СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. А. Сухомлинский "Сто советов Учителю". (в сокращении) часть 4

Нажмите, чтобы узнать подробности

51. КТО И ЧТО ВОСПИТЫВАЕТ РЕБЕНКА? ЧТО В ВОСПИТАНИИ ЗАВИСИТ ОТ ВАС, ПЕДАГОГА, И ЧТО - ОТ ДРУГИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ?

Иногда слишком прямолинейные и категорические ут­верждения о каком-то единственно главном факторе воспи­тания дезориентируют молодого учителя, потому что в во­спитательном процессе всеважно, все имеет свое значение.

Ребенка, которого мы начали воспитывать, формировать я бы сравнил с глыбой мрамора, к которой одновременно пришли со своими резцами несколько скульпторов и зада­лись целью изваять скульптуру, одухотворить ее, воплотить в ней человеческий идеал. Кто же эти скульпторы, сколь­ко их?

В процессе воспитания человеческой личности прини­мают участие многие силы и среди них, во-первых, семья, а в семье наиболее тонкий и мудрый ваятель — мать; во-вторых, личность педагога со всеми его духовными богатствами и ценностями, с мудростью, знаниями, умени­ями, увлечениями, жизненным опытом, интеллектуальны­ми, эстетическими, творческими потребностями, интере­сами, стремлениями; в-третьих, коллектив (детский, подро­стковый, юношеский) со всей его могучей силой воспита­тельного воздействия па каждую личность; в-четвертых, сама личность воспитанника (самовоспитание); в-пятых, духовная жизнь воспитанника в мире интеллектуальных, эстетических и моральных ценностей — я имею в виду, прежде всего, книгу; в-шестых, совершенно непредвиден­ные ваятели (подросток, с которым ваш питомец подружил на улице; родственник или близкий знакомый, приехавший на неделю в гости и пленивший маленького человека на всю жизнь радиотехникой или мечтой о звездных мирах).

Если бы все эти скульпторы-воспитатели всегда дейст­вовали как хорошо слаженный симфонический оркестр, как легко решались бы многие проблемы, из-за которых часто скрещиваются и ломаются педагогические мечи и копья.

Вы переступили порог школы, решили посвятить свою жизнь воспитанию человека. Помните, что вы по только живое хранилище знаний. Но только специалист, который умеет передать интеллектуальные богатства человечества моло­дому поколению, зажечь в ого дуто огонек пытливости, любви к знаниям. Вы — один из скульпторов, создающих человека будущего. И скульптор особенный, но похожий на других. Воспитание — творение Человека — это ваша профессия. Общество на вас смотрит как на мастера-вая­теля, от которого в огромной мере зависит будущее нашей страны. Помните, что каждая ваша ошибка может обер­нуться уродством человеческойличности, болью души, страданиями. Вы, творец человека, своим мастерством, умением, искусством должны давать пример другим вая­телям. Для того, чтобы человек, которого мы творим в со­ветской школе, стал венцом нравственного, интеллектуаль­ного, эстетического совершенства, необходима согласован­ность действий всех скульпторов, имеющих доступ к «мра­морной глыбе», необходима гармония творения Человека, Кто же должен стать чутким, мудрым, опытным, осторож­ным и смелым дирижером этой гармонии? Педагог.

Я не работал бы ни одного дня в школе, не писал бы этой книги, если бы не верил в большие возможностинауки о воспитании Человека. Вы должны быть светочем научно -педагогическогознания, его светдолжен озарять работудругих мастеров-скульпторов, творящих человека.

52. КАК ГОТОВИТЬ МАТЬ И ОТЦА К ШКОЛЪНО-СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ ИХ ДЕТЕЙ

Из практики своей многолетней работы мы пришли к выводу, что, не заботясь о педагогической культуре родителей, невозможно решить ни одной задачи обучения и воспитания. Родительская пе­дагогика, т. е. элементарный круг знаний матери и отца о том, как существо, родившееся от человека, становится человеком,— это фундамент, основа всей педагогической теории и практики. В кабинетематеринской педагогики на видном место у нас написаны слова Н.И. Пирогова: «Пусть женщины поймут, что они, ухаживая за колыбелью ре­бенка, учреждая игры его детства, научая его уста лепе­тать, делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками». В этих словах выражена основная идейная устремленность всей нашей работы с родителями.

