Серия, посвященная войне 1812 года, была начата еще в Париже, и до конца дней она оставалась главным делом художника. Однако ее замысел претерпевает существенные изменения: из сюиты картин о Наполеоне и его русском походе она обращается в национальную историческую эпопею. Серия осталась незавершенной и в нынешнем виде включает в себя двадцать картин, не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием "Наполеон I в России", представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью "Великой армии" в снегах России. Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел "Старый партизан".
Великая армия. Ночной привал В наполеоновской серии Верещагин выступает во многом в новом для себя качествене только как баталист, но и как историк, психолог. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче. Его живописная манера вновь меняется: он избегает эскизности исполнения (во всяком случае, в картинах, где важен психологический момент), ищет экспрессию фигур, для чего пристально всматривается в искусство актерского перевоплощения и приемы построения театральной мизансцены. Его композициям присуща театральность, оттенок мелодраматизма. Как и для большинства реалистов, для Верещагина камнем преткновения была работа по воображению; все, что лежит за пределами непосредственного наблюдения, дается ему с трудом. Василий Верещагин / Vasily Vereshagin В штыки! Ура! Ура! (Атака). 1887-1895 Серия "Наполеон I в России" впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах. Ни один из коллекционеров и музеев не выразил готовности приобрести ее. После долголетних переговоров и проволочек серия была куплена в 1902 году правительством и передана Русскому музею в Петербурге (ныне хранится в Историческом музее в Москве). Тем не менее многим из входящих в нее картин суждена была впоследствии широкая популярность. В конечном счете именно верещагинская серия формировала представление широкого зрителя об эпохе Отечественной войны 1812 года. Наполеон. Дурные вести из Франции В начале XX века прогрессивные деятели европейской культуры выдвинули кандидатуру Василия Верещагина на соискание Нобелевской премии. И это после того, как в 1900 году картины Верещагина о войне 1812 года не были допущены в русский отдел Всемирной выставки в Париже, потому что будто бы оскорбляли национальную гордость французов. Премию Верещагину не дали, и никаких надежд на продолжение работы над серией не осталось. Средств для этого не было. Наполен на Бородинском поле В 1902 году, в год 900-летия победы над наполеоновской армией, выставка его работ во второй раз экспонировалась в Соединенных Штатах Америки. Положение художника было настолько плачевным, что он решил распродать свои уникальные полотна на аукционе. Уполномоченный Верещагина Макдон поспешил телеграфировать министру царского двора Фредериксу: "Наполеоновская серия имеет быть продана в Нью-Йорке 28 ноября нового стиля..Если отдельные картины желательны, прошу телеграфировать, иначе. будут проданы здесь". В прессе сразу появились резкие осуждающие статьи с критикой в адрес царского правительства, и Николай II решился наконец приобрести картины в фонд казны. Однако Верещагину средств едва хватило, чтобы расплатиться с долгами. Что же касается дальнейшей работы, царь предложил ему продолжить ее, но гарантии, что картины будут приобретены, Николай II не давал. Наполен и маршал Лористон, 1900 Будучи близок к передвижникам, Верещагин первым из баталистов начал смотреть на войну не как на цепь зрелищных героических боевых операций, а как на философскую проблему. Он не просто показывал военные действия, а размышлял о глубинных корнях этой величайшей в мире несправедливости. Он осуждал и феодально-религиозный фанатизм, и колониализм, активно пропагандировал свои антиимпериалистические взгляды. Ярославль. Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове С оружием в руках - расстрелять! Наполен у Москвы. В ожидании депутации бояр Конец Бородинской битвы, 1900
Не замай, дай подойти Василий Верещагин преодолевал в своем творчестве традиции академизма и создавал произведения, в которых с необыкновенной силой звучала правда и только правда, какой бы жестокой она ни казалась.