СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Распутин "Урокт французского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел 2. современные технологии изучения произведения в. Г. распутина «уроки французского»

2.1.Сопоставление методик изучения текста «Уроки французского» на материале современного передового педагогического опыта

В этой части работы рассмотрим тематические блоки уроков по изучению произведения В. Распутина «Уроки французского» в шестом классе. В основу наших наблюдений положены планы-конспекты занятий, опубликованные учителями-практикамиР. Г. Ахмадулиной (учитель МОУ Лицей № 11 им. Т.И. Александровой),Л.А. Макаренко и А. Федоровым (школа №865МПГУ им. Ленина).

Первый филолог отводит на изучение программного материала три часа. Начало процесса – знакомствос жизнеописанием и творческим путем писателя, на втором уроке учебное время отводится под анализ рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского», проведение на третьем уроке проверочной работы– осуществление обратной связи. Заметим, что в предложенных конспектах занятий акцентируется внимание именно при осуществлении контроля, проводимого на разных этапах уроков: при проверке выполнения домашнего задания шестиклассниками, при изучении и закрепленииучебного материала. Трудно не согласиться с мнением Р. Г. Ахмадулиной, что частое использование учителем литературы разнообразных форм, методов и средств контроля поднимет уровень эффективности урока.

Второй учитель-практик Л. А. Макаренко в своем календарно-тематическом планировании литературного образования шестиклассников на учебный год для ознакомления и восприятия произведения В. Г. Распутина «Уроки французского» отводит четыре урока, разбивая их по темам таким образом: 1. «Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Знакомство с героем»; 2.«Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства»; 3. «Душевная тонкость учительницы. Её роль в жизни мальчика»; 4. «Развитие умений работать над текстом художественного произведения. Обучение выделению и комментированию основных эпизодов рассказа».

Третий учитель литературы, уроки которого включены в сопоставительный анализ – это А.Федорова. При разделении учебной информации о рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» считает необходимым проведение трех уроков: 1. «Трудности послевоенного времени»; 2. «Стойкость главного героя»; 3. Учительница Лидия Михайловна.

Четвертый учитель-филолог А. Федоров на усвоение программного материала о рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» выделяет 4 урока: 1. В. Г. Распутин: страницы биографии. «Уроки французского»: комментированное чтение. 2. Характеристика литературного героя. 3. Характеристика главного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.4. «Уроки доброты». Подготовка к написанию сочинения «Главный герой рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»».

Сопоставительный анализ тематического распределения учебных часов разными учителями литературы (Р. Г. Ахмадулиной,Л.А. Макаренко, …,А. Федоровым) показал, что в большинстве случаев на усвоение материала шестиклассниками отводится три часа, если текст, по усмотрению филолога, является благодатной информацией для решения развивающих и воспитательных задач, то дается четвертый час для развития письменной речи.

Р.Г. Ахмадулина на первом уроке умело сочетает традиционные формы обучения с инновационными. Начинается занятие с подготовленной ученицей презентации о биографии и творчестве В.Г. Распутина и беседы после чтения вступительной статьи в учебнике (с. 108 –109). На третьем этапе урока предложена работа в парах. Ученики должны собрать рассыпанные пословицы и записать ответы в тетради. Ответы для проверки и взаимопроверки поданы на доске. Достойно похвалы то, что шестиклассники привыкают внимательно проверять выполненную работу и учатся её объективно оценивать.На четвертом этапе урока идет чтение статьи об истории создания произведения «Уроки французского» с последующей беседой, представленной системой вопросов.

Домашнее задание состоит из двух компонентов: 1.Составления цитатного плана художественного текста В. Г. Распутина «Уроки французского». 2. Составления характеристики-коллажа одного из главных персонажейизучаемого рассказа (или ответьте на 2-ой вопрос из рубрики учебника «Сделаем выводы» на с. 149).

Начало первого урока третьего учителя … перекликается идейно и по содержанию с планами-конспектами коллег, но заслуживает внимания содержание беседы о жанровойспецифике текстовВ. Г. Распутина «Уроки французского» и В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», например: Можно ли назвать мемуарами о детстве эти рассказы и почему? Каковы основные черты этого жанра? Таким способом автор урока побуждает шестиклассников к активному усвоению и закреплению основных теоретических литературных понятий, а также учит сравнивать жанровые черты произведений. Далее класс делится на семь групп, каждая из которых выполняем свое задание:

Группа 1. Выразительно читает фрагмент рассказа от самого начала до слов «Я опомнился и убежал». Озаглавливает текст. Отвечает на 3-ий вопрос из учебника под строкой «Размышляем о прочитанном».

