СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Уровень |
Название уровня |
Основные диагностические признаки |
Дополнительные диагностические признаки |
1 |
Отсутствие действий самоопределения |
Характерно агрессивное неприятие деятельности по данному типу, демонстративное игнорирование и даже разрушение имеющихся возможностей |
Это может выражаться в постоянных "выяснениях отношений", склоками со своими одноклассниками, друзьями, педагогами при выполнении «нелюбимой» работы. Не использование возможностей для решения важных житейских проблем или создание искусственных трудностей для реализации каких-то благородных общественных дел |
2 |
Выполнение действий самоопределения в сотрудничестве |
Учащийся занимает пассивную позицию в вопросах самоопределения. Однако он позитивно реагирует на беседы (помощь) психолога или авторитетного педагога, касающиеся информации по проблемам самопознания, профессиональной и жизненной ориентации, анализа и оценки достоверности этой информации, поскольку ощущает нехватку знаний в этой области |
Учащийся ищет любую возможность, чтобы не выполнять порученные ему обязанности. Наблюдается молчаливое избегание любой деятельности. В житейской повседневности это проявляется в банальной лени и жизненной пассивности |
3 |
Неадекватный перенос усвоенных действий самоопределения на различные виды деятельности |
Учащийся владеет знанием основных понятий, касающихся путей и способов личностного самоопределения. Однако для него характерна реализация стереотипных способов при выполнении любой деятельности. Учащийся может быть не склонен к ведению диалога со взрослыми, особенно в случае отсутствия необходимой морально-эмоциональной поддержки и помощи в выборе и самостоятельном принятии решений, касающихся профессионального, жизненного и личностного самоопределения |
Работает только "по инструкции", сам существенно обедняя свою школьную жизнь и не реализуя в полной мере даже те возможности, которые у него наверняка имеются. В повседневной жизни это может проявляться в банальных, стереотипных и потому неизбежно "пошлых" способах проведения досуга (пьянстве, сидении перед телевизором, когда вместо реальной жизни человек уходит в вымышленный мир и т.п.). Формально учащийся делает все, что "положено" в его окружении и никаких придирок к нему быть не может |
4 |
Адекватный перенос действий самоопределения на различные виды деятельности |
Наблюдается самостоятельное стремление учащегося добиться совершенства при выполнении всех элементов хорошо знакомых способов жизнедеятельности, в том числе во взаимодействии и сотрудничестве с друзьями, одноклассниками и взрослыми. Учащийся становится частичным субъектом самоопределения |
Учащемуся становится присуще желание получать удовольствие от хорошо выполненной даже «рутинной» и неинтересной ему, но необходимой работы. Может наблюдаться повышенный интерес к диагностике собственных способностей и возможности их полноценной реализации в жизни |
5 |
Самостоятельное построение действий самоопределения |
Наблюдается осознанное стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности, т.е. фактическое начало настоящего творчества в рамках не только традиционных (обязательных), но и избранных (любимых) способов жизнедеятельности. Характерно увлечение конкретной идеей в рамках своего хобби или занятия. |
Учащийся не просто делает, что "положено", но стремится сформировать у себя индивидуальный стиль деятельности, берется за новые, более сложные задачи или ищет неординарные способы и методы работы. В жизни это проявляется в существенном изменении взаимоотношений с окружающими людьми, в поиске новых возможностей для решения имеющихся жизненных проблем и т.п. Учащийся проявляет интерес к самостоятельному получению необходимой информации по вопросам самоопределения и профориентации (какие задавать вопросы специалистам по данной профессии, куда обращаться и т.п.) |
6 |
Свободное владение способами самоопределения |
Характерно стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом, стремление к духовному самосовершенствованию за рамками обыденных представлений. Характерно увлечение сложной или значимой идеей за рамками своего хобби или занятия, готовность самостоятельно решать свои проблемы. Учащийся становится подлинным субъектом своей жизнедеятельности |
Учащийся в своей работе кардинально меняет уже не отдельные способы, а весь характер и даже цели своего труда, что часто может вызывать непонимание окружающих и даже конфликты с ними. В жизни это может выражаться в существенном изменении всего образа жизни, в поиске принципиально новых подходов к решению важных жизненных проблем и т.п. |
© 2016, Котельникова Светлана Юрьевна 349