СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема урока: « Введение декартовых координат в пространстве».
Цели: Усвоить понятие координат в пространстве
Развивающие: Способствовать развитию пространственного воображения обучающихся; способствовать выработке решения задач и развития логического мышления обучающихся.
Воспитательные: Воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Структура урока:
Ход урока
Карта обучающегося
М № |
УЭ № |
Учебный материал с указанием заданий |
Управление обучением |
||
1 |
1.0 |
Решая геометрическую, физическую, химическую задачу можно использовать различные координатные системы: прямоугольную, полярную, цилиндрическую, сферическую.
В общеобразовательном курсе изучается прямоугольная система координат на плоскости и в пространстве. Иначе её называют Декартовой системой координат по имени французского ученого философа Рене Декарта (1596 – 1650) впервые введшего координаты в геометрию. |
(Рассказ ученика об Рене Декарте.) |
||
2 3 |
1.1 |
Повторение. Прямоугольная система координат на плоскости. Ваша задача состоит в том, чтобы понять, как задается система координат в пространстве, как определяются координаты точек в пространстве. Вопрос к студентам: ( Кто ответит?) Прямоугольной системой координат в пространстве называется…( тройка взаимно перпендикулярных координатных прямых с общим началом координат. Общее начало координат обозначается буквой O.)
Три плоскости, проходящие через оси координат Ох и Оу, Оу и Оz, Оz и Ох, называются координатными плоскостями: Оху, Оуz, Оzх. |
Ответить устно Прочитать стр.77 Гл.5 Занятие 1 п. 1, рис. «координаты» Прочитать стр. 81 занятие 2, п.1 Запишите в тетрадь
Сделать в тетради рис.
Запишите в тетрадь |
||
4. |
Стр. 81 Начертите рисунок «координаты» и запишите координаты точки Р в тетрадь. Если точка А не лежит ни в одной из плоскостей, то эти три плоскости (xy, yz, xz) вместе с проходящими через точку А тремя параллельными им плоскостями ограничивают прямоугольный параллелепипед. |
Сделайте рисунок |
|||
|
Запишите в тетрадь |
||||
Задача. Постройте в системе координат точку N (-3;5;4). Решение.
|
|||||
Постройте в системе координат точку М (-3;4;-2). |
Самостоятельно в тетрадях |
||||
5 |
Итог урока А теперь самостоятельно оцените, достигли ли вы цели. Вопросы для самоконтроля:
Тест 1. Какая точка лежит в плоскости xz? 1). А(-2,4,0) 2) В(0,0,0) 3). С(0,-3,0) 4) D(0,1,2)
1). А(1,1,0) В(0,0,1) 2). А(1,0,0) В(-2,0,0) 3). А (0,-1,0) В(0,-4,0) 4). А(0,-6,1) В(0,2,-8) 3. Какая точка равноудалена от всех трех координатных плоскостей? 1). А(2,3,2) 3). В(-4,4,5) 3). С(6,-6,4) 4). D(-2,-2,2) |
Проверьте ответы |
|||
Оценивание |
|||||
Домашнее задание Гл.5, зан.2, п.1 |
(Рассказ обучающегося об Рене Декарте.)
Рене Декарт родился в 1596 г. в городе Лаэ на юге Франции, в дворянской семье. Отец хотел сделать из Рене офицера. Для этого в 1613 г. он отправил Рене в Париж. Много лет пришлось Декарту пробыть в армии, участвовать в военных походах в Голландии, Германии, Венгрии, Чехии, Италии, в осаде крепости гугенотов Ла-Рошали. Но Рене интересовала философия, физика и математика. Вскоре по приезде в Париж он познакомился с учеником Виета, видным математиком того времени — Мерсеном, а затем и с другими математиками Франции. Будучи в армии, Декарт все свое свободное время отдавал занятиям математикой. Он изучил алгебру немецких, математику французских и греческих ученых.
После взятия Ла-Рошали в 1628 г. Декарт уходит из армии. Он ведет уединенный образ жизни с тем, чтобы реализовать намеченные обширные планы научных работ.
Декарт был крупнейшим философом и математиком своего времени. Самым известным трудом Декарта является его “Геометрия”. Декарт ввел систему координат, которой пользуются все и в настоящее время. Он установил соответствие между числами и отрезками прямой и таким образом ввел алгебраический метод в геометрию. Эти открытия Декарта дали огромный толчок развитию как геометрии, так и другим разделам математики, оптики. Появилась возможность изображать зависимость величин графически на координатной плоскости, числа - отрезками и выполнять арифметические действия над отрезками и другими геометрическими величинами, а также различными функциями. Это был совершенно новый метод, отличавшийся красотой, изяществом и простотой.
© 2020, Куванова Галина Ивановна 697