СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. А. Сухомлинский "Сто советов Учителю" (в сокращении) часть 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

18. МАТЬ УЧЕНИЯ НЕ ДОЛЖНА СТАТЬ МАЧЕХОЙ

Повторение — мать учения, утверждает народная педа­гогика. Но нередко бывает, что добрая мать становится злой мачехой. Это происходит тогда, когда ученик вынуж­ден в течение дня или нескольких дней сделать то, что делалось недели и месяцы, например, повторить материал, изучавшийся в течение десяти, двадцатии больше уроков. Масса фактов и выводов обрушивается па плечи ученика, в голове у него все перемешивается. А ведь вместе с пов­торением материала по одному предмету надо изучать и другие предметы! Нормальный умственный труд стано­вится невозможным, силы ученика надрываются.

Надо учить детей отдаляться от материала — не заме­чать деталей и присматриваться к главному.

В рабочей тетради по каждому предмету на специально отведенном поле красным карандашом записывается то, что навсегда надо запомнить.

19. КАК БЫТЬ С ПРОВЕРКОЙ ТЕТРАДЕЙ?

Мысль учителей и работников народного образования устремлена к тому, чтобы максимально сократить время проверки тетрадей, но «ничего не получается». Почему? Потому что в тетрадях ученических множество ошибок. Проблема проверки тетрадей — одна из тех школьных проблем, решение которых зависит от сотен условий, пред­посылок.

В школе должна быть прежде всего высокая речевая культура, должна царить атмосфера большой чуткости к слову: сказанное или написанное неправильно должно звучать не только для учителя, но и для школьника таким же диссонансом, как фальшивая нота для человека, обла­дающего высоким музыкальным слухом. Следует посове­товать учителю начальных классов: воспитывайте у детейчуткость к эмоциональной окраске слова. Добивайтесь, чтобы слово звучало для ученика, как музыка!Образно говоря, ученик должен быть музыкантом слова, дорожить его правильностью, чистотой, красотой. Ведите детей в природу, показывайте им тончайшие оттенки цветов, зву­ков, движений, раскрывайте перед ними человеческий труд как творчество, и пусть все это отражается в слове, в от­тенках речи.

Ведите своих питомцев от книги и мысли к деятель­ности, от деятельности к мысли и слову.Деятельность должна трансформироваться в собственную мысль уче­ника, а собственная мысль должна найти выражение в слове. Практически это сводится к следующему: пусть как можно чаще предметом мысли, суждений ученика будет его собственная деятельность. Пусть ваш питомец расска­зывает, рассуждает, отчитывается о том, что он сделал собственными руками, о том, что он наблюдал. Ученик пу­тается в словах, когда эти слова не связаны с тем, что он сам делал, видел, наблюдал, думал. Надо давать такие задания, которые бы предполагали рассказ, отчет, доклад ученика, которые требовали бы, чтобы имеющиеся знания были пущены в оборот, а значит, чтобы слово стало сред­ством творчества.

20. СОДЕРЖАНИЕ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА

Активная деятельность — это как бымостик, соединяющий речь и мысль. Я стремился к тому, чтобы в труде рождалась мысль учащегося, а не только закреплялись знания, полученныена уроках. Деятельность при изучении предмета должна быть не только иллюстрацией к знаниям (это тоже необходимо), но и источником новых истин, открытий, законо­мерностей.

Я ты­сячу раз убеждался, что без взаимодействия человека природой немыслимо умственное развитие, как без мело­дии невозможнамузыка, без слова — речь, без книги — наука. Единство труда и мысли, деятельности и слова в системе изучения таких предметов, как биология, фи­зика, химия, математика,— это один из краеугольных кам­ней, на которых держится школа как очаг мысли. Готовясь к преподаванию этих предметов, опытные учителя проду­мывают, каким образом, в каком труде будут раскрыватьсяте отношения и взаимосвязи, па которых построеномыш­ление в системе изучения предмета.

