СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Понятие «личностное самоопределение» трактуется как определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев. Данное понятие используется во многих нормативных документах, в которых идет речь об образовательном и воспитательном пространстве. Однако, смысл и содержание данного понятия не раскрывается в полной мере. Это является одной из причин того, что в современной педагогической деятельности редко проводится систематическая целенаправленная работа по формированию у детей с раннего возраста умения определять свое настоящее и будущее.
Что понимается под самоопределением личности в педагогике и психологии? Для ответа на данный вопрос проведём краткий экскурс в раскрытие проблемы самоопределения зарубежными авторами. Так, А.Маслоу отмечал, что в творческой человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детской простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностями такого человека есть истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для нее - это труд, целью которой является достижение совершенства в том, что она призвана сделать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда занимается своим развитием (Маслоу А., 1967).
К.Роджерс считал, что в основе осознаваемого либо неосознаваемого выбора своего пути лежит соотнесение человеком своих желаний и стремлений. Сравнение «реального Я» и «идеального Я» позволяет индивиду актуализировать свой потенциал. Он отмечал, что, если индивид отказывается осознать значительную часть своего опыта, его творчество может быть патологической или социально вредной. Когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ее чувства осознаются, создано новое скорее будет творческим и для нее самой, и для других.
Э.Эриксон, описывая кризис, характерный для юношеского возраста, вводит понятие «идентичность», которое можно рассматривать как аналог понятия «самоопределение». Он понимает идентичность как тождественность самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). Идентичность - это чувство достижения, адекватности и владения личностью собственным «Я» независимо от изменения ситуации. Поиск идентичности (самоопределения), на его взгляд, не может осуществляться изолированно своим внутренним взором вглубь самого себя. Наряду с собственной идентичностью, личность формирует групповую идентичность, воспринимая и сравнивая себя со значимыми другими. Эриксон считает, что если молодой человек успешно справилась с поиском идентичности, то у нее появляется понимание кто она, где находится и куда идет.
К. Хорни отмечает, что для удовлетворения своих стремлений, иногда навязываемых общественными шаблонами, человек уже с детства вырабатывает основные стратегии, или личностные ориентации на других людей: движение к людям, движение против людей, движение от людей.
В отечественной психологии понимание самоопределения базируется на идее Л.С. Выготского о том, что изменение собственного поведения является фундаментом человеческой психики и сознания: субъект проявляется в том, что он делает и как творит. Поэтому он является тем, чем его сделала собственная деятельность, а по направлению его деятельности можно направлять и формировать его самого. Изменения нужно начинать с позитивного мышления и, почти за Выготским, позитивных действий.
Основываясь на активную преобразовательную функцию субъекта, в том числе преобразование сознания, мышления, С.Л.Рубинштейн рассматривает проблему самоопределения в свете выдвинутого им принципа детерминизма – «внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия». Ученый показал, что ключевым моментом в понимании феномена самоопределения является взаимодействие человека с окружающим миром. Такая активность характеризует человека как субъекта жизни.
Проблема самосознания, по С.Л.Рубинштейн, прежде всего, проблема определения своего образа жизни. Обобщая, можно выделить два способа существования человека: первый - это жизнь, которая не выходит за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. С.Л.Рубинштейн назвал человека субъектом собственной жизни. Личность активно строит условия своей жизни и свое отношение к нему. Ответом на вопрос, насколько достойным была жизнь, является осознание того, насколько ответственным был жизненный выбор. Жизненный путь человека не сводится к ее биографии, потому что история жизни человека откладывается не только в события или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность.
К.О.Абульханова-Славская обосновала принцип изучения личности с т.н. способа ее существования, получило название принципа жизнедеятельностных взаимоотношений личности. Центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление человека занять определенную позицию в жизни. К.А. Абульханова-Славская объединяет в понятии «жизненный путь человека» такие явления, как жизненная направленность (смысл жизни, жизненная философия, «линия жизни»), талант и жизненный опыт. Жизненный путь личности имеет единые для всех людей измерения, аспекты, проблемы, но способ их решения и воплощение глубоко индивидуален. Она вводит понятие «жизненное самоопределение» и понимает его как выбор жизненного стиля и образа жизни человека, предполагает высокую степень свободы выбора и диапазон маневра.
Говоря о личностном самоопределении ребенка, хотелось, в первую очередь указать на связь данного явления с процессом саморазвития. Если мы попытаемся учить «определять себя», то, следовательно, занимаемся побуждением к саморазвитию человека. К сожалению, данная закономерность не часто упоминается в работах отечественных и зарубежных исследователей. Не раскрываются общие законы саморазвития личности, на основе которых только и возможно самоопределение ребенка. С одной стороны, саморазвитие выступает тем процессом, который обеспечивает влияние со стороны педагогов, родителей, сверстников.
