СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мои размышления посвящены проблеме обучения русскому языку в школе. Я предлагаю подойти к решению этой проблемы не через традиционный знаниевый подход, а через формирование отношения к предмету, отношения, основанного на понимании. Всё начинается с любви. Любовь движет миром. Она вдохновляет, созидает, одухотворяет…Быть влюбленной для меня значит быть очарованной. Ведь именно «очарованность» позволяет нам чувствовать себя счастливыми. …. А можно ли любить родной язык? Результаты экспресс-анкетирования показали, что русский язык не самый любимый предмет в школе. А почему? Разве не возможно почувствовать его очарование и полюбить его? Сколько интересных предметов - целых научных миров изучается в школе. А если попробовать заглянуть в них через призму слова «язык»? Что мы представляем себе, говоря о «языке химии»? Таинственные превращения в пробирках, все шипит, меняет цвет… «Язык математики» – поиск, напряжение мысли, и как логично и красиво решение! «Язык истории» - даль прошлого, древние цивилизации. «Язык географии» – столько стран и народов, как велик и разнообразен мир! Но возможно ли было бы существование всех этих формул, символов, знаков без обычного облачения их в слово, без нашего русского языка? Язык – это не только правила, диктанты, ошибки. В языке есть всё: и чудесные превращения, и красивая логика, и даль истории, и разнообразие стран и культур. Надо только прислушаться. Можно ли сделать интересным строгое грамматическое правило? Можно ли вообще построить обучение так, чтобы ученика не покидало ощущение новизны? Конечно, можно, если научить слышать и чувствовать родной язык, потому что он достоин восхищения, он живой, как сама жизнь. «Каждый язык – это храм, в котором бережно хранятся души говорящих на этом языке» Почему необходимо изучать родной язык? Родной язык не выбирают. Но именно то, что мы не выбираем, во многом определяет нашу судьбу. На уроке русского языка мы с ребятами попробовали представить значение родного языка в жизни человека в виде осязаемой картинки. У нас возник замечательный образ. Человек, который задумался о родном языке, чем-то похож на рыбу, которая пытается понять свойства воды. Как рыба не может жить без воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. На языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем решения. И если несвободное дыхание – это угроза жизни, то несвободное владение языком – это угроза личности. Язык и человек неразделимы. Я убеждена, что языковое образование обращено к «внутреннему» миру человека, к миру его ощущений, переживаний. Цель языкового образования - понимание человеком своей сущности, его самораскрытие. Я уверена, что формирование духовно-нравственного идеала личности, сохранение традиций русского народа в его представлениях о добре, чести, благородстве должно стать главным в процессе обучения родному языку. Я считаю необходимым воспитывать уважение к памяти поколений, запечатленной в русском слове. Как мы говорим, такими мы себя и сотворим.
© 2021, Шитикова Ирина Владимировна 137