства;
- строить на основе прочитанного собственные суждения.
Вывод: обучающиеся, владеющие грамотностью чтения на данном уровне, смогут
использовать почерпнутую в текстах (как в учебных, так и в неучебных) информацию для собственного развития.
Именно на уровни читательской грамотности должны быть рассчитаны задания при работе с текстом.
Уровни читательской грамотности и характеристика заданий к текстам разных форматов
Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом в соответствии с каждым из выделенных в исследовании умений.
Нахождение информации |
Интерпретация текста |
Рефлексия и оценка |
1-й уровень |
||
Найти один (или более) независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию |
Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна |
Установить простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями |
Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, или найти явно выраженную информацию в короткой части текста. Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз. |
||
2-й уровень |
||
Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией |
Определить главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы |
Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях |
Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста или текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста. Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации, например, таблицы или диаграммы (граф-дерева) или объединить две небольшие части информации из графика или таблицы |
||
3-й уровень |
||
Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией |
Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание много критериев. Работать с противоречивой информацией |
Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях |
Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценить информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например, таким, как причинно-следственные связи в предложениях или отдельных частях текста. Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различных формах (вербальной, числовой, пространственно-визуальной), в их взаимосвязи и сделать на этой основе выводы) |
||
4-й уровень |
||
Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания |
Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте, для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте |
Использовать академические и общеизвестные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов |
Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста, нередко имеющего ясно выраженную структуру изложения, найти, интерпретировать или оценить неявно выраженную информацию или сделать выводы философского или метафизического характера. Несплошные тексты: найти отдельные части информации и сравнить или обобщить их, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовков или специального формата |
||
5-й уровень |
||
Найти и установить последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работа с правдоподобной и/или достаточно объемной информацией |
Истолковать значения нюансов языка либо демонстрировать полное понимание текста и всех его деталей |
Критически оценить или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов |
Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых не очевидна или явно не обозначена. Несплошные тексты: установить характер связи частей информации, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., которая может быть длинной и детализированной, иногда используя информацию, внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же документа, например, сноски |
© 2021, Чичуга Галина Александровна 17457