СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов на тему «Язык и хлебом кормит, и дело портит» в рамках недели русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели мероприятия:

Вызвать интерес к русскому языку, развивать образное и логическое мышление, формировать образную и выразительную речь, расширить кругозор учащихся.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

Сегодня у нас встреча в честь русского языка. Чем же примечателен любой язык и что за честь для него такая, что даже в народе говорят: «Язык и хлебом кормит, и дело портит».

Расскажу вам древнюю легенду. Многие столетия тому назад один богач приказал своему рабу Эзопу приготовить для него и его гостей самое лучшее. Эзоп приготовил языки. «Почему?» – спросил хозяин.

«Что может быть на свете лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, вдохновлять на подвиги, вы­ражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка», – ответил Эзоп.

В следующий раз богач распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее и раб снова купил и приготовил языки. Все этому удивились, а Эзоп объяснил:«А что на свете хуже языка? При помощи языка люди огорчают и разочаро­вывают друг друга, лгут, обманывают, хитрят, ссорятся.

Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?».

Ребята, прав ли Эзоп? Прав, конечно. Но только от нас зависит, как мы распорядимся своим языком. Языком, который у нас во рту и языком, речью, который для нас – средство общения.

И сейчас мы определим, кто умеет лучше всех работать языком и лучше других владеет русской речью.

У вас в классе есть знатоки русского языка, у которых есть успехи по этому предмету. Поприветствуем их!

Конкурс 1. «Разминка»

1. Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)

2. Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое.)

3. Что ставится в конце предложения? (Точка.)

4. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? (Предметы.)

5. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (Действия предметов.)

6. Какие два звука обозначает буква Е? ([йэ])

7. Какие два звука обозначает буква Я? ([йа])

8. Чем отличается гласный звук от согласного? (При произнесении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.)

9. Как переносится слово? (По слогам.)

10. Чем обозначается мягкость согласного звука в конце слова? (Мягким знаком.)

11. Из чего состоит предложение? (Из слов.)

12. Как связаны слова в предложении между собой? (По смыслу.)

13. Как пишется первое слово в предложении? (С большой буквы.)

14. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? (Признаки предметов.)

15. Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ)

16. Какие два звука обозначает буква Ё? ([йо])

17. Какие два звука обозначает буква Ю? ([йу])

18. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов.)

19. Переносится ли слово из одного слога? (Нет.)

20. Сколько букв в русском алфавите? (33)

Конкурс 2 (для всех). «4 осы». В пропущенные места вставьте подходящие буквы.

1. О С _ _ А 1. На этой осе в октябре позолота.(Осина)

2. О С _ _ А 2. А эта растёт на лугу у болота.(Осока)

3. _ О С _ А 3. С этой спит в колыбели малыш.(Соска)

4. _ О _ С _ _ _ _ А 4. А эта по классу крадётся, как мышь.(Подсказка)

Конкурс 3. «7 люков и 7 львов». В пропущенные места вставьте подходящие буквы.

Вопросы для команды «Знайки»:

1. _ Л Ю _ К _ 1. Без этого не играют в хоккей. (Клюшка)

2. _ Л Ю К _ 2. Этот в руке у Бабы-Яги.(Клюка)

3. _ Л Ю _ К _ 3. Этот пекут, как пекут пироги.(Плюшка)

4. _ Л Ю К _ 4. Этот не знает, что значит улыбка.(Глюка)

5. _ Л Ю _ _ _ К _ 5. В тот молочко наливают кошке.(Блюдечко)

6. _ Л Ю К _ _ 6. Этот с болота приносят в лукошке.(Клюква)

7. _ Л Ю _ _ К 7. Этот искал Карабас-Барабас.(Ключик)

Вопросы для команды «Читайки»:

1. _ Л Е _ _ В _ _ 1. Первый лев пасёт оленей.(Оленевод)

2. _ Л Е В _ _ 3. Третий – корм для лошадей.(Клевер)

3. _ _ Л Е В _ _ _ _ 4. Лев—источник новостей.(Телевизор)

4. _ Л Е В 5. В пятом здесь бычок вздыхает.(Хлев)

5. _ _ Л Е В _ _ 6. Этот полю помогает.(Полевок)

6. Л Е _ _ В _ _ 7. А последний очень вял.(Ленивый)

Конкурс для болельщиков. «Загадки».

1. Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (Имя существительное.)

2. Чёрные птички

На каждой страничке

Молчат, оживают,

Кто их отгадает. (Буквы.)

3. Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется строй:… (алфавит.)

4. Что для меня предметы? Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт. (Глагол.)

5. Земля бела,

Семена черны,

Пятеро пашут,

Двое надзирают,

Один повелевает. (Бумага, буквы, пальцы, глаза, пишущий.)

6. Пером сеют,

Глазами жнут,

Головой едят,

Памятью переваривают. (Грамота.)

7. Даю я признаки предметам,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь. (Имя прилагательное.)

