СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В зависимости то того, что мы запоминаем, все виды памяти могут быть классифицированы по следующим (трём основным) критериям:
1. По содержанию психической активности различают двигательную, образную, эмоциональную, словесно-логическую память.
- Двигательная или моторная память- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Признаками хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость, сноровка.
- Образная память - характеризует запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Это память на представления. Подвидами образной памяти являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память.
- Эмоциональная память - заключается в запоминании и воспроизведении пережитых ранее чувств (удовольствия, неудовольствия, огорчения, радости и т.д.).Эмоциональная память - важнейшее условие нравственного развития человека. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
- Словесно-логическая память - память, для которой характерно запоминание и воспроизведение не конкретных представлений об отдельных предметах, а общих понятий, отражающих ряд сходных предметов или явлений и сформулированных словесно. Этот вид памяти специфически человеческий, так как двигательная, образная и эмоциональная память в своих простейших формах свойственны и животным. Одной из основных характеристик словесно-логической памяти является то, что запоминание может происходить как дословно, так и своими словами. Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от сформированных у него способов заучивания.
2.По степени участия воли различают произвольную и непроизвольную память, и зависит это от того, запоминает ли человек что-либо преднамеренно или непреднамеренно, непроизвольно.
Непроизвольная память характеризуется тем, что человек удерживает в памяти и воспроизводит что-либо автоматически, без особых усилий, не имея специальной мнемической задачи запомнить или припомнить (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение). В таких случаях говорят: "мне запомнилось" или "мне вспомнилось", подчёркивая, что процессы памяти протекали сами собой, носили непроизвольный характер (мотив песни…)
Произвольную памятьхарактеризует то, что человек ставит перед собой задачу усвоить какой-либо материал и использует различные приёмы для запоминания(выучить стихотворение…) В ходе развития у ребёнка складывается произвольная память, вырабатывается умение запоминать и припоминать, в соответствии с требованиями окружающих. Ребёнок постепенно научается пользоваться простейшими приёмами запоминания (внимательно прослушивать запоминаемый материал, повторять заучиваемое и т.д.) и мы можем в этом помочь детям.
3.По продолжительности сохранения и закрепления материала в памяти различают мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
- Мгновенная память - это удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память-образ. Её длительность от 0,1 до 0,5 секунды.
- Кратковременная память - память, обеспечивающая сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его неоднократного и непродолжительного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью. Кратковременную память характеризует такая величина, как объём, который в среднем равен 5-9 единицам информации
Оперативная память – это память на действия или операции. Когда человек выполняет какую-либо сложную деятельность, то делает это по частям (одно действие за другим). При этом в памяти удерживаются некоторые промежуточные цели и результаты. Информация сохраняется от нескольких секунд до нескольких дней, после чего она может быть стёрта
Долговременная память - способна хранить информацию в течение неограниченного срока. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, приобретённых человеком в процессе выполнения им различных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.д.).
Генетическая память: информация хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству. Гены человека стабильны и передаются из поколения в поколение, поэтому на генетическую память невозможно оказывать влияние через обучение и воспитание.
© 2016, Иващенко Анна Викторовна 330