СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ушакова. Развитие речи у дошкольников.12

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА В подготовительной группе совершенствуется звукопроизношение, особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких). Для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно. Здесь же развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно). На занятиях с детьми седьмого года жизни продолжается развитие звукового анализа слова (умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги и ударение). Ознакомление с фонетической структурой слова оказывает серьезное влияние на воспитание интереса к языковым явлениям. Составление детьми загадок и рассказов о словах и звуках является показателем развития их лингвистического мышления. Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умение ребенка осознанно пользоваться звуковой стороной речи, правильно пользоваться в зависимости от ситуации всеми характеристиками речи развивается как в специальных упражнениях, так и в процесселюбого высказывания. В работе над дикцией, развитием голосового аппарата, совершенствованием артикуляции широко используются скороговорки, чистоговорки, потешки. Особое внимание надо уделять развитию творческих способностей детей, когда они заканчивают ритмическую фразу, начатую взрослым: «Где ты, заинька, гулял? {Под кусточком ночевал.) Ты, лисичка, с кем играла? {Я избушку подметала.) Где ты, Катенька, была? {Яс друзьями в лес ушла.) Наш зеленый крокодил. (Шляпу новую купил)». Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети вдумываются в звучащее слово и начинают глубже понимать стихотворную речь. Такие упражнения не только развивают интонационную выразительность речи ребенка, но и готовят его к восприятию поэтической речи. Предлагаемые игры и упражнения направлены на развитие у ребенка ориентировки на смысловую, грамматическую и звуковую стороны слова — параллельно. Название речевой игры может относиться к одной из перечисляемых целей. Первое занятие для детей старшего дошкольного возраста предполагает выяснение имеющихся у них знаний и представлений о том, что такое звук, слог, слово, предложение, рассказ (описание, повествование, рассуждение). «ЧТО ТАКОЕ ЗВУК, СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ?» Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова. Педагог спрашивает детей: — Какие звуки вы знаете? (Гласные, согласные; твердые, мягкие; звонкие, глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово. стол? (Предмет мебели.) — Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Мы поэтому говорим: «Что значит (или обозначает) слово.?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения. — Что такое имя? Как мы различаем друг друга? (По именам.) Назовите имена своих родителей, родных и близких. У кого в доме есть кошка? собака? Как их зовут? У людей имена, а у животных. (клички). — У каждой вещи есть свое имя, название. Посмотрите вокруг и скажите, что может двигаться? Что может звучать? На чем можно сидеть? спать? ездить? Давайте поиграем. Игра называется «Почему так называют». Возьмем слова пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка. Нам понятно, для чего нужны предметы, названные этими словами. — У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы вы знаете? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова. — Подойдите ко мне, дети, у которых имя начинается на гласный звук а (Аня, Андрюша, Антоша, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна! Подойдите ко мне, дети, у которых имя начинается на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стае, Володя); на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Люба). — Мы будем с вами играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются. «ОДИН - МНОГО» Цель: упражнять детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию. — Это. шар, а это. (шары). Здесь много. (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.)Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.) — Это. мак, а это. (маки). В букете много. (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как вы понимаете выражение красная девица! Где вы встречали такое выражение? В каких сказках? — Отгадайте загадку: «Сяцщ дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это. лук. Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный,) В корзине много чего? (Лука.) — Подберите слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар), мак (лак, рак), лук (жук, бук). — С какого звука начинаются слова шар, мак, лук! (ш, м, л.) — Сколько слогов в этих словах? (В словах шар, мак, лук один слог.) Задания по усвоению звукового состава всех названных слов: 1. Определите, сколько слогов в словах игла, мишка, ложка (два слога). 2. Подберите слова, сходные по звучанию с заданными и с таким же количеством слогов: игла (пила, юла); мишка (мышка, шишка); ложка (ножка, кошка), А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, юл; мишек, мышек, шишек;ложек, ножек, кошек.) «НАЙДИ ЗВУК» Цель: находить слова с одним и двумя слогами. Дети рассматривают рисунки: жук, шуба, шапка, жаба, забор, замок, цапля, цыпленок. — Найдите слова с одним и д^умя слогами. Сколько слогов в слове цыпленок! (Слово жук состоит из одного слога, шуба, шапка, жаба, забор, замок, цаплц — из двух, цыпленок — из трех слогов.) — Какие слова начинаются $ одинакового звука? Назовите эти звуки. (Слова шапка и шуба начинаются со звука ш, слова жук и жаба — со звука ж, слов^ забор, замок — со звука з, слова цыпленок, цапля —- со звука ц.) — Назовите овощи, фрукты ^ ягоды со звуками р (морковь, виноград, груша, персик, гранащ, смородина), рь (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), л (баклажан, яблоко, кизил), ль (малина, лимон, апельсину слива), — Опиши нам ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. (Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый. помидор. Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-мног0 разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фру^т. — гранат.) «КАРТИНА - КОРЗИНА» Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию. Дети рассматривают рисунки: картина, ракета, лягушка. Если таких картинок в группе нет, воспитатель назовет слова без них. — Сколько слогов в словах картина, лягушка, ракета! (Три.) — Подберите слова, сходные по звучанию с этими словами: картина (корзина, машина), лягушка (подушка, кадушка),ракета (конфета, котлета), вертолет (самолет), береза (мимоза). — Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)! Дети повторяют все слова и говорят, что в каждом из них по три слога.

«ЕДЕМ, ЛЕТИМ, ПЛЫВЕМ»Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова. Воспитатель рассматривает с детьми шесть картинок, изображающих: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай. — Назови все предметы одним словом. (Транспорт.) — Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова трамвай, по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, в середине, в конце слова)? (Звук т встречается в начале слов троллейбус, теплоход, трамвай, в середине слов — вертолет, автобус, в конце слов — вертолет, самолет.) — Составь предложение с любым словом. (Самолет летит быстро.) — Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.) — Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: т — с (троллейбус), а — с (автобус), с — т (самолет), в — т (вертолет), м — о (метро), т — и (такси). «КОЗА-СТРЕКОЗА» Цель: развивать представление о похоже звучащих словах, подбирать пары слов с разным количеством слогов. Дети рассматривают рисунку т которых изображены: чашка, коза, кошка, барсук, самовар, ромашка, стрекоза, лукошко, шина, машина, сук, пар. — Подберите пары слов, похожих по звучанию (чашка — ромашка, коза — стрекоза, кошка — лукошко, сук гбарсук, пар — самовар, шина — машина). — Назовите слова, в которых один слог, два и три слога. (В словах пар, сук — один слог, в словах чашка, коза, шина, кошка, барсук — два слога, в словах самовар, ромашка, стрекоза, лукошко, машина — по три слога.) Возможен такой вариант: одна группа детей подбирает сходно звучащие пары слов: чашка _ ромашка, коза — стрекоза, кошка — лукошко, сук — барсук > шина — машина, пар — самовар. Другие дети называют, сколько слогов в каждом слове из названной пары. — Закончите фразу, чтобы получилось складно: «Я поехал на машине. (у меня порвалась шина). Побежал за стрекозой. (тут же встретился с козой), я разбил сегодня чашку. (и сорвал в лесу ромашку). Зацепился я за сук. (а под ним сидел барсук). Под столом лежала кошка. (рядом с ней стоит лукошко)».