Учите родителей воспитанию как са­мому благородному, человечному, возвышенному творче­ству, как выполнению высокого общественного долга.

Классные руководители никогда не строят лекций и бесед в плане «проработки» родителей, допускающих ошибки и просчеты и воспитании. Советую и - вам, мой юный друг, не делать этого. В жизни отдельных семей еще бывают отрицательные явления, но если вы начнете «вы­ворачивать души», выставлять на всеобщее обозрение че­ловеческую беду (а неумение воспитывать — это, прежде всего беда), к вам будут приходить все меньше и меньше родителей, вы оттолкнете их от школы и, что особенно опасно, они на все махнут рукой: что бы я ни делал — хо­рошим отцом не стану, у других родителей дети хорошие, моим же суждено быть плохими. Никогда не забывайте, что, начиная говорить с родителями об их детях, вы как бы заставляете их посмотреть в зеркало. Как же отнесется к вашим словам человек, если вы скажете ему: смотрите, какой вы уродливый. Когда приходится на мируговорить о плохом, мы не называем фамилий родителей, допустивших ошибку, оплошность.

Каждая семьяимеет что-то, свойственное только ей. Поэтому инди­видуальные беседы с матерью и отцом — беседы без де­тей — входят органической составной частью в работу нашей педагогической школы. Я специально подчеркнул слова - беседы без детей. В хороших семьях добро и согласие, взаимные уважение, любовь и уступчивость родителей являются главной си­лой воспитательного воздействия, но дети и не подозре­вают, что их воспитывает как раз то, что в семье все хорошо.

53. КАК ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ СЛОВО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОХОДИЛО ДО СЕРДЦА ВОСПИТАННИКА

Речь идет, мой юный друг, о самых тонких резцах мастеров-скульпторов — матери и отца, об искуснейших их движениях.

Если в семье ребенок не получил эмо­ционального воспитания, он не может познавать мир и воспринимать слово воспитателя сердцем.

Корень зла — в невоспитанности чувств. Если вы, мой юный друг, стремитесь к тому, чтобы ваши будущие питомцы чутко прислушивались к каждому вашему слову, чувствовали слово — заботьтесь о богатстве эмоциональных отношений в семье. Сердечное одиночество так же опасно для нравственности, как отсутствие челове­ческого окружения для мысли. Заботьтесь о том, чтобы ребенок был с кем-то связан узами взаимного долга, взаимного влечения,уважения, заботы. Нравственность вашего будущегопитомца в большой мере зависит от того, отдает ли он кому-то частицу своей души или «живет замкнуто и собственном мире, своими узкими заботами и своими ограниченными интересами. Индивидуализм начинается с невоспитанности чувств.

Побывайте в семье своего будущего питомца.

Заботясь о воспитании в дошкольные годы благородных чувств, не допускайте, чтобы к ребенку применялись фи­зические меры воздействия. Нет ничего вреднее и зловещее, чем «сильные», волевые средства. Ремешок и подзатыль­ник, вместо умного, ласкового, доброго слова — это ржавый топор вместо хрупкого, нежного, острого резца скульптора. Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувст­венными не только спину, но и сердце, чувства. Тот, кто привык дома к ремешку и подзатыльнику, в школе глух к доброму слову.

Научите родителей воспи­тывать детей в труде с пяти, с четырех лет.

54. КАК ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ ОТЕЦ И МАТЬ КАК ВОСПИТАТЕЛИ ВЫСТУПАЛИ В ЕДИНСТВЕ

Мы должны заботиться, чтобы у матери и отца было единое представление о том, когоони вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего — к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве — это значит на­учить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. С большим тактом, не прикасаясь к личному, зачастую болезненному, мы стремимся предотвратить ошибки родителей в этой са­мой тонкой сфере духовной жизни. Там, где нет мудрости родительской педагогики, любовь матери и отца уродует детей. Мы на конкретных примерах показываем, какой большей вред приносит детям любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа.