Группа 2. Занята ролевым чтением диалогаперсонажей рассказа, Федьки и Вадика со слов «Однажды, ещё в сентябре.» до слов «.хозяйничал здесь он, это я понял сразу». Озаглавливаниефрагмента. Рассказ об игре мальчишек в чику. Аргументированная характеристика Вадика.

Группа 3. Детальный пересказ фрагментапроизведения обумении главного героя честно выигрывать (от «Я стал выигрывать постоянно, каждый день.» до предложения «Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре»). Озаглавливание фрагмента текста. Ответ на 4-ый вопрос из учебника «Размышляем о прочитанном». Нравственная оценка поведения Вадика и героя-повествователя. Ролевое чтение фрагмента (от «Я только что опять угодил в деньги.» до «.не могло быть на всём белом свете человека несчастнее меня»). Выбор заглавияк фрагменту. Характеристика героя-повествователя и его противников. Ответ на 5-ый вопрос учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 4. Выполняет аналогичное задание по ролевому чтению, озаглавливанию (от слов «Первым уроком, как назло, был французский.» до «.но так домой ехать нельзя»). Пересказ диалога главного героя иЛидия Михайловны. Определение авторского замыслакасательно одновременного описания их портретов.

Группа 5. Похожие на задания предыдущей группыпо ролевому чтению, озаглавливанию(от «Я подошёл, и игра сама собой приостановилась.» до «Другого выхода нет»). Ответы о причине играть на деньги, обвинительная или оправдательная оценкапоступка главного героя. Пересказ о занятиях французским в доме учительницы. Ответ на 7-ой вопрос из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Вопросы с «ловушкой», например: Почему учительница приглашала мальчика заниматься к себе домой:

  1. чтобы он знал французский на отлично;
  2. чтобы самой не ходить в школу;
  3. чтобы спасти его от голода?

Заслушивает одобрения включение на этом этапе прослушивания фрагментов произведения в актёрском исполнении, так шестиклассники могли бы устать из-за объема информации и относительного однообразия

Группа 6. Пересказы и озаглавливание истории с макаронами (от «Однажды мне сказали, что внизу, в раздевалке, для меня лежит посылка.» до «.с каких приисков взялось такое богатство»). Как герой догадался, что посылка не от матери? Ролевое чтение (от «Когда я бочком влез с посылкой в дверь.» до «.я, мотая головой и бормоча что-то, выскочил за дверь»). Оценка позициигероя не желавшего признаваться в том, что голодает.

Группа 7. Ролевое чтение фрагмента(от «Однажды, недели через две после истории с посылкой.» до «Это было справедливо, и я согласился.»), последующим ответом на 8-ой вопрос учебника под рубрикой «Размышляем о прочитанном». Прослушивание в актёрском исполнении эпизода о приходе директора. Ответьте на два первых вопроса учебника из раздела «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение». Выразительное чтение финальной части рассказа (от «Через три дня Лидия Михайловна уехала.» до конца текста). Для чего авторповествуето ещё одной посылке с макаронами?

С целью закрепления проводится практическая работа с подбором цитат на темуурока. Выбирая итоговые вопросы, учитель использует возможности учебника(два первых вопроса из учебника в разделе «Размышляем о прочитанном») и переключает нагрузку со зрительного анализатора на слуховой, спрашивая о выражении авторской позиции в рассказе по отношению к главным героям.

Плотное и разнообразное домашнее задание позволяет закрепить и систематизировать полученные знания: устное сообщение о главном герое рассказа (см. план 2-го заданияиз раздела учебника «Сделаем выводы»), пересказ эпизода от лица одного из героев (по выбору). Письменный ответ «Какие трудности послевоенного периода испытал главный герой рассказа «Уроки французского»?».Групповое задание: чтение в лицах или инсценировкаэпизодов рассказа.Индивидуальная работа – это иллюстрирование рассказа, презентация и защита.

