СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условия работы по воспитанию любви к Родине

Нажмите, чтобы узнать подробности

Условия работы по воспитанию любви к Родине

В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, ориентированной на формирование таких качеств юных граждан России, как приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям. В значительной мере эта задача возложена на формирующуюся систему гражданского образования детей. Существенным фактором гражданского становления поколения россиян является активная социализация. Именно в патриотизме выражается понимание необходимости сознательного социального и профессионального самоопределения. Во всей работе по воспитанию гражданина просматривается как бы триединый процесс: воздействия на чувства, от чувств - к убеждениям, от убеждений - к действиям. При этом очень важно, что формирование юной личности происходит в комплексе идей политического, трудового и нравственного воспитания. Необходимо также учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой — через ее историю, третий — через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей — столько путей. Трудно, но педагог должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу. Добиться того, чтобы воспитанника волновало настоящее и будущее Отчизны, - одна из важнейших предпосылок предотвращения моральных срывов в зрелом возрасте. Гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность - это основа чувства человеческого достоинства. Не менее важным условием при воспитании патриотизма является необходимость не только любить свою родину и быть ее достойным гражданином, но и уважительно относиться к другим народам и странам и знать другую культуру. В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно. Поэтому каждому педагогу, заболевшему этой проблемой, целесообразно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. В ее основу можно положить примерно следующие размышления. Современная стратегия воспитания должна быть ориентирована и на формирование высоких духовных потребностей молодежи, устремленности к постоянному самосовершенствованию как одной из важнейших общечеловеческих ценностей. Вряд ли нужно доказывать, сколь далеко пока наше общество от понимания значения духовной культуры, недостаток которой служит сегодня источником многих бед. Преподаватель должен формировать у учащихся ителлектуально - эмоциональный компонент патриотизма. Эта работа должна быть педагогически эффективной, содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную внутреннюю логику. Однако следует отметить, что патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в своих узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. Принимая во внимание все выше сказанное, можно сказать, что возможности нашего колледжа по патриотическому воспитанию могут бытьиспользуются в двух направлениях (по двум путям): учебный процесс и внеучебная деятельность. Учебный процесс: на уроке литературы, истории, русского языка определяется такое содержание, которое мы используем для решения воспитательных потребностей. Но мировоззрение складывается не только тогда, когда человек читает учебник, книгу, слушает педагога, - оно формируется и в результате воздействия реальной действительности во всей ее полноте и многогранности. Студент читает учебники, книги под руководством педагога, но вот живую жизнь нередко постигает с помощью случайных наставников. Идейно-политическое воспитание школьников может быть эффективным при условии, если преподаватель помогает им сориентироваться не только в информации, полученной из газет, но и в конкретных фактах повседневной жизни. [12] Однако, воспитание патриота было бы неполным, если бы не изучалось краеведение. Краеведение один из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действительными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа. (пример) «Если человек не любит старые улицы, пусть даже плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». [6; 7] Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Любовь к природе и воспитание чувства прекрасного неразрывно связаны между собой. [9] Всякий же опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений в тех или иных видах деятельности и поведения. Вот почему необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды патриотической деятельности, связанной с проявлением патриотизма. Какие же виды деятельности используются в колледже в этом направлении? Чтобы придать воспитательной работе эмоциональный характер с целью ее глубокого влияния на сознание и чувства студентов и выработки у них соответствующих взглядов и убеждений, педагоги не упускают случая использовать для этого яркий фактический материал. Изучение родного края должно занимать важное место в системе внеклассной воспитательной работы. Для этого используются экскурсии в природу, походы по родному краю, и т. д. (пример) Существенное значение имеет организация общественно полезной деятельности студентов. Так, труд по самообслуживанию в колледже, изготовление и ремонт учебного оборудования и наглядных пособий, участие в по облагораживанию территории колледжа воспитывают у учащихся стремление внести свой вклад в улучшение жизни колледжа, развивают чувство ответственности и самостоятельности, формируют их активное гражданское отношение к окружающей действительности. (пример, фото) Особую роль в формировании патриотического поведения играет деятельность учащихся по охране природы родного края. С этой целью они привлекаются к посадке и уходу за зелеными насаждениями, оказанию помощи в поддержании чистоты и порядка в скверах и парках, на улицах и площадях сел и городов. (пример, фото) Немало возможностей для формирования у студентов патриотического поведения заключает в себе краеведческая работа. Особая роль здесь отводится историке - этнографическим экспедициям по изучению родного края, близлежащих улиц и отдельных районов.(пример) Не потеряла своего значения и поисковая работа учащихся. Они продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, записывают воспоминания ветеранов, совершаю походы по памятным местам и т. д.(фото, пример) Качественной формой работы по воспитанию патриотизма и формированию чувства гражданской ответственности является несение вахты на посту №1. (пример, фото) Формированию патриотизма способствует также участие студентов в художественно — творческой деятельности. Здесь прежде всего используются такие формы работы, как участие в литературных кружках, клубе дебатов и т. д. (фото, пример) Таковы основные пути формирования патриотизма, используемые в практике воспитательной работы колледжа. Необходимо отметить, что эта деятельность носит регулярный и содержательный характер и органически сочетается с развитием у учащихся потребностно - мотивационной сферы и интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма, она, несомненно, способствует развитию и упрочнению убеждений и выработке многостороннего опыта поведения, связанного с проявлением и совершенствованием моральных качеств. Таким образом, можно сформулировать основные задачи воспитания патриотизма в Профессиональном колледже: 1. Дать студентам многосторонние знания о нашей Родине и государстве; 2. Дать знания о прошлом нашей Родины; 3. Воспитать любовь к семье,колледжу, к родному краю; 4. Сформировать начала чувства гордости за Родину; 5. Учить действовать во благо Родине.

