СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Владимир Высоцкий. Париж в его судьбе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В жизни Владимира Высоцкого была и французская страница. Начиная с 1973 года, приезжал он во Францию ежегодно, иногда и по несколько раз в год, и жил подолгу – неделями и месяцами. В Париже состоялось первое его официальное выступление за пределами стран социалистического лагеря, были выпущены лучшие его пластинки. Франция, которая хранит память о Высоцком, — это не только Марина Влади. Здесь живут и его друзья,которые любят и помнят Высоцкого, здесь есть места, в которых он бывал.

Дом Высоцкого - 28, Rue Rousselet. Хозяин одного кафе на этой же улице до сих пор помнит "мужа мадам Марины", который заходил к нему на чашечку кофе. В соседнем доме 30 по улице Русле была расположена студия Михаила Шемякина - друга Высоцкого. Высоцкий в составе гастрольной труппы театра на Таганке выступал на сцене национального театра "Шайо" и на одной из площадок Монмартра, "Элизе-Монмартр", где он дал три сольных концерта.

Во Франции в 70-е годы было записано и впоследствии выпущено несколько альбомов Высоцкого. Например, 'Le Vol Arrete' - 'Прерванный полет' (записан в Париже на фирме «Le Chant du Monde» в 1977 году).

Прерванный Полёт французское издание записанного в 1977 году альбома

Ce concert que Zara a donné à Vitebsk en Biélorussie en juillet dernier était vraiment un moment magique de pur bonheur ; qui plus est, elle avait invité Gérard Depardieu pour qu’il interprète en duo avec elle la chanson de Vladimir Vyssotski "Le vol arrêté". C’est cette interprétation des deux grands artistes que je vous propose ici.

Диск, известный в отечественном переиздании как «Высоцкий в Париже», был записан Владимиром Высоцким во Франции совместно с гитаристом-аранжировщиком Константином Казанским. Практически сборник лучших песен в студийном исполнении. Это то время, когда поэту перестали чинить препятствия, и он был включен в список участников вечеров советской поэзии в Париже. Успех поэта на этих выступлениях был потрясающим!

Марина Влади написала в своей книге о Высоцком: "Он сидел, как ребенок, и смотрел на свои три обложки и говорит:

"Почему здесь, в Париже, это стало возможно, а в России нет?"

Очень ценны сейчас, по прошествии времени, фотографии, на которых Высоцкий запечатлен с дорогими для него людьми.

Высоцкий и Б.Ш.Окуджава

В.Высоцкий и М.Шемякин

Высоцкий с Мариной Влади. Париж. 1977 год.

В памяти друзей сохранились интересные случаи, происходящие с В.Высоцким в Париже. Подъехав к своему дому в Мезон-Лаффите, Высоцкий и Влади обнаружили, что запарковать машину негде. Влади вышла, а Высоцкий, найдя наконец место для парковки, начал. снимать дворники и зеркало. За этим занятием и застал его полицейский. Поскольку Высоцкий не мог ничего толком объяснить (его французский был в то время еще очень плох), страж порядка взял его за локоть и повел в полицию.

Высоцкий стал кричать: «Марина! Марина!»

МАРИНА вышла.

Полицейский сказал ей: «Он снимал зеркало и дворники. - «Так он из Москвы. Он русский». До того дошло: «Извините, мсье! Я не знал, что вы русский. Я знаю, что у вас это снимают».

Другую историю вспоминает известный польский актер Даниэль Ольбрыхский. Однажды они сидели в парижской квартире Марины Влади, и Высоцкий пел. Потревоженные соседи стали стучать в двери, тогда вся компания вышла на улицу, и Высоцкий запел снова.

Тут ему со смехом показали надпись на заборе: Chantier interdit! (игра слов: chantier interdit - «строить запрещено»; chanter interdit - «петь запрещено»).

«Володя уже понимал немного по-французски, знал, что chanter значит «петь», застеснялся и замолчал. Как водится у русских: запрещено - значит, запрещено. Вероятно, на секунду поверил, что у этого забора французы запрещают петь.»

В тот год состоялось знакомство Высоцкого с Жераром Депардье. «Меня познакомила с Владимиром Марина Влади, - позднее вспоминал французский актер. - Он пел мне свои песни, и хотя я не понимал ни слова, но чувствовал их. В Высоцком поражали открытость, щедрость души.»

Через много лет Депардье собирался исполнить одну из главных ролей в фильме «Каникулы после войны» по сценарию Высоцкого и Володарского.

