СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся (воспитанников). Ожидаемые результаты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности школы.

1. В школе организованы воспитательные подпространства: холл, оформленный творческими работами учащихся, уголок с символикой Российской Федерации и Ханты-Мансийского округа Югры, спортивный и актовый залы для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов, библиотека для просвещения воспитанников и педагогов, организации выставок книг и произведений искусства и т.п., позволяющие учащимся:

- изучать символы российской государственности и символы родного края; проводить школьные праздники; изучать историю, культурные традиции; видеть достижения учащихся и педагогов школы-интерната; получать информацию со школьных проектов;

- осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися (воспитанниками) и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни.

2. Создано социально открытое пространство, когда педагоги, сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

- в содержании и построении воспитательных занятий;

- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей;

- в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся (воспитанников);

- в специальных событиях, спроектированных с учётом определенной ценности и смысла;

- в личном примере педагогов ученикам.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

- нравственного примера педагога;

- социально-педагогического партнёрства;

- индивидуально-личностного развития ребёнка;

- интегративности воспитательных программ;

- социальной востребованности воспитания.

Для организации такого пространства согласовываются усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: педагогического коллектива, семьи, общественных организаций, подростково-молодежных клубов, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, что находит своё отражение в правилах внутреннего распорядка школы-интерната, решениях общешкольных собраний, в целевых программах.

3. Огромная роль в нравственном становлении личности школьника принадлежит воспитателю, который, являясь образцом для воспитанников, несет нравственные нормы отношения к своему педагогическому труду, к детям, коллегам. Воспитатели умеют организовывать учебные ситуации для решения проблем духовно-нравственного характера и связывают их с реальными жизненными и социальными ситуациями; умеют проектировать дела и мероприятия, в которых происходит присвоение культурных образцов и самоопределение учащихся (воспитанников).

5. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

Духовно-нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются не только общеобразовательной организацией, но и семьёй, внешкольными организациями по месту жительства. Взаимодействие общеобразовательной организации и семьи имеет решающее значение для осуществления духовно- нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют организации дополнительного образования, культуры и спорта.

Одной из задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Педагогическая культура родителей (законных представителей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития обучающихся.

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17,18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

Система работы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся основана на следующих принципах:

- совместная педагогическая деятельность семьи и школы-интерната в разработке содержания и реализации программ духовно- нравственного развития обучающихся, в оценке эффективности этих программ;

- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей); педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

- содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

- опора на положительный опыт семейного воспитания.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласовываются с планами воспитательной работы школы-интерната.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы (родительское собрание, интернет-лекторий, организационно- деятельностная и психологическая игра, анкетирование, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.).

Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития обучающихся (воспитанников) является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива.

6.Планируемые результаты духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на начальном этапе обучения:

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития обучающихся должно обеспечивать формирование начальных нравственных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения окружающей действительности и форм общественного духовно-нравственного взаимодействия.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития должно обеспечиваться:

- приобретение обучающимися представлений и знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- переживание обучающимися опыта духовно-нравственного отношения к социальной реальности (на основе взаимодействия обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации и за ее пределами);

- приобретение обучающимся нравственных моделей поведения, которые он усвоил вследствие участия в той или иной общественно значимой деятельности;

- развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.

При этом учитывается, что развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагогов, других субъектов духовно-нравственного развития (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития должны быть предусмотрены следующие воспитательные результаты, которые могут быть достигнуты обучающимися.

Ожидаемые результаты духовно нравственного развития по направлениям:

Направление

Результаты

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему селу, городу, народу, России; элементарный опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

Положительное отношение к учебному труду; первоначальные навыки трудового сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной и личностно значимой деятельности.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое

воспитание

Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.

7. Портрет выпускника начальной школы-интерната

Выпускник начальной школы — это человек:

- любознательный, познающий мир;

- владеющий базовыми основами умения учиться;

- любящий родной край и свою страну;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

24.02.2016 20:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!