«ИГЛА - ПИЛА» Цель: дать представление о разных значениях многозначного слова; подбирать признаки и действия к заданным словам; определять количество слогов в словах, сходных по звучанию. — В словах шар, мак, жук, луКу рак, пар — по одному слогу; а сколько слогов в словах игла, Мишка, ложка ! — Какие иглы ты знаешь? Какие предметы мы называем этим словом? (Игла у ежа, у елки, сосны, лиственницы.) Чем они похожи? (Все иглы острые.) — Как называют иглы у елки? Какие они? (Еловые.) А у сосны? (Сосновые.) Чем отличаются иглы у елки и сосны? Отвечайте поскорей, какие из них длинней? (Сосновые.) А чем отличаются иглы у елки и у лиственницы? (Еловые иглы твердые, жесткие, а у лиственницы мягкие.) — А еще какие иглы вы знаете? (Швейные) Как можно сказать про швейную иглу, какая она? (Длинная, тонкая, острая, металлическая, блестящая.) что делают швейной иглой? (Шьют.)Что шьют швейной Иглой? (Одежду.) А еще что можно делать швейной иглой? (Шить, вышивать, зашивать, подшивать, штопать.) Дети рассматривают рисунки: игла (швейная) и иглы. — Назовите предметы, которые вы видите. (Ребенок должен назвать единственное число (это игла) и множественное число (иглы) слова игла.) — Скажи, много. чего? Ребенок называет предметы и дает форму родительного падежа множественного числа. (Много. игл или иголок.) На другом рисунке: мишка и мишки. — Кто здесь нарисован? (Мишка, мишки.) — Кого здесь много? (Мишек.) Формирование грамматического строя речи В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений). Другой важнейшей единицей грамматического строя языка является предложение. Предложение, как и слово, вступает в отношения с другими предложениями, образуя разные виды сложных предложений или текст. Грамматика тесно связана с другими сторонами языковой системы: ее звуковым строем, лексикой (в сфере производства слов и в дфере словосочетаний), а также с фразеологией. Важнейшим видом лексико-семантического соединения слов является словосочетание. Соотношение языковых единиц — слова, словосочетания, предложения — играет важную роль в формировании и выражении мысли. Изучая формирование мыслительных операций в развитии речевых навыков, исследователи подчеркийают значение работы над грамматикой родного языка. Они показали, что осознание грамматических явлений языка происходит на основе обучения, у детей начинает формироваться чувство языка, способность к обобщению. Рассматривая чувство языка как существенное условие правильного построения устной речи дошкольника, исследователи видят в сознательном усвоении грамматического строя речи предпосылки для развития связной монологической речи, осознания ее особенностей, формирования обобщений явлений языка и речи. Результаты усвоения родного языка хорошо сформулировал А.Н. Гвоздев: «Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладел всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также, твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным». В педагогических исследованиях вопросы формирования грамматического строя речи рассматриваются с разных точек зрения. Так, отмечено, что появление в речи детей грамматически оформленных предложений возможно при условии овладения «достаточно большим словарем и грамматическими формами». Дети трех-четырех лет чаще употребляютпростое нераспространенное предложение, а на пятом году жизни увеличивается количество полных распространенных и сложных предложений. Необходимо побуждать детей к высказыванию мыслей в форме сложного предложения, а для этого нужно ставить их в такие ситуации, чтобы они были вынуждены использовать эти формы. Пути совершенствования и создания разнообразных синтаксических конструкций возможны в «ситуации письменной речи» (когда ребенок диктует текст, а взрослый записывает его). Речь ребенка, оставаясь устной по форме, становится письменной по своей функции, только эту функцию выполняет взрослый. Эта ситуация приводит к усложнению синтаксиса, развивает контроль и точность речи, оказывает влияние на связность высказывания. Осознание смысловой структуры предложения, определяемой его актуальным членением (логическим ударением), смысловым различием предложений при разных порядке слов и интонации, важно для овладения письменной речью. Формирование у старших дошкольников начальных лингвистических знаний и представлений о слове как основной единице языка, о словесном составе предложения имеет значение для общеречевого развития (формирования умений отбора слов, произвольного, осознанного построения высказываний) (Ф.А. Сохин, М.С. Лаврик, Г.П. Белякова). Исследования, посвященные проблеме словообразования и словотворчества в дошкольном возрасте, рассматривают обучение словообразованию как развивающее, обеспечивающее формирование собственно языковых лексико-грамматических и фонетических обобщений, а не как нацеливание на коррекцию ошибок. Исследователи детской речи издавна отмечали, что в определенный период начинается морфологизация речи: усвоение падежных окончаний, суффиксов. Подчеркивается при этом, что свидетельством усвоения морфологических средств являются так называемые образования по аналогии (молотком — «пилом», котенок — «лошаденок»). К.И. Чуковский показал, что словотворчество является закономерным этапом в освоении норм и правил словообразования. По его мнению, ребенок путем аналогий усваивает словарный состав и грамматический строй родного языка. Проблема овладения ребенком грамматическим строем речи исследовалась в лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО.

02.08.2017 11:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!