СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный счет в первом классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из основных задач обучения математике в начальных классах – формирование у учащихся вычислительных навыков, осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5-10 минут для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Устный счет может проводиться в разной форме:

  • Беглый слуховой счет, который можно сопровождать показом детьми ответов цифровыми сигналами.

  • Зрительный счет, запись в тетради примеров с ответами.

  • Комбинированная форма счета, т.е. устные вычисления с последующей записью результатов вычислений.

Чтобы устный счет был интересным, занимательным, вызывал активность и внимательность детей, нужно по возможности его разнообразить.

Навыки устного счёта формируются у учащихся в процессе выполнения различных упражнений. По мнению М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, Н.Б.Истоминой к основным видам устных вычислений относятся:

  • Нахождение значения математических выражений.

Учащимся предлагается в различной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов:

- числовые и буквенные выражения (найди разность чисел 10 и 3; найди значение выражения 10 – а, при а=4);

- предложение математических выражений в разной словесной форме (10 минус 3; из 10 – 3; найди разность чисел 10 и 3; уменьшить 10 на 3; уменьшаемое 10, вычитаемое 3, найди разность); причём различные формулировки используют и учитель, и ученики;

- выражения могут включать одно или более действий, включать действия разных ступеней (2+3-1; 3+4+1; 4:2+2; 5-6:2);

- выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными, двузначными и т.д. (3+2; 30+20);

- выражения с величинами (2кг+4кг; 10м-4м).

Основная задача упражнений на нахождение значения выражений – выработать у учащихся твёрдые вычислительные навыки, способствовать усвоению вопросов теории арифметических действий.

  • Сравнение математических выражений.

Этот вид устных упражнений имеет ряд вариантов, может включать различный числовой материал (однозначные, двузначные числа, величины), выражения могут быть с разными арифметическими действиями.

- установить, равны ли значения, если не равны – какое из них больше или меньше; вместо (*) поставить знаки <, >, = (2+3 * 3+2; 10-6 * 10-3);

- выражение составить или дополнить так, чтобы сохранялось равенство или неравенство (3 + 2 = 4 +… или 6-2 > …-2).

Задача этих упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах; о равенствах и неравенствах; помогать выработке вычислительных навыков.

  • Решение уравнений.

Сначала предлагаются для решения простейшие уравнения вида (х +3=5;

6 – х =2), затем и более сложные (х-4=2+3).

Уравнения предлагаются в разных формах:

- реши уравнение 4-х=1;

- какое число надо вычесть их 4, чтобы получить 1?

- я задумала число, вычла это число их 4 и получила 1; какое число я задумала?

- найди неизвестное число: 8 - х=8 - 3.

Задача таких устных упражнений – выработать умение решать уравнения, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.

  • Решение задач.

Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи. Разнообразные задачи пробуждают интерес, активизируют мыслительную деятельность учащихся. Задача этих устных упражнений – выработка умений решать задачи, помочь в усвоении теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.

  • Логические упражнения

На развитие пространственных отношений, формирование геометрических знаний на образном уровне, развитие познавательных процессов – внимания, восприятия, воображения, наблюдения, памяти и мышления.

Необходимо отметить, что устный счёт, способствуя развитию и формированию прочных вычислительных умений и навыков, одновременно играет немаловажную роль в повышении познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления и личностных качеств ребёнка. Используя различные виды и формы устных упражнений, учитель помогает детям активно оперировать с учебным материалом, побуждает в них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, заменять менее рациональные способы более совершенными. А это, безусловно, важнейшее условие сознательного усвоения учебного материала.

Хочу поделиться своим опытом по организации работы на уроках математики, направленной на формирование навыков устного счёта, повышение познавательного интереса к уроку математики при помощи упражнений, включающего в себя различные по содержанию и сложности задания по формированию навыка устного счёта на разных этапах урока математики в 1 классе.

Учитывая особенности класса, возрастные особенности первоклассников и содержание программного курса математики была организована целенаправленная работа по проведению устного счёта на уроках математики. Подобранные упражнения для устного счёта состоят из различных по содержанию и сложности заданий, направленных не только на формирование вычислительных навыков, но и на активное развитие мыслительных операций.

Поэтому в устный счёт входят упражнения, обеспечивающие:

1) формирование вычислительных навыков и усвоение определённых вычислительных приёмов;

2) развитие математической речи (умения читать выражения, объяснять и аргументировать ход решения и др.);

3) формирование умения решать задачи;

4) расширение представления о геометрических фигурах;

5) знакомство с логическими задачами.

Упражнения для устного счёта были предъявлены учащимся в форме различных игр, шифровок, математических диктантов, карточек с примерами, таблиц для заполнения на разных этапах урока математики.

Кроме этого, упражнения для устного счёта предлагались первоклассникам так, чтобы они способствовали развитию различных анализаторов, т.е. воспринимались детьми либо зрительно, либо на слух, либо зрительно и на слух.

Категория: Математика
05.06.2019 17:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!