55. КАКОЙ ЖЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВ

Учить ребенка видеть, понимать, чувствовать сердцем людей,— это, пожалуй, наиболее тонко благоухающий цве­ток в саду, имя которому — воспитание чувств. Наша лю­бовь к детям должна быть такой, чтобы у ребенка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создает человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего, к самому человеку. Я твердо убежден, что воспитание человеческого благородства в детском сердце начинается с очеловечивания его отношения к людям, с одухотворения этого отношения чистым, возвышенным чувством уважения к человеку и, прежде всего, уважения к матери и отцу.

56. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДЕТЯМ ХОТЕЛОСЬ ХОРОШО УЧИТЬСЯ

Я твердо убежден, что самым сильным, самым могучим стимулом, побуждающим ребенка к сознательному, усид­чивому умственному труду, является очеловечивание его умственного труда, облагораживание его желанием при­нести радость дорогим родным людям - маме, папе. Сер­дечный, отзывчивый ребенок чувствует зло там, где, каза­лось бы, с первоговзгляда, и нет дурного поступка.

Если вы хотите, чтобы ребенку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, берегите, лелейте, развивайте у него чувство гордости тру­женика. Это значит, что ребенок долженвидеть, пережи­вать свои успехи в учении. Не допускайте, чтобы дитя пе­реживало безысходную горечь отставания, какой-то своей неполноценности. Оптимизм, вера ребенка в свои силы — это та прочная нить, которая связывает школу и семью; это магнит, притягивающий мать и отца к школе. Разру­шено оптимистическое мировосприятие ребенка — значит, между школой и семьей воздвигнута каменная стена.

57. КАК УГЛУБЛЯТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ ПО МЕРЕ РОСТА И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В связи с этим большое внимание мы уделяем еще од­ной очень важной педагогической идее — самовоспитанию детей, подростков, юношей и девушек, которое невозможно без семьи и без книги. Мы добиваемся того, чтобы форми­рующийся человек умел пользоваться свободным време­нем, ценить его, вдумчиво наполняя деятельностью, необхо­димой для развития духовных потребностей.

Нравствен­ное лицо человека в большой мере зависит от того, где источники радости, которую он переживает в детстве.

58. КАК СОВМЕСТНО С СЕМЬЕЙ РУКОВОДИТЬ ДЕТСКИМ ТРУДОМ

Я еще раз подчеркиваю исключительную важность того, чтобы детский, подростковый, юношеский труд включался в экономическую, материальную жизнь семьи, был в ней органической необходимостью, чтобы мать и отец рассмат­ривали его как святой долг детей. Если этого нет, ника­кие педагогические ухищрения школы не дадут абсолютно никаких результатов. Если детский труд семье не нужен, если родители сами, бывает и так, из кожи лезут, чтобы облегчить жизнь детей, освободив их от труда, никакие не­дельные, двухнедельные, месячные практикумы, организу­емые школой, не станут для детей трудом, они останутся игрой и только игрой — правда, надоедливой и тягостной, от которой хочется поскорее освободиться. Воспитательную силу труд обретает лишь тогда, когда он становится эконо­мической необходимостью. Если это есть, тогда и все остальное, как говорится, приложится: и учение становится трудом, и то, что отец заболел и не может работать, вызы­вает у подростка настоящие, взрослые раздумья.

Народная педагогика знает, что ребенку посильно ичто непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Народная педагогика не боится того, что труд приносит усталость, она знает, что труд невозможен без пота и мо­золей.

Народная педагогика, знающая волшебную силу труда, открыла перед нами новые источники воспитательной му­дрости, неведомые в книжной педагогической теории. Мы убедились, что только благодаря труду, в котором есть и пот, и мозоли, и усталость, человеческое сердце стано­вится чутким, нежным. Благодаря труду человек обретает способность познавать окружающий мир сердцем. Ребенок-труженик, подросток-труженик видит людей совсем не так, как тот, кто не знает настоящего труда.