С другой стороны, саморазвитие является боле высокой ступенью совершенствования человека, когда он научается самостоятельно ставить перед собой цели направленного изменения, стремясь максимально реализовать индивидуальные способности. Самоопределение появляется на этапе приобщения ребёнка к основным нормам и правилам человеческой жизни и представляет собой умение самостоятельно выбирать те способы самореализации, которые соответствуя принятым в обществе формам проявления природных задатков человека, позволяют ему наиболее полно раскрыть свою индивидуальность и включают в себя два процесса.
Первый – определение тех правил и норм, которые человек считает нужным выполнять.
Второй- выявление и раскрытие тех способностей, которые позволяют достигнуть успехов в трудовой и иных видов деятельности.
Дети неосознанно выбирают то, что в большей степени соответствует их природным склонностям, поэтому они в той или иной мере усваивают те, или иные требования взрослых. Это основывается на индивидуальных предпочтениях, а взрослым необходимо постоянно побуждать ребёнка оценивать результаты собственных действий, определяя, что именно они дали ему лично, а также другим людям.
Так постепенно формируется первый элемент самоопределения: умение задумываться о конечных результатов действий и на этой основе ставить осознанную цель и совершать для её достижения определённые поступки.
При этом важно учить видеть себя измененного в результате приобретения новых знаний и умений. Взрослые при этом, стремятся побудить ребенка увидеть конечный позитивный результат его саморазвития в процессе приобщения к нормам культуры. Самоопределение становится элементов воспитания и обучения, в какой педагоги и родители стремятся у ребенка сформировать умение ставить цель и видеть происходящие изменения. В связи с этим важной задачей является использование механизмов мотивации, воли, терпения для выработки потребности в самостоятельности, получения желаемого результата. Ребенка хвалят только за те действия, которые являются благом для себя и других, а волевые навык выступают в качестве обязательного условия эффективного самоопределения личности. В том случае, если воля не сформирована, то человек осуществляет изменения в своей жизни лишь в мечтах.
Некоторым детям достаточно легко раскрыть свои индивидуальные качества, другим – значительно сложнее. В таких случаях, важная роль принадлежит дополнительному образованию, с ее разнообразной системой студий, кружков, объединений, занимаясь в которых каждый ребенок получает возможность раскрыть свои задатки.
Занимаясь в вокальной студии Дворца «Жемчужина» дети получают возможность развить музыкальные, поставить голос, научиться творчески и продуктивно исполнять сложные вокальные партии, приобрести положительный духовный опыт, развить положительные черты и свойства личности.
Постепенно происходит совершенствование эмоциональной сферы занимающихся детей. Воспитывается их художественный, музыкальный, эстетический вкус. Жестикуляция, исполнение песен с сопутствующими движениями помогает легче войти в образ, ощутить музыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением, способствует развитию чувства ритма. Основываясь на последних разработках в области педагогики (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур и др.), нами была разработана модель педагогического сопровождения музыкально-творческой самореализации (МТС) подростков в системе дополнительного образования. Она воспроизводит реализацию содержания компонентов МТС, осуществления комплекса внутренних и внешних условий и применения принципов, форм, методов педагогического сопровождения на каждом этапе обучения, обеспечивающие при тесном взаимодействии учащегося и педагога, воплощение в жизнь поставленной цели и получения результата в виде достижения каждым подростком наиболее высокого уровня МТС.
Цель данной модели ориентирована на обеспечение МТС подростков в пространстве УДО, для осуществления которой учащимся необходимо: осуществлять самоопределение и самопознание, осознавать личностные потребности и мотивы самореализации, проектировать собственную деятельность, включать самообразование в систему предпрофессиональной самоподготовки, оценивать объективные и субъективные результаты МТС, анализировать свои новые возможности и потребности.Для успешной актуализации компонентов музыкально-творческой самореализации в пространстве дополнительного образования нами были выявлены необходимые педагогические условия:
— внешние (формирование положительного отношения к МТС, формирование умений осуществления МТС, создание ситуации самоутверждения);
— внутренние (направленность учащегося на МТС, овладение умениями МТС, рефлексия результатов МТС).
Для этого педагог составлял карту интересов ребенка, побуждал к свободному выбору деятельности, помогал в составлении краткосрочных творческих планов, организовывал ситуации осознания воспитанниками себя в качестве субъектов музыкальной деятельности. Музыка сопровождает человека в той или иной мере всю его жизнь. Пение является в свою очередь, одной из самых органичных форм выражения эмоций, переживаний, воплощенных в художественную форму.
Искусство пения, таким образом, – это не только рожденный обществом мощный способ общения, ценностного переживания явлений действительности, что возвышает и обогащает душу человека, но и продуктивный способ детского самоопределения.
Источники информации:
© 2019, Кочарян Алиса Геннадьевна 478