Список литературы 1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / под ред И. А.Каирова и О.С. Богдановой. - М., Просвещение, 1979. - 318 с. Баранников А. В. « О проведении урока России» в общеобразовательных учреждениях Р. Ф. // Воспитание школьников. - 2005, №9, С 10 - 15. Власов Ю. П. Формула мужества. - М., Знание, 1987 - 96 с., 4. Воспитание гражданина в советской школе/ Под ред. Г. Н. Филонова. - Педагогика, 1990.-176с. 5.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т - м, 1955. - т 3.-С.24. 6.Данильченко. Л. «Чему учит история родного края»// Воспитание школьников. -2001, №7, С 6-7. Дмитриев А. Е. Педагогика: Хрестоматия -. М., Просвещение, 1985. -415с., Жуковская Р. И. Родной край - М., Просвещение, 1990 - 176 с., Журнал «Начальная школа» 2007 г №5. с!9.»Воспитываем любовь к малой родине». Е. И. Дрешина. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Т. Педагогическое наследие/ Сост В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М Педагогика, 1989 - 416с. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. - М., Просвещение, 1988 г. - 304 с., 12. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: учебное пособие - М., Педагогическое общество России, 2002 - 450 с., 13. Матвеева Т.В. Так мужают мальчишки. -2-е изд. - М., Знание, 1981 г. 96 с. 14 Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина - М., Линка - Пресс, 1995 г-269 с. 15. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./Под ред. В. А. Сластенина: В 2 частях. - М. :Гуманис. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - ч. 2. - 256 с. 16. Педагогика. Харламов И.Ф.:Учебное пособие. - з - е изд., перераб и доп. -М.:Юность,1997.-512с. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопосов - 100 ответов - М., 2001 - 253с. Полякова Р. С. Чувство Родины. - М., Знание, 1987 г. - 96с. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина - М., Молодая гвардия. 1979. - 335с. Ушинский. К. Д. и русская школа: Беседы о великом педагоге. Под общей ред.Белозерцева Е. - М.: «Роман - газета», 1994- 192с. 21.Федеральное агентство по образованию органов управления образованием субъектов РФ. Положение о пятой всероссийской акции «Я - гражданин России» // Воспитание школьников. - 2005, №2 6* 16 - 22.

20.11.2018 18:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!