СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка.
Обеспокоенные духовным обнищанием подрастающего поколения, учёные, педагоги, воспитатели заняты поиском новых, более эффективных воспитательных и развивающих технологий. Среди многих средств решения этой задачи особое место занимает музыкальное искусство, обладающее большой силой воздействия на человека. Психологи и музыковеды признают, что произведения музыкального искусства обращаются к человеческой личности в целом. Благодаря неповторимому характеру музыкальных образов, их яркой эмоциональной окрашенности, эстетическим переживаниям, вызываемым музыкой, представления и убеждения, идеалы и устремления, воспринятые через музыкальное искусство, способны захватить человека с особенной полнотой и силой. Этим в большей мере определяется социальная ценность музыкального искусства, его воспитательная и преобразующая роль. Открывая внутренний мир личности, музыка приобщает нас к наиболее развитым формам жизнедеятельности в личностном и социальном планах. Нет такой стороны в развитии ребёнка, в которую музыка не могла бы внести те или иные существенные черты. При благоприятном ходе музыкального обучения пробуждаемое музыкой творческое начало постепенно проникает в различные стороны жизни ребёнка, внося черты целостности и гармонии в его мироощущение, характер, поведение, отношение, что особенно ярко наблюдается в певческой деятельности.
Данная программа составлена и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2011 года в контексте с целевыми установками нормативных документов и рекомендациями по организации внеурочной деятельности учащихся.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразностьданного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующиехудожественно-педагогические принципы обучения:
- духовность;
-личностное ориентирование;
-образность;
-интерес и увлечённость;
-связь с жизнью;
-креативность;
-эмоциональное насыщение;
-вариативность и свобода выбора.
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих.
При планировании работы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) учитывается основная цель:
- формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи внеурочной деятельности:
Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.
Развивать творческие способности младших школьников.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования» |
-готовность и способность к саморазвитию; -развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) |
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой; -эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования» |
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки; -вносить необходимые коррективы; -уметь планировать работу и определять последовательность действий. |
- адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности; - активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта. |
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования» |
- самостоятельно включаться в творческую деятельность -осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. |
-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах |
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования» |
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 7 до 10 лет.
Реализация задач осуществляется через различные
виды музыкальной деятельности:
- сольное и ансамблевое пение;
- слушание различных интерпретаций исполнения;
- пластическое интонирование;
- элементов импровизации;
- движения под музыку;
- элементы театрализации.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи);
- наглядно – зрительный (мультимедиа);
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- практический (показ приемов исполнения, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
- методические ошибки.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей.
Программа реализуется в объёме 34 часа в год.
Основной формой работы является музыкальное занятие, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового воспитания.
Оснащение образовательного процесса:
специальный кабинет;
записи фонограмм в режиме + и -;
ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);
мультимедиа;
записи аудио, видео на дисках и флеш - картах.
Календарно-тематическое планирование.
1 класс.
