СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виртуальная галерея: Стили в живописи. Постимпрессионизм - прародитель искусства новейшего времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» — спросил Гоген названием знаменитой картины. Ответы дали всемирно знаменитые в наши дни художники, некогда определившие стиль.

Ван Гог. Натюрморт

Течение возникло в 80-х годах XIX века. Постимпрессионисты отошли от правил стандартного тогда импрессионизма, и изображали главные аспекты реальности, но прибегали к декоративным приёмам. Художники-постимпрессионисты не соблюдали академическую точность передачи форм и цветов, они по-своему интерпретировали реальность.

В полотнах есть место символам, нередко используются широкие раздельные мазки, как у импрессионистов. Композиции в основном статичные. Цветовая гамма сочная, но она не режет глаз, а успокаивает — это главное отличие от полотен экспрессионистов. Картины хорошо смотрятся в интерьере. Важное отличие импрессионистов и постимпрессионистов: первые старались поймать мгновенное впечатление, секунду, вторые — выразить длительное состояние. В их картинах нет ощущения мимолетности момента.

Постимпрессионисты, повлиявшие на развитие мировой живописи

Самые известные представители направления: Поль Гоген, Винсент Ван Гог и Поль Сезанн. Фактически они дали развитие большинству новых направлений искусства: Ван Гог проложил путь экспрессионизму, Гоген — символизму и модерну, а Сезанн расширил понимание того, как строить композицию, передавать цвета и внутренние состояния мастера на полотне. Многие художники заимствуют его творческие приемы по сей день. К постимпрессионистам причисляют также работы Анри Тулуз-Лотрека, мастера графики и рекламного плаката.

Самый популярный из своих коллег, гениальный художник-постимпрессионист - Винсент Ван Гог - серьезно рисовал всего 10 лет, и только в последние годы нашел себя и смог выработать свой собственный уникальный стиль, который никто до сих пор не смог скопировать. Подсолнухи, автопортреты, яркие пейзажи — это все было до того, как он стал постимпрессионистом. Раньше Ван Гогу было интересно рисовать сельские мотивы и передать жизнь обычный рабочих, которые всю жизнь только работают и спят. На такую тематику его вдохновлял Жан-Франсуа Милле. Но Ван Гог не выдержал смотреть на уставших людей и решил уехать в Арль, чтобы остаться в истории и в полной мере открыть постимпрессионизм в живописи.

Винсент Ван Гог. Звёздная ночь, 1889

Винсент Ван Гог. Цветущая ветка миндаля, 1890

Поль Гоген — «лучший друг Ван Гога» — именно такая кличка закрепилась за этим художником. К сожалению, при жизни он был мерзавцем и неудачником, но его спас колоссальный талант. До того, как начать рисовать и продавать картины, Гоген занимался журналистикой и писал статьи. После публикации его первого крупного материала коллеги-журналисты смеялись над ним и всячески угнетали. Гоген пережил сильный стресс и начал пить. Но, все-таки, ему было суждено внести вклад в постимпрессионизм. Свои самые удачные и лучшие работы он написал на Таити и в Океании. Он болел проказой, сифилисом, страдал алкоголизмом, был наркозависимым и умер от передозировки наркотиков на руках молодой жены-таитянки.

Обрел популярность Гоген только после смерти, когда в Париже в 1906 году состоялась большая выставка его работ.

Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем? 1898

У Гогена есть знаменитая картина: «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» Название хорошо передает суть всего направления. Если полотно спокойное, не режет глаз, располагает к раздумьям и вдохновляет зрителя задать себе вопросы из разряда вечных — скорее всего, это работа постимпрессиониста.

Поль Гоген. День божества, 1894

Анри Руссо — один из немногих художников, кто смог сохранить в себе такие несовместимые вещи, как скромность, простота, честность, слава и гениальность. Ведь еще при жизни он очень высоко ценился за яркие цвета и нестандартные сюжеты. В основном он изображал джунгли и дикую природу, которую в своей жизни ему так и не удалось увидеть. Также его работы относятся к жанру примитивизм, но это отнюдь не камень в его огород.

Анри Руссо. Обезьяны с апельсинами, 1909

Поль Сезанн был настоящим энтузиастом, он верил в научные методы живописи, и хотел внедрить интеллектуальный подход к написанию картин. Он верил в формулу, придерживаясь которой, можно создавать шедевры. Однодумцы Сезанна создавали оптические расчёты и схемы, они углубленно изучали теорию сочетания цветов.

Поль Сезанн. Дорога, 1876

Поль Сезанн. Сена в Берси, 1873

Поль Сезанн. Игроки в карты. 1894−1895 гг., Музей Орсе, Париж

Большинство постимпрессионистов были самоучками и бедняками, и только спустя годы их вклад в искусство оценивали по достоинству, как и полотна.

Например, «Игроки в карты» — серия из пяти картин Сезанна, написанных в период с 1890 по 1895 год в условиях острой нехватки денег. Они отличаются между собой размером, количеством изображенных игроков и колористикой. Четыре хранятся в музеях Европы и Америки, пятую в 2012 эмир Катара выкупил из частной коллекции за 250 миллионов долларов — это неофициальная цена.

Поль Сезанн выполнил несколько композиций, изображающих игроков в карты в кафе. Моделями ему служили крестьяне. Кроме отдельных этюдов с них, Сезанн сделал групповые зарисовки с пятью, четырьмя и двумя фигурами.

В своих композициях Поль достиг монументального образа в передаче противоборства двух человек, погруженных в игру и подчиненных картам, в которых записаны секреты судьбы, а в то же время игроки используют эти карты по своей собственной воле: «Тема выбора и судьбы», или «Тема игры на деньги». В этом глубоком и простом смысле заключена глубокая символика, особая сила которой придается тем, что оба игрока, поданных столь величественно, являются простыми работниками.

1890−1892 гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

1890−1892 гг., Фонд Барнса, Филадельфия

1892−1893 гг., Семейное собрание эмира Катара

1892−1895 гг., Институт искусства Курто, Лондон

06.08.2018 18:13


Рекомендуем курсы ПК и ПП