СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условия организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в детском саду

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Условия организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в детском саду

Николаева Н.П.,

воспитатель МБДОУ ЦРР – Д/С №26 «Кустук»

ГО г.Якутск

В начале XXI века во многих странах мира ранние образование и развитие детей стали важной частью государственной образовательной политики.

В России дошкольное образование совсем недавно получило статус самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 окт. 2013г), который определяет понятие качественного дошкольного образования, ориентируя систему дошкольного образования в России на создание условий для позитивной социализации и индивидуализации ребенка дошкольного возраста, для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями [1; 3].

Как известно, в соответствии с ФГОС ДО воспитательно - образовательный процесс направлен на развитие дошкольников в различных видах деятельности по пяти образовательным областям (слайд 2)

Образовательные области

Виды деятельности дошкольников

-социально коммуникативное развитие

-познавательное развитие

-речевое развитие

-художественно-эстетическое развитие

-физическое развитие.

- Игровая

-Коммуникативная

- Познавательно-исследовательская

-Конструирование

-Изобретательная (рисование, лепка, аппликация )

- Музыкальная

- Двигательная

Сегодня, я хочу остановиться на тех условиях, которые созданы в нашей группе для познавательно-исследовательской деятельности детей.

Ребёнок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающая образовательная среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и твочества [1;17].

2017 был в России годом Экологии. Наш детский сад участвует в Федеральном проекте ''Эколята - дошколята.” В связи с этим был организован смотр - конкурс «Лучшая развивающая предметно - пространственная среда по экологическому воспитанию в группе детского сада». В рамках конкурса были усовершенствованы и обновлены материалы «Центра науки и естествознания».

В группе созданы условия для познавательно–поисковой и исследовательской деятельности дошкольников. Имеется разнообразное оборудование для опытов: лупы, пробирки, салфетки, фильтры; природный материал: шишки сосны, ели, семена различных растений, фасоль, коллекции камней и минералов, разные виды почвы; гидропоника, песок, глина и т. д. (Слайды 3-16)

В группе собрана библиотека литературы по развитию познавательного интереса дошкольников, оформлена картотека опытов и экспериментов, оборудован «Центр для игр с песком и водой». Накоплено большое разнообразие дидактических игр экологического содержания. В достаточном количестве и эстетично оформлены различные альбомы, демонстрационный и иллюстративный материал. Дети имеют открытый доступ к материалам и пособиям.

Анкетирование позволило выявить заинтересованность родителей в данной проблеме. С большим интересом они поддержали идею совершенствования «Центра» и приняли активное участие в его оборудовании, а также выполнили совместные с детьми рисунки по этой теме. С выставкой рисунков могли познакомиться не только дети и педагоги нашего сада, но и наши гости – участники окружного конкурса «Я – исследователь» (слайды 17-18).

Организованная развивающая среда позволила более системно проводить работу по организации опытов и экспериментов на основе подготовленной картотеки, а также перспективного плана, представленного в пособии Тугушевой Г.П., Чистяковой А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, например: о свойствах песка, воды, снега, воздуха; опыты с мыльными пузырями, со льдом, паром, магнитами, бумагой (слайд 19 - 35).

Работа в данном направлении представляется нам актуальной и важной в свете решения задач, поставленных перед педагогами ФГОС ДО, т.к. именно познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности детей, повышает мотивацию к познанию окружающего мира, активизирует познавательные способности, является мотивационной основой для формирования способности делать самостоятельный выбор, ставить проблемы и находить нестандартные решения, что в итоге формирует личность ребёнка как будущего субъекта собственной жизни.

  1. Открытия. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Е.Г.Юдиной.- М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 160 с.
  2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2016. – 128 с.
  3. Паршукова И.Л., Шило Т.Б. Организация исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников. Санкт-Петербург, 2016. – 94 с.
05.04.2018 08:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!