СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние уроков технологии на гендерные особенности выбора будущей профессии учащихся сельских общеобразовательных школ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВЛИЯНИЕ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ НА ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Отношение к учебной деятельности старшеклассников является одним из существенных факторов психологического развития личности учащихся старших классов.

Старший школьный возраст или ранняя юность – завершающий возрастной период в ряду детских возрастов, ведущей деятельность которого является учебно-профессиональная деятельность, выступающая как подготовка к будущей жизни. Усвоение отдельных основных науки инициирует выбор будущей профессиональной деятельности. У старшеклассников меняется отношение к отдельным предметам, учебные интересы и склонности становятся более определенными, более четко выраженными, что существенно сказывается на личностном развитии.

По мнению Крутецкова В.А. «Познавательные интересы в старшем школьном возрасте приобретают более широкий, устойчивый и действенный характер. Школьников отличает широта и разносторонность интересов: возрастает интерес к технике, естествознанию, общественно-политическим вопросам, философско-этическим проблемам (чести, жизненной цели, счастья, долга, любви, дружбы), спорту. О широте и разносторонности интересов свидетельствует огромное количество самых разнообразных вопросов, которые юноши и девушки задают во время лекций, бесед, встреч с учеными» [3].

Заметно развивается и совершенствуется способность к переключению и распределению внимания. Последнее, в частности, сказывается в формирующемся умении одновременно и слушать объяснения учителя, и вести запись лекции-беседы, следить и за содержанием, и за формой своего ответа. Старшие школьники гораздо больше, чем подростки, способны противостоять отвлекающим раздражителям, действующим на них в процессе учебнойиработы.

Избирательность внимания у некоторых учащихся проявляется и в том, что, воспринимая учебный материал, они всегда стараются оценить его значение, воспринять его через призму практической значимости. Установив, что данный раздел важен, ученик активно воспринимает его. Если же школьнику кажется, что материал несущественный, он ослабляет свое внимание. Интересно, что эта своеобразная пульсация внимания нередко происходит непреднамеренно: старшеклассник не всегда отдает себе отчет в колебаниях собственного внимания. Обычно внимание старшего школьника непроизвольно сосредоточивается на предмете именно тогда, когда речь идет о применении на практике определенных знаний из этой области.

Под влиянием специфической организации учебной деятельности существенные изменения происходят в мыслительной деятельности старших школьников, в характере умственной работы. Все большее и большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, написание рефератов, все чаще и чаще старшему школьнику приходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале, в результате чего мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер. Мыслительная деятельность характеризуется более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубокие выводы, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Все это является предпосылкой формирования теоретического диалектико-материалистического мышления и способности к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития [3].

Поэтому, в ходе обучения школьников, происходит развитие мышления сопровождаемое культурой роста их речи, направленное на формирование умения правильно выражать свои мысли, что в свою очередь усложняет структуру речи и происходит обогащение словаря школьника. [5].

Таким образом, свое обучения школьник овладевает навыком самостоятельно мыслить, овладевает методикой и техникой самостоятельной умственной работы. В числе особенностей отношения к учению старших школьников также следует отметить избирательное отношение к учебным предметам.

Учащиеся МБОУ СОШ д. Болотня – ученики, у которых проводились совместные уроки по технологии с 7 класса. Учащиеся МБОУ СОШ п. Мирный – ученики, у которых было разделение труда на уроках технологии. Мы предположили, что разные системы преподавания предмета «Технология» в сельских школах оказывают влияние на выбор будущей профессии учеников старших классов.

Чтобы доказать теоретическое обоснование этой проблемы, мы решили провести эмпирическое исследование, которое проводилось на базе МБОУ СОШ д. Болотня и МБОУ СОШ п. Мирный.

В исследовании приняли участие 10 девушек и 10 юношей 11 класса МБОУ СОШ д. Болотня и 11 девушек и 9 юношей МБОУ СОШ п. Мирный. Общее количество выборки составило 20 старшеклассников МБОУ СОШ д. Болотня. В исследовании использовалась методика «Анкета интересов -120» под редакцией В.Г. Асеева.

