СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды домашнего задания, как одна из форм самостоятельной работы студентов при изучении учебного предмета «естествознание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды домашнего задания, как одна из форм самостоятельной работы студентов при изучении учебного предмета «естествознание»

Заикина Людмила Николаевна

преподаватель ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются виды домашних заданий, способствующих развитию навыков самостоятельной работы у студентов. Приводятся конкретные примеры

Одной из составляющих самостоятельной учебной работы является домашняя учебная работа. Она дополняет деятельность обучающихся на уроках, служит связующим звеном между прошедшим и предстоящим уроками, отличается большей самостоятельностью обучающихся, во многом предопределяемой отсутствием преподавателя при выполнении домашних заданий.

Исходя из дидактических целей, можно выделить три вида домашних заданий:

  • подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;
  • направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков;
  • требующие применения полученных знаний на практике.

Особым видом являются задания творческого характера (выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий, составление схем и т.п.).

Могут быть индивидуальные домашние задания и задания отдельным группам обучающихся.

Домашние задания по своему содержанию включают в себя:

а) усвоение изучаемого материала по учебнику, конспекту;

б) выполнение устных упражнений;

в) выполнение письменных упражнений (составление уравнений реакций, решение задач, составление схем и заполнение таблиц);

г) подготовку докладов по изучаемому материалу;

д) проведение наблюдений.

Например:

1.при изучении темы «Углеводы» предлагаю опытным путем определить есть ли крахмал в колбасе и кетчупе находящихся дома в холодильнике.

2. при изучении темы «Жиры» - натуральное ли сливочное масло.

ж) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.

В моей практике используются следующие виды домашней учебной работы:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • творческая;
  • дифференцированная;
  • составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным студентам группы. В этом случае преподавателю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного студента. Такая работа может быть выполнена на карточках (например):

  1. Осуществите уравнения реакций по схеме:

NaClNa NaOH Na2SO4 NaCl NaNO3

  1. Решите задачу:

Какую массу сульфата цинка можно получить при взаимодействии избытка цинка с 500мл 20%-го раствора серной кислоты с плотностью 1,14г/мл?

  1. Составьте уравнения окислительно-восстановительных реакций получения меди из оксида меди (II) с помощью углерода и оксида углерода (II).

При выполнении групповой учебной домашней работы группа обучающихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего задания.

Например, при изучении темы «Спирты» большое внимание уделяется разделу «влияние алкоголя на организм человека»:

1 группа изучает химизм процесса;

2 группа - влияние спирта и продуктов его окисления на разные группы органов;

3группа - алкоголизм как социальное явление.

Домашние задания в этом случае подготавливают обучающихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» студента. Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них (выполните любое задание из предложенных):

  1. (на хорошо) Назовите УВ по международной номенклатуре

СН3-СН2-СН2 СН3-СН-СН2-СН-СН3 СН3-СН2-СН-СН2- СН3

│ │ │ │

СН3 СН3 СН3 С2Н5

  1. (на отлично) Напишите уравнения следующих реакций, укажите условия их протекания
  2. 4C3→ CH4→ CH3Cl→ C2H6 → C2H4

Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы. «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке» Например: на уроке при изучении номенклатуры органических веществ мы называем вещества, дома же обучающиеся должны придумать еще 2 вещества, а другой обучающийся их назовет.

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Это рефераты, сообщения; эти задания требуют разъяснительной работы со стороны преподавателя.

Например:

  1. Выполни любое из заданий:
  1. Напиши мини - сочинение «Хотел бы я быть клонированным?»;
  2. Продолжи «Если бы разрешили клонирование человека, то я предложил бы клонировать…., потому что…»
  3. Попробуйте ответить на вопрос: «Какие ограничения необходимо ввести по вопросам клонирования человека, если оно будет разрешено?»
  4. Составь задание по данной теме для сокурсника.
  1. Составить схему онтогенеза.
  2. Подготовить сообщения на темы: «Влияние алкоголя на развитие зародыша человека» или «Влияние никотина на развитие зародыша человека».

Часто мною используется такой вид домашних заданий, как «Спроси у интернета».

Например, после изучения темы «Альдегиды» я задаю вопрос – «Почему слабосоленая сельдь опасна для жизни?» И предлагаю найти ответ в сети с использованием ключевых слов: уротропин, консервант, формальдегид.

А после изучения карбоновых кислот, предлагаю задачу:

На упаковках таинственные коды, состоящие из буквы «Е» и трех- или четырехзначного числа обозначают ту или иную пищевую добавку.

Добавки используются для обеспечения питательных и вкусовых свойств продукта, улучшения внешнего вида и увеличения срока хранения.

Путем взаимодействия пропионовой кислоты и гидроксида кальция получают вещество, которое используется в качестве пищевой добавки Е282. Это вещество препятствует росту плесени на хлебобулочных и кондитерских изделиях, кроме того, оно содержится в таких продуктах как швейцарский сыр.

Вопрос:

  1. Определите химическую формулу добавки Е282.
  2. Почему данную добавку, относят к группе канцерогенов?
  3. Объясните, с какой целью рассматриваемое вещество добавляют в сыр?

а) выделите ключевые слова для информационного поиска,

б) найдите и соберите необходимую информацию,

в) обоснуйте и проанализируйте собранную информацию,

г) сделайте вывод,

д) поделитесь собранной информацией с учащимися,

е) сравнить с предложенным образцом.

Методический комментарий:

При работе над задачей обучающиеся получают и расширяют знания о свойствах карбоновых кислот, областях их применения.

Ключевые слова: пищевая добавка Е282, пропионовая кислота, канцероген, швейцарский сыр.

Для решения задачи, обучающиеся должны ответить на вопросы:

  • Каковы химические свойства карбоновых кислот?
  • Что такое канцерогены?
  • Как они влияют на живой организм?
  • Что такое пищевые добавки?

После решения задачи обучающиеся формулируют вывод о том, что пропионат кальция является канцерогеном, угнетает жизнедеятельность клеток.

Наши учебные планы нацелены на всестороннее развитие личности обучающихся: каждый предмет вносит в этот процесс свой специфический вклад. Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности. Отсюда вывод: домашнее задание, привлекая обучающихся к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Оптимальное развитие каждого обучающегося вряд ли возможно без индивидуальных, особых домашних заданий.

Список литературы:

  1. Древелов Х., Хесс Д., Век Х. Домашние задания: Кн. Для учителя: Перевод с нем. - М.: Просвещение, 2009. - 80 с.
  2. Домашняя работа как форма организации учебной деятельности (электронный ресурс) http://allrefs.net/
Категория: Биология
27.03.2017 19:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!