21. УЧИТЕНАБЛЮДАТЬ, УЧИТЕВИДЕТЬ

Культура педагогического труда во многом определя­ется тем, какое место в умственном развитии школьников занимает наблюдение. Из наблюдений не только черпа­ются знания,— в наблюдениях знания живут, благодаря наблюдениям они, можно сказать, идут в оборот, приме­няются как инструменты в труде. Если повторение — мать учения, то наблюдение — мать осмысливания и за­поминания знаний. Наблюдательный ученик никогда не бывает неуспевающим пли неграмотным.Учитель, умею­щий помочь ученику использовать ранее усвоенныезна­ния для все новых и новых наблюдений, достигает того, что чем «старше» знания ученика, тем они прочнее. Школа наблюдения в младшем возрасте — необходи­мое условие умственного развития.

22. КАК ЧТЕНИЕМ РАЗВИВАТЬ ЗНАНИЯ

В среднем и старшем возрасте чтение научно-попу­лярной и научной книги играет ту же роль, что наблю­дения в младшем возрасте. У ученика, умеющеговидеть, наблюдать, вырабатывается восприимчивость и к научной книге. Интерес к знаниям немыслим без постоянного чтения научной и научно-популярной литературы. Не может быть и речи о стойком интересек знаниям, если ученик не выходит за рамки учебника.

Умейте пробудить у учеников интерес к чтению науч­ной литературы.

Ученик видит возмож­ность перехода за черту обязательного программного материала, его волнует перспектива плавания по безгра­ничному морю знаний,— вот это и есть побуждение к чте­нию: подростку, юноше, девушке хочется знать.

23. ЧТЕНИЕ — ВАЖНОЕ СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ «ТРУДНЫХ» УЧЕНИКОВ

Чем труднее учиться школьнику, чем больше затруднений встречает он в умственном труде, тем больше ему надо читать: как фотопленка слабой чувствительности требует более продолжительной выдержки, так разум слабоуспевающего ученика требует более яркого и длительного сияния света научных знаний. Не дополнительные занятия, не бесконечное «подтягивание», а чтение, чтение и еще раз чтение – вот что играет решающую роль в умственном труде тех, кому трудно учиться.

И дело не только в том, что чтение спасает ученика от неуспеваемости. Благодаря чтению развивается его интеллект. Чем больше «трудный» ученик читает, тем яснее становится его мысль, тем активнее его умственные силы.

24. НЕ ДОПУСКАЙТЕ ДИСПРОПОРЦИИ МЕЖДУ УМЕНИЯМИ И ЗНАНИЯМИ

Как же добиться того, чтобы чтение было беглым и сознательным, чтобы ребенок быстро воспринимал зре­нием и мыслью целую группу слов, связанную по смыслу? Для этого необходима система упражнений.

Ученик, который в процессе чтения не может ничего воспринять, по суще­ству не умеет одновременно читать и думать, а это как раз и не может быть названо сознательным чтением.

На каком-то этапе обучения ученик должен овладеть умением настолько беглого письма, чтобы он одновременно писал и думал.

Во время рассказа ученики за­писывают главное в той последовательности, в какой излагает материал учитель. Без умения слушать и одно­временно кратко записывать содержание рассказа (лек­ции, объяснения) немыслимо овладение знаниями. Во многих случаях отставание как раз и объясняется тем, что ученику недоступно это элементарное и в то же время очень сложное умение.

Одним из очень важных умений, от которых в боль­шой мере зависит успешное овладение знаниями, явля­ется умение отбирать, систематизировать, анализировать факты.

25. В ЧЕМ СЕКРЕТ ИНТЕРЕСА

Урок идет интересно — это значит, что учению, мы­шлению сопутствуют чувства приподнятости, взволнован­ности ученика, удивление, иногда даже изумление перед открывающейся истиной, осознание и чувствование своих умственных сил, радость творчества, гордость за величие разума и воли человека.

Стремитесь к тому, чтобы ученики сами от­крывали источники интереса, чтобы в этом открывании они чувствовали собственный труд и успех — само по себе это представляет один из важнейших источников интереса. Без активного умственного труда немыслимы ни интерес, ни внимание школьников.