59. КАК ТРУДОМ ОБЛАГОРАЖИВАТЬ СЕРДЦЕ, ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Отдача духов­ного богатства — только это и есть приобретение духов­ного богатства. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде — когда один что-то создает для дру­гого. Труд — понятие неисчерпаемое, потому что оно — че­ловеческое. Труд не только там, где человек сеет хлеб или сажает дерево. Самый тонкий, самый сложныйтруд — когда человек приходит к человеку, видит в его глазах, читает между «строк» его слов призыв о помощи. Этот труд является высшей ступенью деятельности человеческого духа. Но чтобы достигнуть вершины, необходимо пройти ступени первоначальные — работать для материального благосостояния семьи, создавать материальные ценности, необходимые для того, чтобы человек ел, одевался, жил в благоустроенном жилище.

60. КАК ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТЫВАТЬ БУДУЩИХ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ

Да, только вместе с родителями. Человек, которого вос­питывает школа, не только гражданини труженик, но и бу­дущий отец, будущая мать, воспитатель своих детей. Наш педагогический коллектив озабочен тем, чтобы предотвра­тить легкомысленное, несерьезное отношение к браку, любви, рождению детей, которое, к сожалению, можно еще встретитьсреди молодежи. Свои заботы мы разделяем с родителями. На занятиях педагогической школы мы рас­сказываем матерям и отцам, о том, какие задачи выдвигает перед ними жизньв тот период, когда их дети приближа­ются к половой зрелости. Мы стремимся прийти к единым взглядам и убеждениям с матерями и отцами относительно того, как облагораживать половой инстинкт.

Юношей, стоящих на пороге жизни, учите, мой юный друг, великим человеческим истинам: любовь - это, прежде всего ответственность за судьбу того человека, которого по­любил. Развратник и негодяй тот, кто в любви ищет только наслаждений. Любить - это значит, прежде всего, отдавать, отдавать любимому существу силы своейдуши, творить для любимого существа счастье.

Пусть на всю жизнь запомнят ваши питомцы, что от характера отношений мужчины и женщины до брака, от того, насколько преобладает в этих отношениях духовно-психологический, морально-эстетический элемент, зависит нравственная чистота всей их жизни.

61. КАК ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ - ДЕВУШКЕ, МАТЕРИ

Я говорю подросткам о женщине-матери: никогда не забывай, сын, что она — творец жизни. Она дала тебе жизнь, вскормила тебя, открыла перед тобой красоту мира и родной речи, вложила в твоесердце первые понятия о добре и зле, чести и бесчестии. Помните, сыновья, что у ма­тери все помыслы, заботы и тревоги — о детях, об их судьбе. Добро в сердцах и в делах детей — это ее счастье, зло — ее горе. Каждая женщина — мать или будущая мать. Она по-своему глубоко, по-своему красиво переживает свою ответственность за весь род человеческий. Материнство де­лает женщину красивой и мудрой. С того времени, как женщина становится матерью, ее чувства приобретают вы­сокий, никому, кроме нее, не доступный смысл.

62. КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ НАДО ОБЛАДАТЬ ПЕДАГОГУ КАК ВОСПИТАТЕЛЮ

Пока существует школа, незыблемой истиной останутся слона К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно осно­вываться на личности воспитателя, потому что воспита­тельная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспи­тания. Без личного непосредственного влияния воспита­теля на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может подейст­вовать на развитие и определение личности, только харак­тером можно образовать характер».«Образованный человек — человек, вкотором доминирует образ человеческий» - эти замечательные слова Л. В. Луначарского заставляют нас задуматься над истинной ролью педагога. Образование человека — это не только его знания, но и вся многогранность его человеческого образа.

По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке изла­гает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педа­гога, тем ярче раскрывается его личное отношение к зна­ниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюблен­ностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педаго­гику.

Учитель, любящий свой предмет, обладает одним исклю­чительно ценным качеством. Он не только передает своим питомцам фактические знания, нои пробуждает у них мысль о знаниях.

Педагог становится свето­чем знаний — и поэтому воспитателем — лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями.

Индивидуальное чтение, духовное обо­гащение в мире книг. Вторым очень важным огоньком мысли, благо­даря которому преподаватель становится воспитателем, а ученики - воспитанниками, является кружок.

Хочу посоветовать вам, мой юный друг: ваши знания, ваша жажда познания, страсть к чтению - это могучийисточник воспитательной силы Вашей личности. Умейте подойти к этому источнику сами и подвести к нему своих питомцев. Будьте хозяином в своем учебном предмете.

Категория: Всем учителям
11.12.2016 13:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!