СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Веб-квест как проектная технология.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные веб-квесты являются разновидностью квест-проектов, веб-квест – это квест-проект, представленный в среде WWW средствами Web-технологий.

Под квестом (от англ. quest - путешествие) понимают компьютерную игру, в которой игрок должен добиться какой-то конкретной цели (выполнить задание или собственно "квест"), прибегая к помощи собственных знаний и опыта, а также общаясь с участниками квеста.

Впервые термин "веб-квест" (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Ученый разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Веб-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными".

Различают два типа веб-квестов: для кратковременной и долговременной работы.

Кратковременный веб-квест преследует простые образовательные цели - расширение знаний и их интеграцию. Краткосрочные веб-квесты обычно рассчитаны на их завершение в течение одного - трех занятий.

В долговременных веб-квестах образовательная цель другого уровня - учащиеся расширяют и преобразуют свои знания, получаемые из информационных источников, Интернет и реальной жизни. Каждый учащийся анализирует проблему, включая ее в свою базу знаний по предмету/предметам и демонстрирует классу свое понимание в виде презентации созданных веб-страниц.

Содержание образовательного веб-квеста включает в себя следующее:

  1. Роли участников (описание 6 -7 ролей представителей разных профессий или социальных групп, желательно с диаметрально противоположными позициями).

  2. Центральное задание (понятные, интересные и выполнимые вопросы, четкое определение итогового результата деятельности).

  3. Список информационных ресурсов, необходимых учащимся для выполнения заданий.

  4. Описание процедуры самостоятельной работы учащихся (индивидуальной и групповой). Выделение отдельных этапов работы.

  5. Общее заключение или единый доклад, в котором суммируется опыт и интегрируются противоположные позиции, определенные каждым учащимся.

При разработке веб-квеста в обязательном порядке требуется разработка бизнес-плана проекта, в котором необходимо определить:

  1. Постановка проблемы

  2. Актуальность

  3. Цель

  4. Целевая группа

  5. Предметная область

  6. Срок реализации

  7. Предполагаемые результаты

  8. Смета

Какие же дополнительные возможности приобретает ученик, осваивая методику проектирования и работая в проектах?

  • он учится выходить за рамки содержания и форм представления учебного материала преподавателем;

  • получает дополнительную возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений;

  • учится использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;

  • имеет возможность сравнивать свой творческий продукт с работами других участников проекта, может найти адекватную для себя творческую среду, образовательное пространство, в которой его возможности реализуются в большей степени.

Чтобы данная работа была максимально эффективной, веб-квест (специальным образом организованная веб-страница) должен содержать следующие части:

  1. введение, в котором описываются сроки проведения, и задается исходная ситуация;

  2. интересное задание, которое можно реально выполнить;

  3. набор ссылок на ресурсы сети, необходимые для выполнения задания. Некоторые (но не все) ресурсы могут быть скопированы на сайт данного веб-квеста, чтобы облегчить учащимся скачивание материалов. Указанные ресурсы должны содержать ссылки на веб-страницы, электронные адреса экспертов или тематические чаты, книги или другие материалы, имеющиеся в библиотеке или у преподавателя. Благодаря указанию точных адресов при выполнении заданий студенты не будут терять времени;

  4. описание процесса выполнения работы. Он должен быть разбит на этапы с указанием конкретных сроков;

  5. некоторые пояснения по переработке полученной информации: направляющие вопросы, дерево понятий, причинно-следственные диаграммы;

  6. заключение, напоминающее учащимся, чему они научились, выполняя данное задание; возможно, пути для дальнейшей самостоятельной работы по теме или описание того, каким образом можно перенести полученный опыт в другую область.

Веб-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным веб-квестом может занимать от одного до трех сеансов. Долгосрочные веб-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным веб-квестом, студент должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным веб-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).

Некоторые дополнения:

  1. Веб-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и веб-квесты, предназначенные для работы отдельных учеников.