Четвертый филолог А. Федоров подходит традиционно к изучению страниц биографии писателя, используя слово учителя, комментированное чтение рассказа «Уроки французского», элементы словарной работы, работу над содержанием статьи «Уроки доброты» (ч. 2, с. 108-109). Такой подход, на наш взгляд, достаточно схематичен и не может гарантировать высокого результата, урок однообразен. Дома шестиклассники должныдочитать рассказ до конца, подготовить наиболее понравившиеся отрывки для выразительного чтения. Неоспорим тот факт, что об уровне учительского мастерства следует судить не только по конспекту, а по общему уровню литературного образования учащихся.

Сравнительная характеристика формы и содержания первых уроков упомянутого тематического цикла свидетельствует об индивидуальном педагогическом мастерстве. На наш взгляд, более разносторонними в подходах и требовательными к знаниям шестиклассников являются такие учителя как Р. Г. Ахмадулина,Л.А. Макаренко,…, менее взыскателенА. Федоров. Рассмотренные нами примеры планирования убеждают в том, что для реализации одной и той же цели урока можно использовать разнообразные средства, учитывая при этом возрастные особенности обучаемых, оказывая влияние на эмоциональное восприятие текста, понимание его содержания, привитие у шестиклассников интереса к предмету литературы.

Переходим к наблюдению за компоновкой учителями познавательного материала для второго урока.Р. Г. Ахмадулина непринужденно начинает занятие игрой «Наведи порядок», в которой на индивидуальной карточке для каждого ученика предлагается, учитывая причинно-следственную связь, определить последовательность пунктов цитатного плана. Шестиклассники должны быстро сориентироваться, обвести в бланке верные ответы и соседу по парте нужно проверить правильность выполнения задания. Оригинально в форме кроссворда с ключом, в котором по цитатам с описанием портретов персонажей, организовано начало анализа текста В. Г. Распутина. Основная часть урока представлена беседой с чередованием выборочного чтения, описанием иллюстрации художника И. Пчёлко(учебник, с. 142)и ответами на вопросы из учебника. Перечень заданий позволяет определить глубину и полноту восприятия содержания текста, аргументировать особенности характеров персонажей, объективно оценивать их поступки.

Дальше следует ролевоечтение «Разоблачения» (от«Мы кричали, перебивая друг друга…» до «И он воздел над головой руки»– с. 146). Завершается урок подведением итогов в форме беседы по поставленным ключевым учебно-воспитательным задачам. На домашнююработу вынесены такие виды работы: подготовка к проверке знанийо рассказе; повторениетеоретических понятий «автобиографический рассказ», «аллегория», «антитеза», «драма», «лирика», «очерк», «повесть», «рассказ», «сравнение», «эпитет», «эпос»; 3-е задание на внимание на с. 149 учебника; Развёрнутый письменный ответ на тему«Какие уроки на всю жизнь получил герой рассказа от общения с Лидией Михайловной?”

Второй урок третьего учителя нацелен на воспитание жажды знаний, нравственной стойкости, чувства собственного достоинства, ряд заданий подобран для точной характеристики и раскрытия особенностей героя-повествователя. В ходе этого урока использованыразные виды деятельности:устныйопрос (с использованием цитирования); участие в полилоге, моделирование плана, устная сравнительная характеристика героев с опорой на таблицу, поиск цитат; пересказ по плану;анализ средств выражения авторской позиции, сопоставление образов автора-повествователя ирассказчика; практикум «Читаем, думаем, спорим.»; обсуждение иллюстраций к рассказу; презентация и защита собственных иллюстраций.

Для определения содержания практической работы предложены таблицы:1) цитатная таблица «Черты характера главного героя рассказа»;

Черты характера главного героя рассказа

Цитатные примеры

Ответственное отношение к учёбе

Стремление к знаниям

Нравственная стойкость (преодоление голода, упорство в учёбе и в играх и др.)

Стремление к правде и справедливости

Чувство собственного достоинства

Гордость и застенчивость

Терпение, умение переносить боль и обиды

Неприятие обмана и предательства

2) таблица сравнительной характеристики героя и его сверстников.

