СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние традиций семейного музицирования на процесс музыкального образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние традиций семейного музицирования на процесс музыкального образования.

Цель: Возрождение традиций домашнего музицирования для повышения уровня музыкального воспитания.

Задачи: 1. Создание положительной мотивации у детей и их родителей к домашнему музицированию.

2. Через семейное музицирование развитие у детей интереса к занятиям по предметам музыкальной школы (инструмент, хор, вокал и т. д.).

3. Помочь начинающим музыкантам раскрыть их творческие способности.

Возрождение традиций особенно актуально в настоящее время как в духовно-нравственной сфере, так и в сфере воспитания детей, их общего и музыкального образования. Положение в культуре, в частности музыкальной, таково, что вызывает тревогу и опасение. Засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности, а, зачастую, и потребности в общении с лучшими образцами мировой музыкальной культуры.

Положительную роль в деле подъёма музыкальной культуры сыграет, на наш взгляд, возрождение традиций домашнего музицирования – области музыкальной деятельности, почти утраченной к настоящему времени.

Практически у всех людей знакомство с музыкальным искусством — будь то пение, танец или игра на инструменте — начинается в семье.

Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки.

Семья – первичный источник музыкального опыта ребенка, та музыкальная среда, в которой он проводит большую часть своей жизни. Привычки, полученные в семье, остаются у него на всю жизнь.

Ценностные ориентиры семьи в области искусства формируют музыкальные вкусы ребенка. Позиция семьи определяет успешность получения ребенком музыкального образования.

"Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Я часто певал с ним вместе; а затем и сам начал подбирать на фортепиано услышанные от него пьесы с гармонией", — вспоминал Н.А. РимскийКорсаков.

Из поколения в поколение души людей питал фольклор, заменявший оперу и симфонический оркестр. Дети, услышав первые колыбельные, 2 подрастая, сами начинали петь колядки, веснянки, запевки, считалки, слушали пение взрослых. Не было для крестьянского ребенка лучшего учителя музыки, чем народная песня и обряд. А путь к ним начинался в родной избе от песен, причетов и веселушек родной бабушки.

Появление в наших домах средств аудио- и видеозаписи даёт немало в деле музыкального воспитания и просвещения, но никак не заменяет радости самостоятельного активного участия в процессе воссоздания музыкального произведения.

Традиция семейного музицирования существовала с давних времен. Иоганн Себастьян Бах писал для своих многочисленных детей небольшие музыкальные произведения, которые они потом исполняли в семейном кругу. А для своей жены Анны Магдалены он написал известный сборник пьес, по которым она, певица, училась играть на фортепиано. Кто знает, может быть эти домашние музыкальные вечера создали благоприятную атмосферу для развития таланта четырех сыновей Баха, ставших известными композиторами.

Принято считать, что рождение светского музицирования в России началось с введения Петром I ассамблей. Музыка звучала во время танцев, застолий, объединяла людей, способствовала непринуждённости в общении. Но новые формы музицирования коснулись, прежде всего, небольшой дворянской верхушки, дети которой стали обучаться пению и игре на музыкальных инструментах у приезжих немецких и итальянских музыкантов. Некоторые дамы неплохо играли на клавесине, а вельможи Меньшиков, Головин и др. заводят у себя оркестры.

В XVIII веке основным источником музыкальной жизни России было усадебное музицирование. В дворянских домах владельцев крепостных музыкантов создавались театры, хоровые капеллы, оркестры (роговой или камерный). Тогда же появляются крепостные театры. Самыми знаменитыми считались театры графа Н.П.Шереметева и А.Р.Воронцова, где было поставлено более пятидесяти опер и исполнено огромное количество инструментальной музыки западноевропейских композиторов. Музыка здесь была уже не только развлечением, но и эстетической культурной потребностью. Много и охотно музицировали и сами дворяне. Часто на музыкальных вечерах рождалось новое произведение: песня или романс, сочинённые любителем-поэтом и любителем-композитором.

Ведь «не одними великими композиторами и виртуозами живёт музыка. Она держится и существует её звучанием во всех кругах общества и множеств её безымянных сочинителей, отвечающих на потребности своего круга» (Б.Асафьев).