Дата проведения |
№ п/п |
Тема занятия |
|
по плану |
по факту |
||
1. |
Как зародилась музыка. |
||
2. |
Сказка о музыкальных капельках. |
||
3 |
Знакомство с голосовым аппаратом. Голосовые игры. |
||
4 |
Легенда о «трёх китах». |
||
5 |
Песенки из мультфильмов. |
||
6 |
Осенние забавы. |
||
7 |
Музыкальные игры и загадки. |
||
8 |
Волшебная страна звуков. |
||
9 |
Подбор песен к посвящению в 1 класс |
||
10 |
Работа над текстом песен |
||
11 |
Необычные звуки и голоса. |
||
12 |
Весело – грустно. |
||
13 |
Пластическое интонирование. |
||
14 |
Хороводные песни, игры, пляски. |
||
15 |
Подбор песен к Новому году! |
||
16 |
Отработка текста песне |
||
17 |
Работа над точным интонированием песен |
||
18 |
Работа над сценическим мастерством |
||
19 |
Новогодний карнавал. |
||
20 |
«Коляда, Коляда! Отворяй ворота». |
||
21 |
Музыка Зимы. |
||
22 |
Русские народные попевки, игры, песенки. |
||
23 |
Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят на новый лад». |
||
24 |
«Солдатушки, бравы ребятушки…» |
||
25 |
Подбор песен к маслинице |
||
26 |
Масленица – встреча весны. |
||
27 |
Мама – солнышко моё. |
||
28 |
Разучивание песен о маме |
||
29 |
Отработка текста песен |
||
30 |
Работа на точным интонирование мелодии |
||
31 |
Колыбельные песенки. |
||
32 |
Весёлые песенки о буквах. |
||
33 |
Музыка Весны. |
||
34 |
Обобщающий урок по теме «Мир музыки» |
||
59,60,61. |
Русские композиторы детям. |
||
62. |
Пластическое интонирование |
||
63-64. |
Музыкальные игры и загадки. |
||
65. |
Подбор песен к Последнему звонку |
||
66. |
Работа над текстом песен |
||
67. |
Отработка штрихов |
||
68. |
|||
Календарно-тематическое планирование.
2-4 класс.
Дата проведения |
№ п\п |
Тема занятия |
|
по плану |
по факту |
||
1-2. |
Введение. Летние впечатления. |
||
3-4. |
Звуки и краски голоса. |
||
5-6. |
Озорные песенки из мультфильмов. |
||
7-8. |
Музыкальные инструменты. |
||
9. |
Оркестр народных инструментов. |
||
10-11. |
Симфонический оркестр. |
||
12-13. |
Осень: поэт, художник, композитор. |
||
14. |
Народная музыка, её разновидности. |
||
15-16. |
Русская народная песня в творчестве композиторов классиков. |
||
17-18. |
Разучивание народных мелодий с использованием шумовых инструментов. |
||
19-20. |
Путешествие в мир танца. |
||
21,22,23. |
Хороводные песни, игры, танцы. |
||
24. |
Музыкальные игры, кроссворды, викторины. |
||
25-26. |
Музыкальная грамота. |
||
27. |
Зима: поэт, художник, композитор. |
||
28. |
Подбор песен к Новому год! |
||
29. |
Работа над текстом песен |
||
30-31. |
Отработка точного интонирования мелодии |
||
32. |
Музыка и сказка. Сказочные образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. |
||
33-34. |
Путешествие в мир танца. |
||
35-36. |
Разучивание народных мелодий с использованием шумовых инструментов. |
||
37-38. |
«Коляда, Коляда! Отворяй ворота». |
||
39-40. |
Русские народные попевки, игры, песенки. |
||
41. |
Подбор песен к Масленице |
||
42. |
Отработка текста песен |
||
43. |
Работа над звуком |
||
44-45. |
Весна: поэт, художник, композитор. |
||
46-47. |
Времена года в классической музыке. |
||
48. |
Знакомство с творчеством П.И. Чайковского. |
||
49. |
М.И. Глинка – солнце русской музыки. |
||
50-51. |
Образ Родины в музыке русских композиторов. |
||
52. |
Картины природы, Родины в песнях. |
||
53. |
Маленькая страна – школа моя. |
||
54. |
Подбор песен к Фестивалю искусств |
||
55. |
Работа над текстом песен |
||
55. |
Отработка штрихов |
||
56-57. |
Работа над сценическим мастерством |
||
58-59. |
Песни о маме |
||
60-61. |
Музыкальная шкатулка (игры, конкурсы и викторины) |
||
62-63. |
Песни о животных |
||
64-65 |
Подбор песен к открытию школьного лагеря |
||
66. |
Отработка текста песен |
||
67. |
Работа над мелодией |
||
68. |
Обобщающее занятие по теме «Мир музыки». |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999
2. Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990
3. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999
4. В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000
5. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005
6. Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
7. Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010
8. В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990
9. Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991
© 2018, Дятлова ( Карпова) Людмила Александровна 303