© 2024 114
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
5класс
Цели:
- воспитывать уважительное отношение к русскому языку
- формировать представления о грамотной, правильной, выразительной, богатой речи;
- способствовать развитию внимания, мышления, памяти;
- развивать чувства поддержки и взаимовыручки;
- расширять кругозор в области русского языка;
Оборудование: проектор и экран, карточки с заданиями.
Ход занятия:
I Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, участники нашей викторины по русскому языку. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающие русские писатели.
Дети читают высказывания о русском языке.
Ученик 1. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Ученик 3. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
Ученик4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Учитель: Русский язык - один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература.
На земле более 2000 языков. Только в России насчитывается около 200. Как же людям разных национальностей понять друг друга? (Они смогут разговаривать на русском языке). Значит, русский язык может быть языком общения людей разных наций.
Эта неделя объявлена неделей русского языка. Сегодня мы проведём викторину по русскому языку. Наше мероприятие пройдет в виде соревнования двух команд.
Я буду задавать вопросы, подсчитывать баллы будет жюри.(дети распределяются на две команды).
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.
Итак, команды, готовы к бою?
2. Представление команд
- название
- девиз
- капитан
II Основной этап
1 конкурс. Разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Звуки видят или слышат? (слышат)
3 Из чего складываются предложения?(из слов)
4. Что нужно написать, чтобы получилось слово? (буквы)
5.Из чего состоит письменная речь?(из предложений)
6. Сколько согласных букв? (21)
7. Сколько гласных букв? (10)
2 конкурс "Сказочные объявления ".(1 балл за верный ответ)
– Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… ("Сказка о золотом петушке". А.С.Пушкин);
– Торговая фирма "Буян" предлагает фирменные товары: соболя, чёрно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! Адрес фирмы… ("Сказка о царе Салтане". А.С.Пушкин);
– Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… ("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкин);
– Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку… ("Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкин);
– Для работы в хозяйстве требуется: повар, конюх, няня, плотник, садовник. Выплачивается премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу… ("Сказка о попе и о работнике его Балде". А.С.Пушкин).
3конкурс ««Доскажи словечко».» (каждый правильный ответ – 1 балл)
1. Надут как … (индюк)
2. Здоров как …(бык)
3. Упрям как … (осел)
4.Болтлив как … (сорока)
5.Хитрая как …(лиса)
6. Труслив как … (заяц)
7. Голодный как… (волк)
8. Колючий как …(ёж)
4 конкурс «Что это?» (каждый правильный ответ – 1 балл)
1.. Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)
2. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают, чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
3. Его вешают, приходя в уныние, задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
Физкультминутка
5 конкурс: «Заморочки»!
Нужно разгадать слова используя первые буквы предметов.
заяц
лиса
белка
кабан
6 конкурс «Фразеологический зверинец»
Задание: добавить недостающее слово – название животного (5 минут). Каждой команде даётся карточка с заданием.
Голоден как………. (волк)
Труслив как……….(заяц)
Колючий как ………(ёж)
Надут как ………….(индюк)
Болтлив как……….(сорока)
Хитер как………….(лиса)
Здоров как………….(бык)
Изворотлив как…….(уж)
Нем как……………….(рыба)
Упрям как…………….(осел)
7 конкурс «Закончи пословицу»
Я читаю начало, а вы её заканчиваете. Кто знает ответ, поднимает руку. Не выкрикивать!
Ум хорошо, а …(два лучше)
Что написано пером, … (не вырубишь и топором).
Поспешишь, … (людей насмешишь).
Не красна книга письмом, … (красна умом).
Слово не воробей, … (вылетит – не поймаешь)
Ученье – свет, а ….(не ученье - тьма)
Труд человека кормит, а … (лень портит)
8 конкурс «Вопросы-шутки»
9 конкурс капитанов. «Знаки препинания» (за правильный ответ 1 балл)
-О каких знаках препинания идёт речь?(Каждому капитану раздается карточка с предложениями).
1. Стоят три кумушки
Рядком.
Ведут беседу,
Но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками. (Многоточие).
2. Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак).
3. Бурным чувствам
Нет конца;
Пылкий нрав
У молодца! (Восклицательный знак).
4. Ляжет палочкой
На строчку:
- Проходите по
Мосточку. (Тире).
5. Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (Точка).
6. Выйдет на дорожку –
Всем подставит ножку. (Запятая).
10 конкурс «Крылатые выражения».
Они пришли к нам из русского фольклора и употребляются нами в речи . Замените фразеологизмы другими словами, близкими по значению.
Во весь дух – быстро
Рукой подать – близко
язык – замолчать
Сломя голову – очень быстро
У разбитого корыта – остаться ни с чем
Крокодиловые слёзы – лживые слёзы, неискренние
Знать на зубок – наизусть
Пропустить мимо ушей – прослушать
Заключение
Учитель: Итак, закончился наш турнир. Нам остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание русского языка. Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами послушаем стихотворение о русском языке.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово –
Выучи русский язык!
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
Сабир Абдулла, узбекский поэт
.
10. Итоги.
Учитель: Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.
СЛОВО ЖЮРИ.
Подведение итогов. Награждение команд.