Тогда же впервые широко распространилась продажа нот. Выбор был весьма широким и мог удовлетворить запросы всех слоёв населения – от любителей народных песен до театралов. Большой популярностью пользовались сборники танцевальной музыки отечественных композиторов: Жилина, Есаулова, Титова, Трутовского, Бортнянского. Эти салонные миниатюры, простые для исполнения, «образовывали уши публики, готовя их к восприятию более сложных произведений последующих композиторов» (Б.Асафьев). В газетах всё чаще встречаются объявления о концертах русских песен, русской музыки, о концертах русского композитора Д.Кашина.

В произведениях русских писателей XVIII века нередко можно найти зарисовки домашнего музицирования. Например, в пьесе Лукина «Награждённое постоянство» встречаем следующий диалог:

Иван (слуга): Клавесинист, сударыня, в зале Вас ожидает …

г. Старосёлова: Поди, Клеопатрушка, протверди урок свой …

В «Ябеде» В.В.Капниста дочь чиновника поёт и играет на арфе гостям. Юноша Денис Фонвизин пишет из Петербурга родным: «… все те миноветы, которые играют в маскарадах, и я играю на своей скрипке пречудным мастерством. Да, нынче попалась мне на язык русская песня, которая с ума нейдёт: «Из-за лесу тёмного» … И теперь я пел; а натвердил её у Елагиных. Меньшая дочь поёт её ангельски».

Обучение музыке считалось неотъемлемой частью общего образования. Ребенок обязательно учился играть на каком-либо музыкальном инструменте или петь. Домашние концерты устраивались во всех образованных семьях. Музыка создавала атмосферу дома, делала гармоничнее отношения в семье. Собравшись вместе дети и родители разучивали любимые произведения. Раньше и дома строились так, что в доме, в гостиной была небольшая сцена для домашнего театра.

Одним из любимых развлечений при дворе и в помещичьих усадьбах было исполнение крестьянских песен. Народное творчество бытовало во всех слоях русского общества. Большое удовольствие музыкантамлюбителям доставляло пение хором, пусть и небольшим, духовных произведений.

В XVIII веке зарождаются первые творческие сообщества, кружки интеллигенции. Наиболее значительным был кружок, собиравшийся в доме Николая Александровича Львова – поэта, автора оперных текстов, архитектора, собирателя народного творчества, знатока античной и современной европейской культуры, изобретателя, музыканта-любителя. Кроме постоянных членов кружка: Г.Р.Державина, В.В.Капниста, 4 И.И.Хемницера, М.Н.Муравьёва, частыми гостями были многие писатели, поэты, музыканты. Здесь всегда звучала музыка, в особенности часто – русская народная песня.

Страстный поклонник народного музыкального творчества Н.А.Львов в содружестве с Я.Б.Прачем издали сборник песен, предназначенный любителям музыки. В него входили как русские народные песни, так и песни из российских опер и комедий, а также украинские, цыганские песни, которые становились всё более популярными; их распевали любители музыки под аккомпанемент гитары и фортепиано.

В XIX веке домашнее музицирование входит в быт и приобретает более массовый, демократический характер.

Настоящим культурным центром Москвы 20-х годов был дом братьев Вильегорских. С отроческих лет и Михаил, и Матвей вместе с отцом играли в струнном квартете. Почти каждую неделю братья устраивали концерты, в которых принимали участие профессиональные музыканты и любители. Их дом посещали такие знаменитости, как: Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Шуман, П.Виардо-Гарсиа, а в своём имении Фатеевка М.Вильегорский разворачивает широкую концертную деятельность. За четыре месяца здесь прошло 33 концерта, в которых выступали и сами братья, прекрасные музыканты, и их соседи – помещики, вольнонаёмные и крепостные музыканты. «Едва ли можно встретить в России что-либо, подобное сим концертам, где бы соединились и выбор сочинений, и достоинство музыкантов, и точность исполнения …», – пишет В.Ф.Одоевский в 1824 г.

Своеобразными «академиями изящных искусств» на дому были музыкальные салоны В.Одоевского, З.Волконской. Знамениты были «четверги» Вельтмана, у которого можно было увидеть весь цвет литературной и артистической Москвы. Здесь читали стихи или новую, только что вышедшую повесть, слушали недавно сочинённую композитором пьесу, обсуждали пути развития отечественной культуры и искусства. Часто концерты устраивались силами детей и молодёжи.