Данная анкета предназначена для выявления интересов и склонностей учащихся. Общий вывод о преобладании определенного интереса делается на основании сравнения баллов, полученных в сумме по каждой области знания и деятельности. В результате по группе обследованных школьников выявляется один или группа ведущих интересов [1].

Сравнивая полученные результаты, распределим ответы старшеклассников МБОУ СОШ д. Болотня – юношей на вопросы «Анкета интересов -120» по степени значимости в таблице 1.

Таблица 1. Распределение ответов учащихся МБОУ СОШ д. Болотня по шкалам по степени значимости для первой группы испытуемых - юношей.

Область деятельности

Ранг

1.Математика

15

2.Химия

14

3.Физика

8

4.Электрорадиотехника

3

5.Техника

2

6.География и геология

6

7.Биология и с/х хоз-во

4

8. Филология и журналистская деят-ть

7

9.История и общественная деят-ть

5

10.Педагогическая и воспитательная работа

12

11.Медицина и врачебная деят-ть

9

12.Сфера обслуживания

10

13.Искусство

13

14.Юриспруденция

11

15.Спорт и военное дело

1

Далее распределим ответы старшеклассников МБОУ СОШ п. Мирный по степени значимости в таблице 2.

Таблица 2. Распределение ответов учащихся МБОУ СОШ п. Мирный по шкалам по степени значимости для первой группы испытуемых - юношей.

Область деятельности

Ранг

1.Математика

14

2.Химия

15

3.Физика

7

4.Электрорадиотехника

3

5.Техника

1

6.География и геология

6

7.Биология и с/х хоз-во

4

8. Филология и журналистская деят-ть

8

9.История и общественная деят-ть

5

10.Педагогическая и воспитательная работа

12

11.Медицина и врачебная деят-ть

9

12.Сфера обслуживания

10

13.Искусство

13

14.Юриспруденция

11

15.Спорт и военное дело

2

Далее распределим ответы старшеклассницМБОУ СОШ д. Болотня –на вопросы «Анкета интересов -120» по степени значимости в таблице 3.

Таблица 3. Распределение ответов учащихся МБОУ СОШ д. Болотня по шкалам по степени значимости для второй группы испытуемых -девушек.

Область деятельности

Ранг

1.Математика

4

2.Химия

13

3.Физика

12

4.Электрорадиотехника

8

5.Техника

6

6.География и геология

10

7.Биология и с/х хоз-во

15

8. Филология и журналистская деят-ть

11

9.История и общественная деят-ть

5

10.Педагогическая и воспитательная работа

1

11.Медицина и врачебная деят-ть

14

12.Сфера обслуживания

3

13.Искусство

1,2

14.Юриспруденция

7

15.Спорт и военное дело

9

Далее проанализируем ответы старшеклассниц МБОУ СОШ п. Мирный по степени значимости в таблице 4.

Таблица 4. Распределение ответов учащихся МБОУ СОШ п. Мирный по шкалам по степени значимости для второй группы испытуемых -девушек.

Область деятельности

Ранг

1.Математика

4

2.Химия

13

3.Физика

14

4.Электрорадиотехника

8

5.Техника

6

6.География и геология

10

7.Биология и с/х хоз-во

15

8. Филология и журналистская деят-ть

11

9.История и общественная деят-ть

5

10.Педагогическая и воспитательная работа

1

11.Медицина и врачебная деят-ть

12

12.Сфера обслуживания

3

13.Искусство

2

14.Юриспруденция

7

15.Спорт и военное дело

9

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что для юношей МБОУ СОШ д. Болотня и МБОУ СОШ п. Мирный наиболее значимыми являются такие области знания, как спорт и военное дело, знания в области техники и электрорадиотехники. К отвергаемым относятся такие предметы, как математика, химия и искусство. Для девушек наиболее значимыми являются такие области знания, как педагогическая и воспитательная деятельность, сфера обслуживания и математика. К отвергаемым относятся такие области знания, как биология и сельское хозяйство, медицина и врачебная деятельность.

Таким образом, можно сделать вывод, что разделение труда на уроках технологии в сельских школах не оказывает влияния на гендерные особенности выбора будущей профессии старшеклассников.

19.12.2017 23:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП