СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние критического мышления на развитие познавательной активности и мышления школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критическое мышление - это методики, которые можно использовать как на уроках биологии, так и на уроках истории, литературы, географии, химии, особенно при изучении тем, касающихся экологии. Уроки в режиме КМ дают в конечном итоги многое. Во-первых, формируется негативное мышление к нездоровому образу жизни, во- вторых, создаётся некая гражданская позиция у школьников, а следовательно воспитывается патриотьизм, в- третьих ученики свободно высказывают свои мысли и развивают коммуникабельность и культуру речи.

Всего методик критического мышления около 50. Остановлюсь лишь на некоторых. Учитывая, что урок в режиме КМ делится на 3 этапа: пробуждение, основная часть и рефлексия отмечу, что наиболее простыми для начинающих являются на первом этапе пятистрочие и свободное письмо. В первом случае ученики выделяют ключевое слово урока и по специальной методике пишут о нём всё, что им известно. В случае свободного письма дети в свободной форме пишут 5 минут всё. что знают по этой теме, затем делятся информацией в микрогруппах и выбирают для озвучивания наиболее  удачные работы. В основном этапе для начинающих можно начать с таблицы помет. Если дети хорошо владеет работой с текстом, им даётся специальнпя таблица. в которой они делают пометки. Галочкой отмечают знакомую информацию, + новая информация, ? непонятная информация, ! хочу знать больше. Для подвижных детей можно использовать методику "Жигсо". Класс делится на микрогруппы, прорабатывают свои темы, азатем со своими темами идут в другие группы и рассказывают им материал. Очень эффектно получается. Дети учат друг друга. При объёмном материале эффективен "Кластер", что означает гроздь винограда в переводе с английского. Выстраивается схема понятий, например: размножение: половое и бесполое. Бесполое: вегетативное и почкование и т.д. При обсуждении некоторых аспектов, которые можно рассматривать с двух позиций, используется методика "Дневник двойной записи". Например утверждение : Активный образ жизни полезен. Слева в столбик записывают аргументы, доказывающие это утверждение, справа находят и записываю опровергающие аргументы. При изучении организма человека это можно активно использовать. При изучении экологии в старших класса можно использовать методику разноуровневых вопросов таблицы Блума или академический спор. Первая помогает постоянно выходить на более высокий уровень ученикам. Вопросы по теме составляет сам учитель: первый уровень простые ( можно на репродукцию), второй уровень на сравнение, третий уровень творческий, либо на обобщениие. В академическом споре ученики высказывют свою позицию в наиболее острых аспектах экологии. Например проблема экологическая обмеление реки Иртыш решается по схеме: 1 Чёткое название проблемы 2 Возможный прогноз развития ситуации 3 Возможные пути решения. Ученики предлагают свои варианты, отбирают лучшие, понимают, что в споре рождается истина. Вот лишь некоторые методики, позволяющие актививизировать и мышление и речь учащихся. На этапе рефлексии можно вновь использовать пятистрочие и свободное письмо, только они будут другого содержания. Если Вас заинтересовало, я готова делиться и дальше. 

С уважением учитель высшей категории ГУ СОШ №7 города Аксу Павлодарской области Коробейникова Елена Юрьевна

Категория: Биология
02.01.2015 09:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!