СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Установление контакта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главное правило при установлении контакта с ребенком с РАС – следовать за ним, за его интересами и предпочтениями, даже если они специфичны и сначала непонятны педагогу. Ведь только так педагог получает объективные сведения о том, что для ребенка является наиболее значимым, и это «значимое» становится ключом к сотрудничеству педагога с ребенком.

Большинству детей с РАС свойственна сверхчувствительность к воздействию сенсорных раздражителей: яркий свет, громкие звуки, прикосновения. У одних детей ответной реакцией на дискомфорт становятся аффективные вспышки, агрессия, аутоагрессия; у других – «уход в себя». Аутостимуляции (раскачивание, прыжки, кружение, размахивание руками, вокализации и др.) также являются защитной реакцией детей на сенсорный дискомфорт. На начальном этапе работы, в процессе адаптации аутостимуляции детей особенно ярко выражены и занимают длительное время. Некоторые дети настолько поглощены своими ощущениями, что не могут переключиться на какую-либо произвольную деятельность.

В таких случаях педагог для привлечения внимания подключается к действиям ребенка, повторяет их, и, не предлагая ничего нового, преобразовывает посте­пенно механические стереотипные действия в совместную эмоциональную игру. Так, если ребенок длительное время катает машинку, наблюдая за вращением колес, педагог садится так, чтобы попасть в поле зрения ребенка, и начинает катать другую машинку «Би-би, машина едет по дороге, бух! – машина упала». Можно продолжить это игровое действие выкладыванием дороги для машин, построением гаражей. Речевой материал в эти моменты произносится четко, эмоционально окрашено, с использованием звукоподражаний, коротких слов, повторов для повышения речевой активности ребенка. Озвучивая действия, логопед наполняет их смыслом. Таким образом, бессмысленная манипуляция превращается в маленькое игровое действие, которое на определенном этапе переходит во взаимодействие. Даже кратковременный эмоциональный контакт – это большой шаг в развитии коммуникативных возможностей ребенка.

Таким образом, следование за ребенком – это не просто повторение и комментирование его действий. Основной задачей является привлечение внимания и вовлечение ребенка в совместную деятельность. При проведении занятия специалист по возможности старается создать комфортные условия для ребенка, минимизировать действие неприятных раздражителей. Спокойная обстановка, ласковый голос педагога, отсутствие резких движений, звуков, «активного» взгляда помогают ребенку почувствовать себя в безопасности, избежать аффективных состояний. Учитывая сенсорные предпочтения ребенка, педагог подбирает средства, воздействие которых вызывает у ребенка приятные ощущения, эмоциональный отклик и активно использует их при организации взаимодействия. Это могут быть игры с песком, мыльными пузырями, мячом, различными электронными и музыкальными игрушками; игры с буквами, цифрами, магнитами. Также активно применяются тактильные и двигательные стимуляции: кружение, щекотка, тормошение и др. В дальнейшем эти средства педагог использует как положительные стимулы для решения задач.

03.03.2024 11:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!