СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние занятий плаванием на некоторые жизненно важные системы организма учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плавание – это прекрасное средство оздоровления, закаливания организма и развития его приспособительных возможностей. Выбор упражнений в воде намного богаче, чем на суше. При выполнении упражнений в воде работает большая группа мышц, что препятствует отложению солей, которые могут вызвать остеохондроз.

Специфика условий для занятий плаванием (повышенная влажность, микроклимат бассейна) особенно благоприятны для людей с бронхиальной астмой. При плавании приступов астмы обычно не возникает, тогда как во время бега их вероятность выше. Практическое отсутствие нагрузки на суставы и позвоночник позволяет успешно использовать этот вид мышечной деятельности при заболеваниях позвоночника (нарушение осанки, сколиоз, деформация). Воздействие водяных ванн в сочетании с ритмическими движениями и дыханием улучшает обмен веществ. Это положительно сказывается на детях, страдающих ожирением. Преподавателям лечебно-физической культуры, ведущим занятия с детьми в бассейнах, следует знать особенности физиологии и анатомии ребёнка. Рассмотрим, как влияют занятия плаванием на некоторые жизненно важные системы детского организма.

У детей младшего и среднего дошкольного возраста сращение частей решетчатой кости и затылочной (основной) кости обеих половин черепа, окостенение слуховых проходов и носовой перегородки не завершены. Между костями черепа ещё сохраняются хрящевые зоны, так как продолжается формирование головного мозга. Эти возрастные особенности необходи

мо учитывать при проведении физических упражнений и занятий по плаванию, потому что даже саамы лёгкие ушибы в области носам и уха могут привести к травмам.

Активно развивается позвоночник ребёнка. Химический состав и строение связочного аппарата и межпозвоночных дисков обуславливают его высокую эластичность и подвижность. Правильное и своевременное укрепление костной системы позволит избежать искривления позвоночника, стоп, поэтому с помощью специальных упражнений и плавательных движений можно предупредить плоскостопие.

Формирование скелета у младших школьников тесно связано с развитием мышечной системы. Мускулатура ребёнка также, как и его скелет несовершенна. Мышцы составляют 20 – 22 % от веса всего тела. У младших школьников мышечная система развивается неравномерно: относительно слабы мышцы, живота, задней поверхности бёдер, мелкие мышцы глаз, стоп, шеи, кистей, особенно у девочек малосильны мышцы плечевого пояса и рук, по сравнению с мышцами ног. В основном идёт развитие длинным мышц. От их состояния зависит уровень быстроты движения и гибкости у ребёнка. Скорректировать равномерное развитие мышечной системы у детей можно в ходе занятий плаванием, во время которого в работу вовлекаются все основные группы мышц. При плавании позвоночник принудительно выпрямляется, мышцы рук и ног ритмично напрягаются и расслабляются. При любых движениях в воде руки принимают в них активное участие. Особенно характерно это для плавания кролем на груди и на спине, при котором поперечные движения рук в воде и над водой влияют на гибкость позвоночника. Следовательно, плавание является средством профилактики и лечения нарушений осанки. При погружении в воду вес ребёнка уменьшается почти втрое, от чего ребёнок не принимает чрезмерных усилий для передвижений в водной сфере. А это в свою очередь облегчает работу сердца. Давление воды на тело ребёнка способствует движению венозной крови от периферии к сердцу, облегчает присасывающую функцию грудной клетки и создаёт благоприятные условия для деятельности правого предсердия и правого желудочка. В результате преобладания нагрузок, к которым организм детей подвергается в процесс регулярных занятий плаванием, укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков сердца, а так же равномерно увеличивается объём его полостей. В следствие этого сердце приобретает способность работать экономично, что улучшает деятельность всей детской системы кровообращения. Занятия плаванием являются лучшим средством повышения функциональных возможностей дыхательной системы. Известно, что одним из самых трудных моментов при овладении навыком плавания является регуляция дыхания. Плавание требует от детей полной перестройки обычного дыхания, которое связано с циклом движений и выполняется в строго определённый момент. Поэтому только хорошая техника дыхания обеспечивает необходимое ритмичное поступление кислорода. Вследствие этих процессов укрепляются все мышцы органов дыхания. Занятия плаванием способствуют лучшему усвоению питательных веществ детским организмом. После занятий процесс обмена и выделения протекает более совершенно. Мышцы брюшного пресса и тазового дна укрепляются у детей улучшается аппетит. Рекомендуемая специалистами температура воды в бассейнах обычно ниже температуры учащихся, поэтому совершенствуя аппетит терморегуляции, занятия плаванием оказывают благотворный закаливающий эффект.

Галиахметов Рашит Гусманович

Статья была взята из другого источника

Категория: Физкультура
11.06.2016 08:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!