8. А и Б сидели на трубе,

А упало, Б пропало,

Что осталось на трубе? (Буква И.)

9. Что среди Волги стоит? (Буква Л.)

10. У человека одно,

У ворона два,

У медведя ни одного. (Буква О.)

11. Чем оканчивается день и ночь? (Буква ь.)

12. Как обыкновенный дом превратить в маленький, а затем в большой? (Дом – домик – домище.)

13. Перечисли 5 дней недели, не называя их по именам. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

14. Как написать слово мышеловка пятью буквами? А тремя? (Кошка. Кот.)

15. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой О.)

16. В белом поле синие

Протянулись линии,

А по ним друзья идут,

Друг друга за руки ведут. (Буквы в тетради.)

Конкурс 4. «Пословицы и поговорки».

(Стихотворение )

Пословицы недаром молвятся:

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится,

Ведь с ней и горе не беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья!

Задание: каждой пословице найти её продолжение.

1. Без труда, ….(не вытащишь рыбку из пруда)

2. Век живи – ….(век учись)

3. На ловца и……(зверь бежит)

4. Нет друга –….(ищи,а нашел береги)

5. Муравей невелик, ….(а горы копает)

6. Старый конь.(борозды не портит)

7. Друзья ….(познаются в беде)

8. Паршивая овца ….(все стадо портит)

9. Красна птица пером,….( человек умом)

10. Поспешишь –….(людей насмешишь)

Конкурс 5 Найдите ошибки в пословицах и поговорках.

1. Шило в горшке не утаишь. (в мешке)

2. В семье не без водопровода. (урода)

3. Дитя не плачет – мать наконец-то выспалась. (не разумеет)

4. Надоевших гостей клином вышибают. (клин)

5. Волка соседи кормят. (ноги)

6. Не имей сто рублей, а имей миллион. (сто друзей)

7. Умный в гору не пойдёт, умный гору подорвёт. (обойдёт)

8. Что с возу упало, то в лес убежало. (пропало)

9. Волков бояться – под одеялом лежать. (в лес не ходить)

10. Кашу соляркой не испортишь. (маслом)

11. Тяжело в учении, легко на каникулах. (в бою)

12. У мышки глаза велики. (у страха)

13. На ловца и паровоз мчится. (и зверь бежит)

14. Друг познаётся за завтраком. (в беде)

15. На обиженных мухоморы растут. (воду возят)

16. Моя хата с краю – но я не скучаю. (ничего не знаю)

Конкурс 6. «Грамотеи»

1ведущ.

. Буква А и буква О

Обижаются давно:

- Нас, ни в чём не виноватых,

Часто путают ребята.

Больше всех Петруша Лямин

Издевается над нами:

Изуродует он слово,

Пишет через а – «карова».

Букве а стоять здесь стыдно.

2ведущ:

Вдруг у Лямина Петра

Выползут из-под пера

То какая-то «трова»,

То какие-то «драва»,

Ведь завянет травка даже,

Коль при ней такое скажут!

1 ведущ :

Буква А и буква О

Обижаются давно:

- Скачем мы без всяких правил,

Как Петруша нас заставил,

Будто мы ему враги,

Хоть из азбуки беги. (Л. Дружинина)

А сейчас проверим, нет ли среди вас таких Петруш Ляминых.

Задание 6

Исправить Кузины ошибки:

«Разве можно без улыбки очень болно и обидно,

Видеть Кузины ошибки: глас под шышкою не видно».

«Налител я на сугроп Быстро Кузе помогайте,

. А мы теперь отдохнём. Поработают наши языки. Кто быстрее других и правильно произнесёт скороговорку.

СКОРОГОВОРКА

У Вари

На бульваре

Варежки пропали.

Воротилась Варя

Вечером с бульвара,

И нашла в кармане

Варежки Варвара. (Елена Благинина)

Конкурс 7. «Крылатые выражения»

Русская речь богата крылатыми выражениями, или, по-научному, фразеологизмами. Наверняка вы многие из них слышали:

1. Стреляный воробей

2. Не в бровь, а в глаз

3. Вариться в собственном соку.

4. Поразить, как гром с ясного неба. И др.

Задание 8

Коротко объяснить значение фразеологизмов.

1. Знать, как свои пять пальцев.

2. Как снег на голову.

3. Яблоку негде упасть.

4. Хоть глаз выколи.

5. Сидеть, сложа руки.

6. Ни одной сухой нитки.

Вопросы для команды «Читайки»:

1. Держать язык за зубами.

2. Возносить до небес.

3. Водить вокруг пальца.

4. С гулькин нос.

5. Как две капли воды.

6. Как в воду глядел.

Конкурс 7. «Ребусы

фонарь

Надежда

Наташа

подарок

подушка

канава

находка

физик

Вот и закончились наши соревнования.Спасибо всем! До новых встреч!

Категория: Русский язык
17.10.2019 10:44


Рекомендуем курсы ПК и ПП