Первый источник, первая искорка интереса к зна­ниям — в подходе учителя к материалу, который объяс­няется на уроке, к фактам, подвергающимся анализу. Зна­ние истины рождается в сознании ученика из познания точек соприкосновения между фактами и явлениями, ни­тей, которыми эти факты и явления связываются. Готовясь к уроку, я всегда стремлюсь продумать, осмыслить как раз те точки соприкосновения, те нити, где благодаря сцепле­нию мыслей раскрывается что-то новое, неожиданное в смысле познания истин и закономерностей окружающего мира.

Источник интереса — и в применении знаний, в пере­живании чувства власти разума над фактами и явлениями. В самой глубине человеческого существа ость неискорени­мая потребность чувствовать себя открывателем, исследо­вателем, искателем. В детском же духовном мире эта потребность особенно сильна. Но если нет пищи для нее — живого общения с фактами и явлениями, радости познания — эта потребность глохнет, а вместе с ней уга­сает и интерес к знаниям. Я вижу очень важную воспита­тельную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать, углублять желание ученика быть открывателем, реализо­вать это его желание специальными методами работы.

Чувство властелина знаний пробуждается у ученика сильное всего, конечно, тогда, когда он непосредственно что-то исследует, открывает, когда ученик схватываетконкретные факты, явления. Но есть и радость чистой мысли,— обоб­щающей, систематизирующей деятельности разума.

26. БОРИТЕСЬ ЗА МЫСЛЬ И СЕРДЦЕ СВОИХ ПИТОМЦЕВ

Ключей бьет интеллектуальная жизнь в той школе, где преподавание предметов выливается как бы в доброе со­ревнование педагогов за мысль, за душу воспитанников.

Воспитательная сторона учения раскрывается, по моему твердому убеждению, прежде всего в том, что, об­разно выражаясь, в стройном оркестре основ наук каждый ученик находит свой любимый инструмент и свою люби­мую мелодию. Нет интеллектуальной полноты, духовного богатства жизни личности без влюбленности в конкрет­ный предмет, в конкретную отрасль научных знаний.

Считайте делом своей чести, чтобы преподаваемый вами предмет ученики находили самым интересным, чтобы как можно больше подростков как о счастье мечтали, о твор­честве в сфере науки, основы которой вы излагаете им в школе. Боритесь за мысль и сердце своих питомцев; со­ревнуйтесь со своими коллегами — преподавателями дру­гих предметов.

27. КАК СЛИТЬ МЫСЛЬ И ЧУВСТВО ГРАЖДАНСКОГО ДОСТОИНСТВА

Я твердо убежден: путь к достижению этой целив том, чтобы знания, интеллектуальное богатствослужило само­выражением личности. Воспитательную работу в этом направлении надо вести, начиная с младших классом. Воспитывая младших школьников, я стремился к осуществлениюпринципа: каждый школьник должен сделатьсвой вклад в интеллектуальную жизнь коллектива. Собствен­ныезнания, мысль, умения должны переживаться как честь, как достоинство.Этого никак нельзя достигнуть, только тем, что ученический коллектив будет знать,как этот школьник учит уроки, слышать, как он отвечает.

С каждым годом обмен умственными, духовными бо­гатствами все больше определил отношения между деть­ми. В IIIи IV классах начались «вечера книги»: дети рассказывали содержаниепрочитанных книг,читали их вслух, декламировали стихотворения и отрывки из худо­жественной прозы. Это было своеобразным соревнованием разума и мастерства.

Начиная с V класса, мои питомцы стали активными умственнымивоспитателями своих младших товарищей-дошкольников и учеников I—IIклассов. Двенадцать пяти­классников руководили маленькими кружками поэтиче­скоготворчества. В каждом кружке было 5—7 малышей, пятиклассники учили их составлять сочинения-миниатю­ры о природе, читали маленьким друзьям свои собст­венные сочинения и стихотворения; это утверждало чув­ство достоинства у старших.