5класс
Цели:
- воспитывать уважительное отношение к русскому языку
- формировать представления о грамотной, правильной, выразительной, богатой речи;
- способствовать развитию внимания, мышления, памяти;
- развивать чувства поддержки и взаимовыручки;
- расширять кругозор в области русского языка;
Оборудование: проектор и экран, карточки с заданиями.
Ход занятия:
I Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, участники нашей викторины по русскому языку. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающие русские писатели.
Дети читают высказывания о русском языке.
Ученик 1. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Ученик 3. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
Ученик4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Учитель: Русский язык - один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература.
На земле более 2000 языков. Только в России насчитывается около 200. Как же людям разных национальностей понять друг друга? (Они смогут разговаривать на русском языке). Значит, русский язык может быть языком общения людей разных наций.
Эта неделя объявлена неделей русского языка. Сегодня мы проведём викторину по русскому языку. Наше мероприятие пройдет в виде соревнования двух команд.
Я буду задавать вопросы, подсчитывать баллы будет жюри.(дети распределяются на две команды).
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.
Итак, команды, готовы к бою?
2. Представление команд
- название
- девиз
- капитан
II Основной этап
1 конкурс. Разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Звуки видят или слышат? (слышат)
3 Из чего складываются предложения?(из слов)
4. Что нужно написать, чтобы получилось слово? (буквы)
5.Из чего состоит письменная речь?(из предложений)
6. Сколько согласных букв? (21)
7. Сколько гласных букв? (10)
2 конкурс "Сказочные объявления ".(1 балл за верный ответ)
– Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… ("Сказка о золотом петушке". А.С.Пушкин);
– Торговая фирма "Буян" предлагает фирменные товары: соболя, чёрно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! Адрес фирмы… ("Сказка о царе Салтане". А.С.Пушкин);
– Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… ("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкин);
– Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку… ("Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкин);
– Для работы в хозяйстве требуется: повар, конюх, няня, плотник, садовник. Выплачивается премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу… ("Сказка о попе и о работнике его Балде". А.С.Пушкин).
3конкурс ««Доскажи словечко».» (каждый правильный ответ – 1 балл)
1. Надут как … (индюк)
2. Здоров как …(бык)
3. Упрям как … (осел)
4.Болтлив как … (сорока)
5.Хитрая как …(лиса)
6. Труслив как … (заяц)
7. Голодный как… (волк)
8. Колючий как …(ёж)
4 конкурс «Что это?» (каждый правильный ответ – 1 балл)
1.. Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)
2. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают, чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
3. Его вешают, приходя в уныние, задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
Физкультминутка
5 конкурс: «Заморочки»!
Нужно разгадать слова используя первые буквы предметов.
заяц
лиса
белка
кабан
6 конкурс «Фразеологический зверинец»
Задание: добавить недостающее слово – название животного (5 минут). Каждой команде даётся карточка с заданием.
Голоден как………. (волк)
Труслив как……….(заяц)
Колючий как ………(ёж)
Надут как ………….(индюк)
Болтлив как……….(сорока)
Хитер как………….(лиса)
Здоров как………….(бык)
Изворотлив как…….(уж)
Нем как……………….(рыба)
Упрям как…………….(осел)
7 конкурс «Закончи пословицу»
Я читаю начало, а вы её заканчиваете. Кто знает ответ, поднимает руку. Не выкрикивать!
Ум хорошо, а …(два лучше)
Что написано пером, … (не вырубишь и топором).
Поспешишь, … (людей насмешишь).
Не красна книга письмом, … (красна умом).
Слово не воробей, … (вылетит – не поймаешь)
Ученье – свет, а ….(не ученье - тьма)
Труд человека кормит, а … (лень портит)
8 конкурс «Вопросы-шутки»
9 конкурс капитанов. «Знаки препинания» (за правильный ответ 1 балл)
-О каких знаках препинания идёт речь?(Каждому капитану раздается карточка с предложениями).
1. Стоят три кумушки
Рядком.
Ведут беседу,
Но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками. (Многоточие).
2. Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак).
3. Бурным чувствам
Нет конца;
Пылкий нрав
У молодца! (Восклицательный знак).
4. Ляжет палочкой
На строчку:
- Проходите по
Мосточку. (Тире).
5. Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (Точка).
6. Выйдет на дорожку –
Всем подставит ножку. (Запятая).
10 конкурс «Крылатые выражения».
Они пришли к нам из русского фольклора и употребляются нами в речи . Замените фразеологизмы другими словами, близкими по значению.
Во весь дух – быстро
Рукой подать – близко
язык – замолчать
Сломя голову – очень быстро
У разбитого корыта – остаться ни с чем
Крокодиловые слёзы – лживые слёзы, неискренние
Знать на зубок – наизусть
Пропустить мимо ушей – прослушать
Заключение
Учитель: Итак, закончился наш турнир. Нам остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание русского языка. Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами послушаем стихотворение о русском языке.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово –
Выучи русский язык!
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
Сабир Абдулла, узбекский поэт
.
10. Итоги.
Учитель: Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.
СЛОВО ЖЮРИ.
Подведение итогов. Награждение команд.
© 2024 114