  2. Дополнительную мотивацию при выполнении веб-квеста можно создать, предложив ученикам выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними: например, если преподаватель предложил роль секретаря Объединенных Наций, то этот персонаж может послать письмо другому участнику (который играет роль президента России, например) о необходимости мирного урегулирования конфликта.

  3. Веб-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.

Формы веб-квеста также могут быть различными. Приведем наиболее популярные:

  1. Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят студенты.

  2. Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.

  3. Написание интерактивной истории (студенты могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).

  4. Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий студентов согласиться или не согласиться с мнением авторов.

  5. Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются студентами, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т.п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным студентам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные студенты и преподаватель) за свою работу.

Вывод: Заметим, что наибольший интерес у подростков вызывают приключенческие или игровые проекты, к которым и относятся веб-квесты или веб-проекты, объединяющие в себе идеи проектного метода и игровых технологий, а именно квестов. Под квестом мы понимаем игру, в которой игрок должен добиться определенной цели, пользуясь уже накопленными учеником знаниями и опытом, а так же общением с другими участниками квеста. Именно в подростковом возрасте первостепенное значение приобретает общение со сверстниками, но при этом коммуникативное поведение подростков весьма противоречиво. С одной стороны это стремление выделиться, а с другой желание быть как все. Применение веб-квестов дает прекрасную возможность реализовать себя и в том и в другом. Данный метод объединяет учеников, позволяет им самостоятельно проходить предложенный квест-проект, что в свою очередь дает возможность для удовлетворения коммуникативных потребностей учеников, предоставляя тему для обсуждения. Выделить же ученика на фоне группы, класса позволит возможность выбора интересной именно для него роли. Самоутверждению ученика способствует и то, что по завершению работы над проектом следует защита. Не стоит недооценивать важность последней, помимо того, что подросток тренирует свои коммуникативные навыки, он еще имеет возможность проявить свои творческие и аналитические способности.

Веб-квест направлен развивает мышление, становление которого, по мнению психологов, еще не достигло полной зрелости, а только начинает свое интенсивное развитие. Использование в обучение подростков методов, побуждающих к развитию мышления, творческих и коммуникативных способностей, логики, не только эффективно, но и просто необходимо. Развитие мышления, на наш взгляд, в данный период – это одна из самых важных целей в подростковом возрасте.

Если рассмотреть особенности умственного развития подростка, то мы снова приходим к выводу что предложенный нами метод дает учителю возможность использовать его особенности для решения образовательных задач. Подросткам интересны открытия, их характерезует тяга к приключениям, способность по-настоящему мыслить, а так же активное развитие логического мышления. Все это позволяет учесть игровой метод и, в частности, квест, с его сюжетной линией, приключениями, заданиями и возможно даже головоломками на пути достижения цели. Наивысший уровень развития памяти в данный период дает отличную возможность легкого усвоения материала, представленного в игровой форме, и добытого собственным трудом.

В настоящее время использование Интернет-технологий позволяет учителям эффективно решать дидактические задачи, при внедрении телекоммуникационных проектов именно в подростковом возрасте, т.к. особенности веб-квестов (как одного из видов метода проектов) оптимально учитывают особенности психического развития подростка. Грамотное использование веб-проектов учителями современных школ может не только в значительной степени снизить не всегда позитивное влияние учителя на отношение ученика (а именно подростка) к получаемым им знаниям и работу учителя, а также помочь сформировать у учащихся устойчивый и самый важный для учащегося, студента и хорошего специалиста навык самостоятельно получать знания и, что очень важно качественно усвоить изучаемый материал за счет высокой мотивации и интереса к выполняемой учениками работе. Веб-квест не просто дает возможность научиться получать знания самостоятельно, учит получать необходимые знания в современном информационном мире, используя все его последние информационные технологии.

Применение метода веб-квестов при обучение учащихся 7-9 классов не просто возможно, так как он является одним из видов метода проектов, использование предложенного нами метода целесообразно, так как именно он объединяет учебный процесс и информационные технологии, учитывая при этом интересы и особенности учащихся.

Категория: Информатика
07.06.2017 11:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!