В VI—VIIклассах несколько учеников стали руково­дителями кружков юных математиков учениковI—IIIклассов. Дети решалии составляли задачи на«сообрази­тельность». В течение всего периодаобучении вV—VIIIклассах ученикибыли также руководителямигрупп — кружков по изучению иностранного языка:первоклас­сники и второклассники учились читать и говорить по-французски.

В VII—X классах каждый воспитанник выступает на вечере науки и техники с докладом или сообщением.

28. ЗНАНИЯ И УЧАСТИЕ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

В сельской местности школа — главный очаг культуры и знаний.

В процессе передачи знаний другим ученик многое уясняет для самого себя, у него возникает множество вопросов, он стремится выяснить тончайшие «извилины и повороты» мысли, скрытые причинно-следственные свя­зи.

Как добиться, чтобы юношеству хотелось учиться? Эта цель никогда не будет достигнута, если знания оста­нутся в сознании ученика «ценностями для себя», если они не приобретут нравственной окраски, не будут пере­живаться как радость, честь, богатство, достоинство лич­ности.

29. КАК РАСПРЕДЕЛИТЬ ТРУД ШКОЛЬНИКОВ ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА

В младших классах я советую распределять умствен­ный труд школьников на год таким образом, чтобы при­мерно к середине третьей четверти (конец февраля) в ос­новном закончилось изучение важнейших теоретических обобщений по грамматике и арифметике.

Готовьтесь к урокам в четвертой чет­верти так, чтобы красной нитью вашей методики было при­ведение уже имеющихся знаний в состояние активной дея­тельности, подвижности.

В программах средней общеобразовательной школы перегрузки нет. Перегрузка — в нашей практической работе, в методах обучения.

Предотвратить перегрузку —„это значит, во- первых, с трех-, четырех-, пятилетнего возраста ребенка заботиться о богатом интеллектуальном фоне, на кото­ром происходит его умственное развитие в семье, а от­сюда — постоянно повышать педагогическую культуруродителей; во-вторых, не допускатьдиспропорции вуме­ниях и знаниях, обеспечиватьпроцесс, овладения зна­ниями, умениями учиться — важнейшими инструментами умственного труда школьников; в-третьих, па практике реализовать одно из важнейших теоретических положений педагогической психологии и, следовательно, дидактики: нет абстрактного ученика; давать глубокие знания — зна­чит видеть умственный труд каждого ребенка; в-четвер­тых, заботиться о постоянном развитии знаний, о том, что­бы они «вводились воборот», неоставались вголове око­стеневшим грузом; в-пятых, не допускать, чтобы учение превращалось в бесконечное наверстывание упущенного, не подтягивать без конца «хвосты». Одним словом, не до­пускать перегрузки — это значит делать все, о чем гово­рилось выше.

30. ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКА

Не допускайте, чтобы вашего питомца захлестнуло школярство. Кроме привычного круга школьных дел, пред­ставлений, интересов, у него должна быть богатая, много­гранная интеллектуальная жизнь.Речь идет о чтении школьника, особенно в подростковом возрасте.

Если вас назначили классным руководителем или, как говорят, воспитателем V класса, поставьте перед собой как одну из главных задач формирование этой духовной потребности.

31. ЧТОБЫ НЕ ВЫЛО ПЕРЕГРУЗКИ — НЕОБХОДИМО СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Проблема свободного времени — это одна из важней­ших проблем не только обучения, но и интеллектуального воспитания, всестороннего развития. Свободное время не­обходимо ученику, как воздух для здоровья: оно необхо­димо для того, чтобы ученик успешно учился и не чув­ствовал постоянной угрозы отставания (знаете, как бы­вает: стоит ребенку проболеть несколько дней, как он уже очень отстал). Свободное время — первое условие богатства интеллектуальной жизни воспитанника, условие того, чтобы в его жизни было не только учение, а значит и того, чтобы учение было эффективным.

Свободное время ученика рождается на уроках, его творцом является умный, думающий учитель. Его первый помощник в создании свободного времени — сам ученик, от него в большой мере зависит, в каком состоянии нахо­дятся знания — в состоянии подвижности, активности, или же в состоянии окостенения. Но есть еще одно условие, от которого зависит создание свободного времени. Это режимтруда и отдыха.