К сожалению, идея так и не была воплощена в жизнь (сценарий в Госкино зарубили).

Париж, ноябрь 1977 г. "Город Парижск" В последние годы Высоцкий называл столицу Франции именно так - "город Парижск".

И расшифровывал это странное ироническое словосочетание: "Париж - это провинция". Правда, это было сказано в Нью-Йорке, в городе, который Высоцкого поразил.

Возникает вопрос: почему Париж, которым восхищались и "питались" несколько поколений русских поэтов, писателей и художников, стал для В.В. "провинцией"?

После первой поездки в Париж (на машине, через все Европу, вместе с Мариной Влади) - масса разнообразных впечатлений и множество рассказов близким и друзьям.

И возможность сравнивать. Высоцкий скажет Туманову: "После Парижа Москва - разграбленный город".

Париж, бульвар Генриха Четвёртого, дом 33. В этом доме жил Максим Ле Форестье, у которого неоднократно в гостях бывал Владимир Высоцкий. Вспоминает Вениамин Смехов: "Первый Володин приезд из Парижа: ну, город! Сплошной праздник. Карнавал лиц, веселья, искусства, любви, истории. От радости обрушил на товарищей град подарков. Мне достался гигантский черно-серый шарф, как плед. До сих пор в нем греется зимой моя дочь.

Второй приезд - и все наоборот. В обыденности растаяло очарование. Город серых клерков, скупердяй на скупердяе, жизнь посвящена добыче франка. Куда девались щедрость, доброта, безалаберность, где эта нежная влюбленность в свою историю. Будни быта, пробки на улицах, и пробкой делячества заткнуты души.

Конечно, их вскроют на Рождество, и они опять вспыхнут, запенятся и снова обманут новичков расчетливым, кратким простодушием карнавала. Расстроенный, язвительный, обманутый - таким мне помнится Владимир после вторичного посещения "вечного города".

Вначале В.В. мог ездить во Францию только один раз в год - в отпуск, потом он получил постоянный заграничный паспорт и возможность выезжать несколько раз. Марина Влади вводит Высоцкого в круг известных французских актеров, режиссеров, певцов, художников. В Париже живет самый близкий друг последних лет - знаменитый русский художник Михаил Шемякин. В 1977 году В.В. оставляет Шемякину записку, которая заканчивается так: "Мишенька! Я хотел бы жить здесь, потому что ты - здесь!" И все-таки ироническое - "город Парижск"! Почему? Вначале мешает "языковой барьер".

В "парижском дневнике" (дневниковые неоконченные записи 1975 года) читаем: "Очень меня раздражает незнание языка. Я все время спрашиваю: Что? Что? И это раздражает окружающих".

На эту же тему - из письма Ивану Бортнику (опубликовано без даты, но вероятнее всего, тоже - 1975 год): "Дорогой Ваня! Вот я здесь уже третью неделю. Живу. Пишу. Немного гляжу кино и постигаю тайны языка. Безуспешно. Память моя с трудом удерживает услышанное. Отвык я без суеты, развлекаться по-ихнему не умею, да и сложно без языка".

Это подтверждает и Марина Влади: "Ко всему прочему существует языковый барьер.

Для поэта это смертельно.

Ты словно стоишь двумя ногами на разных континентах, а они все дальше отходят друг от друга".

Париж, гостиница «Holiday Inn» на площади Республики. Здесь в ноябре 1977 г. жили актёры «Таганки» во время гастролей в Париже.

Париж, театр National de Chaillot, где в ноябре 1977 г. выступала «Таганка». Еще в 1973 году Высоцкий пишет: Ах, разность в языках, Не положенье - крах! Но выход мы вдвоем поищем - и обрящем. И в 1977 году - во время гастролей Театра на Таганке в Париже - В.В. уже переводит вопросы французского журналиста, который интервьюирует Ю.П.Любимова. А в конце жизни, по свидетельству Марины Влади, он свободно владеет французским языком - даже записывает на французском две свои песни (в переводе Максима Лефорестье). Вторая причина парижского "неуюта" - не пишется. Дневник 1975 года: "И думаю - зачем я здесь? Не пишется - или больше не могу, или разленился, или на чужой земле - чужое вдохновение для других, а ко мне не сходит?" Примерно в это же время Высоцкого спрашивают на концерте: "Что Вы написали в последнее время за границей?"