Герой-повествователь

Вадик

Птаха

Тишкин

Лексическая работа: ответ на 2-е задание учебника из раздела «Будьте внимательны к слову»; 3 задание из раздела «Самостоятельная работа» по практикуму «Читаем, думаем, спорим.»; 1-4 задания из раздела «Вопросы и задания» из практикума «Читаем, думаем, спорим.».Домашнее задание предложено на выбор: письменный ответ «Как показана в рассказе стойкость характера главного героя?» или составление сравнительной характеристики героев рассказа. Всему классу предложеноустно пересказать фрагменты об учительнице Лидии Михайловне.Индивидуальная работа: прочитать одну из книг о сверстниках (см. практикум «Читаем, думаем, спорим.») и написать к ней аннотацию;посмотреть фильм, снятый по сюжету рассказа и написать о нём краткий отзыв; составление электронного иллюстрированного альбома «Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в стихах и рассказах русских писателей». Урок материалоёмкий, использованы различные виды деятельности в чередовании, но следует заметить, что во время домашнего задания шестиклассники могут испытывать усталость из-за перегрузки. В подобных случаях, по нашему мнению, объем задания может зависеть от специфики ученического контингента, системности обучения и педагогического мастерства учителя.

Прежде чем характеризовать с учащимися литературного героя, учитель А. Федоров выявляет уровень восприятия рассказа читателямипосредством выразительного чтения понравившихся фрагментов. Работа организована так, чтобы ученики прочитали отрывки в том порядке, в котором идут события рассказа. В ходе беседы проверяет знания, полученные на предыдущем уроке.Для работы над образной системой выбирает эвристическую беседу: Чем интересен для вас герой рассказа?Как вы понимаете слово характер? Дает определение понятия: характер – совокупность психических и духовных свойств человека, которые обнаруживаются в его поведении. Выясняет приемы, с помощью которыхописываются герои: портрет (Настя и Митраша в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»);рассказ о поступках (Ассоль и Грэй в феерии А. С. Грина «Алые паруса», Маттео Фальконе в одноименной новелле Проспера Мериме);речевая характеристика (Санька Левонтьев в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»). Вопросы и задания учителя чередуются с выборочным чтением и устными ответами.

Домашнее задание включает подготовку ответов на 7-9 вопросы учебника (с. 148, ч. 2); 3-е задание рубрики «Будьте внимательны к слову» (с. 149, ч. 2)выполнить письменно. Индивидуальное задание: иметь иллюстрации к рассказу «Уроки французского», подготовить отзыв о них.

На третьем уроке почти каждый из упомянутых выше филологов, за исключением Р. Г. Ахмадулиной, обращается к образу Лидии Михайловны. Учитель Р. Г. Ахмадулина на занятии, завершающем тематический цикл, сначала проводит проверку домашнего задания выборочное чтение и анализ письменных работ обучающихся). Основную часть урока шестиклассники пишут проверочную работу, состоящую из трех компонентов: тестовых заданий с 1 по 8, упражнений по стилистике, творческого задания.

В основном содержании урока третьей учительницы….речь ведется о душевной щедрости учительницы, её роли в жизни мальчика. Рассматриваются нравственныеаспекты рассказа, закрепляются знания понятий: рассказ, сюжет. На занятии представлены такие формы деятельности: несколько видов пересказов; устный опрос (с использованием цитирования), диалог и полилог; практическая работа; составление плана характеристики учительницы; определение этапов развития сюжета;работа с литературоведческимсловарём; поиск примеров для иллюстрирования понятий «сюжет», «рассказ», «герой-повествователь»; различение образов автора-повествователя и рассказчика;анализ специфики выражения авторской позиции; составление плана эпизода с его последующим устным анализом;игровая деятельность: викторина, кроссворд (см. практикум «Читаем, думаем, спорим.»).

Федоров на третьем уроке сперва уделяет внимание языковымособенностям текста, затем постепенно переходит, беседуя с классом,к характеристике главного персонажа и душевной красоте учительницы, еёвлияниина жизнь мальчика. После беседы по содержанию прочитанного, филолог обращает внимание последовательность портретных описаний персонажей рассказа (разговор после урока учительницы французского языкасглавным героем). Отмечая качественные особенности зафиксированных портретов, ученики должны правильно определить использованный автором приём и обосновать цель, которую преследовал писателя.

Противопоставление характеристик иллюстрировало понятие «антитеза»,используя которую, писатель смог передатьреципиенту важностьтой духовной работы, которую необходимо провести мальчику и учительнице, чтобы понять друг друга.

Категория: Литература
31.12.2016 15:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!