32. УЧИТЕ РЕБЕНКА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОБОДНЫМ ВРЕМЕНЕМ

Как учить? Требовать, чтобы он думал, указывать, что, увлекаясь чем-нибудь, он забываето работе? Предо­хранять его от общенияс увлекательнымицентами?

Нельзя этого делать. Нельзяломать природу детства. Учить пользоваться свободным временем — это значит до­биваться того, чтобы интересное, изумляющее ребенка было в то же время нужным, необходимым для его ума, чувств, всестороннего развития. Другими словами, время ребенка должно быть насыщено увлечениями, которые развивали бы его мысль, обогащали знаниями и умениями и в то же время не разрушали очарования детства. Со­здать для ребенка свободное время — это не значит пре­доставить ему возможность делать, что захочется. Стихий­ность можетвоспитать безделье, нерадивость.

33. ПРИВЕДИТЕ КАЖДОГО УЧЕНИКА К ОЧАГУ УВЛЕЧЕННОСТИ

Помните, что никакое увлечение не принесет пользы, если оно не затрагивает мысли, души, сердца. Подчерки­ваю, что первым увлечением должно быть увлечение кни­гой. Его надо сохранить на всю жизнь. Что бы вы ни пре­подавали — литературу или историю, физику или черче­ние, биологию или математику — первым очагом увлеченности, ккоторому вы должны привестисвоегопитомца (если только вы хотите бытьего воспитателем)должна быть книга.

Вторым очагом увлеченности, к которому надо привести каждого воспитанника, является увлеченность любимым предметом. Влюбленность в предмет, интеллектуальная активность возможны лишь тогда, когда у человека есть в школьные годы это самое бесценное богатство— сво­бодное время. Педагогическому коллективунадо глубоко продумать, как достигнуть того, чтобы вовторую поло­вину дня в школе загорелось множество очагов.; которые бы звали к углубленному изучению различных отраслей нау­ки. Это не только научно-предметные кружки, о которых шла речь выше. Это также такая активная деятельность, в которой теоретические знания становятся главным стимулом творчества, решения умственных и трудовых задач.

34. ВОСПИТЫВАЙТЕ ТРУДОВЫМИ УВЛЕЧЕНИЯМИ

Десятилетия работы в школе убедили меня в том, что труд играет исключительно важнуюроль в умственном развитии. Ум ребенка — на кончиках его пальцев.

Опыт убеждает, что для умственного развития школь­ников надо выбирать следующие виды труда:

а) Конструирование и монтирование действующих мо­делей установок, механизмов, приборов.

6) Выбор способом передачи, преобразования, транс­формации энергии: и движения.

в)Выбор способов обработки материалов, выбор инст­рументов и механизмов, технологических приемов обра­ботки.

г) Создание среды, необходимой для нормального раз­вития жизненных процессов(у растений и у животных), управление этой средой.

35. КАК ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ УЧЕНИКИ БЫЛИ ВНИМАТЕЛЬНЫ?

Управление вниманием — одна из наиболее тонких и еще очень мало исследованных сфер педагогического труда. Чтобы управлять вниманием, надо глубоко знать психику ребенка, его возрастные особенности. Многие годы работы в школе убедили меня в том, что овладеть вниманием ре­бенка можно лишь создав, утвердив, сохранив его опреде­ленное внутреннее состояние — эмоциональную припод­нятость,интеллектуальное воодушевление, связанное с чувством властвования над истиной, с умственной гордо­стью.

Внимательность учеников здесь обусловливается знанием ряда истин, всвете которых совершенно неинтересный материал будет восприниматься как интересный.

Непроизвольное внимание должно сочетаться с произ­вольным.

Если учитель не думает над тем, чтобы создать у уче­ников внутреннее состояние эмоциональной приподня­тости, интеллектуального воодушевления, знания вызывают только равнодушие, а бесчувственный, умственный труд приносит усталость.

Категория: Всем учителям
11.12.2016 13:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!