О музыкальных вечерах у А.Дельвига, где он сам исполнял песни и романсы, а на фортепиано играла его жена и гости, оставил воспоминания А.С.Пушкин в стихотворении «Признание»:

И Ваши слёзы в одиночку

И речи в уголку вдвоём,

И путешествие в Опочку,

И фортепиано вечерком.

Домашнее музицирование описал И.С.Тургенев в романе «Дворянское гнездо». Центральное место в исторически правдивых зарисовках музыкального быта рядовой дворянской семьи занимают образы пианистов- 5 любителей: это юная Леночка, разучивающая гаммы со старым учителем музыки Христофором Теодором Леммом; Елизавета Михайловна, учившаяся, как и множество русских девушек, игре на фортепиано, исполняющая в четыре руки с Паншиным произведения Бетховена; это и Варвара Павловна, одарённая и хорошо подготовленная пианистка, которая могла исполнить произведения Тальберга, Герца, И. Штрауса, затем спеть «арию из Лючии и кокетливо сказать французскую ариеттку».

Большой известностью пользовались музыкальные собрания в среде учёных. Выдающийся терапевт, профессор Медико-хирургической академии С.Боткин был большим поклонником музыки, неплохо играл на виолончели. В своей квартире он устраивал по субботам музыкальные вечера, на которые собирались учёные, литераторы, музыканты. Молодые учёные Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров, И.М.Сеченов, А.П.Бородин, свободное время отдавали, главным образом, домашнему музицированию.

Творческое содружество страстных любителей музыки: М.Балакирева, профессора инженерной академии Ц.Кюи, военного офицера М.Мусоргского, учёного-химика А.Бородина и морского офицера Н.Римского-Корсакова составило славу нашего Отечества. Они собирались раз в неделю «помузыканить». Играли произведения классиков и свои сочинения, обсуждали, спорили, поддерживали друг друга. В творческом общении формировалось мастерство будущих композиторов, определялась идейная направленность искусства великих русских музыкантов. Этот факт ещё убедительнее подтверждает мысль о том, что только в культурной творческой музыкальной среде возможно появление гения.

Большую роль сыграло домашнее музицирование в становлении композиторского дарования С.Прокофьева. Его мать была неплохой пианисткой и часто устраивала домашние концерты с участием всех членов семьи. А силами родных и крестьян в имении Раевских была поставлена первая опера маленького Серёжи.

Революция 1917 г. во многом изменила музыкальный быт России. Эмигрировала большая часть интеллигенции, музыкантов, композиторов, и традиции домашнего музицирования были почти утрачены. Сохранились лишь небольшие очаги, которые не дали угаснуть этому виду музыкальной деятельности. Так, в семье Шостаковичей музыка была желанной гостьей. Этому способствовала и пианистка-мать, и любитель пения – отец. На музыкальных вечерах в этом доме исполнялись романсы, песни и даже опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин». А у соседа Шостаковичей, инженера по профессии, устраивались вечера камерной музыки, где исполнялись квартеты и трио Гайдна, Моцарта, Бетховена, Бородина, Чайковского.

Первым популярным практическим пособием по овладению навыками такого рода деятельности стал сборник М.Баренбойма «Путь к музицированию», затем появились книги, сборники нот, методики и школы аналогичной направленности. Среди наиболее интересных: книга А. Клёнова «Там, где музыка живёт», цель которой – «помочь родителям в музыкальном воспитании ребёнка, в организации семейных музыкальных вечеров, в создании домашних фонотек»; методики Т.Л. Беркман, Л.Г.Арчажниковой, Т.Смирновой. В нотных сборниках Т.Смирновой предлагается так же и обширный репертуар для домашних концертов.

Домашнее музицирование необходимо в семье вовсе не для того, чтобы выпестовать музыканта. Музыкант — призвание, осознать которое может только сам человек. Не ради этого быт семьи должен быть наполнен музыкой. Дело, по-видимому, в том, что ни один другой вид искусства не может так возвысить культуру человеческого чувства, так расцветить и обогатить человеческое восприятие, как искусство музыкальное. Но нет при этом более сложного вида искусства, требующего особого усердия и при музицировании, и при восприятии.

14.07.2020 19:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!