Он отвечает: "Пожалуй, ничего. И не из-за того, что мне там пришлось много ездить и болтаться. У меня было достаточно много свободного времени, чтобы работать - мне там не писалось. Наверное, нужно, чтобы что-то отложилось. А самое главное - даже не поэтому.

Я ничего не написал про Париж, например, - и особенно не хотелось". В 1975 - здесь часто упоминаемом году - Высоцкий из Парижа едет в Лондон - там работает его друг Олег Халимонов. В.Высоцкий в гостях у Халимонова впервые спел еще не законченную песню "Письмо к другу или Зарисовка о Париже": А, в общем, Ваня, мы с тобой в Париже Нужны, как в русской бане - лыжи.

Париж, Elysee Montmartre. Зал, где 15, 16 и 17 декабря 1977 г состоялись концерты Владимира Высоцкого. Вероятно, это связано с еще одним - важным для Высоцкого - обстоятельством. Вначале во Франции и вообще за границей его воспринимали только как мужа знаменитой Марины Влади.

Об этом она пишет в книге "Владимир, или Прерванный полет": ".Ты всего лишь иностранец, в лучшем случае - любопытное существо, приводящее в восторг на вечеринке, или даже просто муж известной актрисы". И если вначале этого было вполне достаточно, то со временем ситуация меняется: Высоцкий хочет быть интересным и значимым сам по себе. Недаром он так радуется успеху своих первых импровизированных выступлений на Западе - перед актерами труппы Питера Брука и на приеме в Голливуде.

Вероятно, только после выступления В.В. на этом приеме Марина Влади поняла, что теперь она при Высоцком, а не он при ней.

А вот как - глобально! - объясняет это несколько скептическое отношение В.В. к Парижу, к Франции, к французам Михаил Шемякин:

"Мы немного опоздали во Францию - это уже было не время Эдит Пиаф, Шарля Азнавура.

Когда я приехал в 1971 году, мне сами французы говорили: "Ты опоздал лет на пятнадцать. Это совсем другая эпоха".

Собственно, и у других народов так бывает".

в Париже - фото Шемякина

А в самые последние годы этот "внутренний разлад" становится еще заметнее, да и сам Высоцкий этого не скрывает. Вспоминает Михаил Шемякин: "Казалось бы - ну что еще парню надо? Живет в том же месте, где живет Ив Монтан, у жены его там колоссальное поместье, сад - деревья пострижены, и цветочки. А он мне звонит: Мишка, если не приедешь - повешусь! Потому что смотрю на эти деревья французские, и мне повеситься хочется! Что мне здесь делать?!"

Конечно, у этого "разлада" были и другие - более глубокие - внутренние причины. И, наверное, самая главная - отношения с женой. Проходит несколько спокойных лет - вначале сила воли и Марина удерживают Высоцкого от "уходов в пике" хотя бы в Париже. Потом действует "эспераль". Но В.В. срывается раз, второй. А в последние два-три года возникает проблема наркотиков. В 1977 практически на грани отмены первый парижский - афишный! - концерт Высоцкого в зале "Элизе-Монмартр".

Марина Влади: "И уже ничто не в силах сдерживать твои разрушительные импульсы.

В этом и заключается парадокс, невообразимый для нормального здорового человека: имея, казалось бы, все - ты буквально тонешь в отчаянии". Живу, не ожидая чуда, Но пухнут жилы от стыда, - Я каждый раз хочу отсюда Сбежать куда-нибудь туда. К 1980 году их отношения уже на грани разрыва.

"С Мариной уже не могу, но и без нее тоже не могу", - признается В.В. Барбаре Немчик.

Почти до самого конца Марина не догадывается, что главный ее враг - уже не водка, а наркотики. Высоцкий сам признался только в марте 1980 года. Кто знает, если бы он рассказал о наркотиках раньше, то вместе они сумели бы что-нибудь сделать.

10 июня 1980 года Высоцкий в последний раз улетает из Парижа.

МАРИНА ВЛАДИ: "Сил у меня больше нет. Мы далеки друг от друга. Ты в последний раз машешь мне рукой. Я больше не вижу тебя. Это конец". Так что за ироническим "город Парижск" скрывалась драма, если не трагедия. В мае этого же - последнего для него - года, в парижской наркологической клинике Шарантон Высоцкий пишет несколько стихотворений.

Одно из них начинается так:

Мог бы быть я при теще, при тесте,

Только их и в живых уже нет,

А Париж? Что Париж!

Он на месте.

Он уже восхвален и воспет.

Категория: Музыка
25.01.2019 23:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!