СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Уро-вень |
Название уровня |
Основные диагностические признаки |
Дополнительные диагностические признаки |
1 |
Отсутствие оценки |
Ученик не испытывает ни потребностей в оценке своих действий, ни угрызений совести. Безнравственное поведение по отношению к окружающим людям и природе. В ответ на замечание звучит ложь: «Это не я»! |
Спонтанное, «стадное» поведение («Я делал как все»). Не понимает и не принимает замечания, считая их придирками. Защитная реакция: грубость, бравада или подавленность |
2 |
Неадекватная ретроспективная оценка |
Ученик имеет общее представление о существовании трех моральных норм: справедливого распределения, взаимопомощи и правдивости. Ценностными эквивалентами нормы справедливого распределения являются щедрость, бескорыстие, доброта (не жадничать); взаимопомощи – милосердие, сострадание и забота; правдивости – честность, искренность, верность своему слову. Однако при наличии самых общих представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо ученик склонен к демонстрации безнравственного поведения. Преобладает отсроченная (после действия) и неадекватная, судя по ответному поступку, оценка характера ситуации |
Характерны безнравственные поступки с последующей попыткой их оправдания. Все средства хороши ради достижения цели («А что? Он же первый начал!). Если испытывает трудности, то прислушивается к оценке своих действий окружающими, которые пользуются у него авторитетом (взрослые, учитель, родители и сверстники) |
3 |
Адекватная ретроспективная оценка |
Имеет представление о социальных нормах поведения: моральных (обязательных для всех людей), конвенциональных (социальных стандартов поведения в быту и общественной жизни) и персональных (семейных правил, режима дня, распоряжения финансовыми ресурсами и т.п.). Возможны безнравственные поступки, т.к. ученик способен самостоятельно оценивать характер ситуации, свои и чужие ответные действия только после того, как они уже сделаны. Знает как надо, но не всегда так получается, т.к. критерии оценки неустойчивы |
Склонен к усвоению образцов поведения под влиянием оценки взрослых, а также своих сверстников. Выделяет четыре типа моральных норм поведения: физическая неприкосновенность личности, запрет на оскорбления и нанесения обид другим людям, законность слов и поступков и ответственность за них, альтруистическое (бескорыстное) поведение. Ученик сначала делает, а потом думает. В случае, если понял, что его действия неверны, искренне раскаивается в содеянном, пытаясь обосновать причины своих неудач |
4 |
Неадекватная прогностическая оценка |
В отношениях со взрослыми ориентирован в основном на выполнение конвенциональных норм поведения. Ученик пытается заранее и самостоятельно оценить возможные последствия своих ответных действий (поступков), учитывая лишь факт знакомости ситуации. Возможна сознательная демонстрация безнравственного поведения в экстремальных ситуациях как форма защитной реакции |
Пытается следовать образцам морального поведения и демонстрировать привычные способы поведения. Попытки заранее оценить последствия своих действий в незнакомых ситуациях не удачны, т.к. ученик ориентируется исключительно на свой ограниченный опыт поведения в знакомых условиях. Пытается советовать своим товарищам по поводу поведения в аналогичных ситуациях |
5 |
Потенциально-адекватная прогностическая оценка |
Ориентирован на равнозначное отношение ко всем четырем типам норм поведения: моральным (обязательным для всех людей), конвенциональным (социальных стандартов поведения в быту и общественной жизни) и персональным (семейных правил, режима дня, распоряжения финансовыми ресурсами и т.п.). Ученик не всегда может предвидеть последствия своих поступков в необычных (нетиповых) условиях |
Выделяет моральный смысл ситуаций в условиях необходимости выбора поведения. Пытается понять чувства и взаимоотношения участников ситуации за счет эмпатии и способности к децентрации (умения видеть ситуацию с позиции другого человека). Действует, но не всегда удачно, в нетиповой ситуации общения |
6 |
Актуально-адекватная прогностическая оценка |
Полностью ориентирован на моральное содержание ситуации, действия, необходимые для осуществления морального выбор, решения моральной дилеммы. Учащийся самостоятельно предвидит последствия выбора варианта своего поведения в ответ на любое изменение ситуации, следуя нравственным принципам и нормам, выступающим регуляторами морального поведения |
Демонстрирует нравственное поведение при любых изменениях внешней среды, при любых условиях и обстоятельствах. Может самостоятельно дать кому-либо дельный совет по решению моральной дилеммы в случае необходимости |
© 2016, Котельникова Светлана Юрьевна 383