СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал В.А. Сухомлинский. Требования нового стандарта образования влекут за собой и разработку новых уроков взамен так называемых «традиционных».
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. В рамках этого подхода развитие личности школьника обеспечиваются, прежде всего, через формирование УУД,которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Подробно останавливаться на понятии «УУД» сейчас не считаю необходимым, замечу только, что овладение этими самыми УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, то есть умения учиться.Урок, как основная форма обучения в школе на сегодняшний день, соответственно должен обеспечить этот процесс.А для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, нам, учителям, необходимо научиться их организовывать и управлять ими.
Различия традиционного урока и урока современного типа подробно описаны в разных источниках и на них я останавливаться сейчас не буду. Скажу лишь, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке - хороший урок тот, где сложилась деятельность ученика, а не деятельность учителя. Предполагается, что теперь ученик становится главным деятелем на уроке, вместо присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроках традиционного типа. Однако, элементы самостоятельного поиска знаний учащимися присутствовали в работе хорошего учителя всегда. Ещё К.Д. Ушинский говорил «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.» То есть идея системно-деятельностного подхода далеко не нова, она лишь получает очередной толчок для своего развития.
Говоря о проблемах введения в ФГОС в урочной деятельности, хочется выразить мнение к.п.н., заслуженного учителя России (старшего методиста Лицея «Физико-техническая школа» Академического университета РАН) Валерия Адольфовича Рыжика, который говорит о том, что образование состоит из трёх частей: воспитания, просвещения и обучения. Воспитание – это передача системы ценностей. Просвещение – это передача ребёнку системы знаний, суммы фактов. Обучение – передача умений, умения решать задачи, находить информацию, ответы на вопросы. Увлекаясь обучением в данном смысле, есть опасность забыть о просвещении, т.е. за «метапредметом» потерять «предмет». Учащиеся формулируют, планируют, анализируют, оценивают и т.д., однако, места таким глаголам, как «выучить», «вызубрить», «пересказать» нет, в то время как для усвоения фактологического материала эти действия необходимы, по крайней мере, на уроках английского языка. И здесь возникает проблема – как средствами системно-деятельностного подхода мотивировать школьников на такие не популярные в последнее время, но такие необходимые действия по заучиванию материала.
Скорее всего, учить что-либо тем интереснее, чем быстрее есть наглядный результат этого учения. Таким образом, теория должна самым тесным образом сотрудничать с практикой, где представится возможность продемонстрировать эти знания и оценить степень их необходимости в жизни. Возможно, для этого понадобится пересмотреть взгляд на расписание уроков и попробовать вводить так называемые модули или блоки, в рамках которых будут соседствовать как урочная, так и внеурочная деятельность – то есть теория и практика.
Однако, что ещё можно и нужно сделать, чтобы повысить эффективность урока по ФГОС?
© 2015, Мамуркова Наталия Валерьевна 1186