СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Кил?ч?к», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.
Одна из актуальных проблем в системе образования - это вопрос об овладении вторым языком.
Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики, которые были разработаны экспертами, представил министр образования и науки РТ: «Когда мы проанализировали проблемы в изучении языков, то поняли, что как русский, так и татарский, а в дальнейшем и английский языки преподаются как филологические дисциплины. Это глубочайшая ошибка. Мы хотим сделать так, чтобы язык преподавался как средство общения, как инструмент жизни людей, особенно в младшем возрасте», - заявил глава Министерство Образовании и Науки РТ.
По его словам, если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теоретизированность, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов.
По новой программе в Татарстане дети возрастом 4-5 лет должны владеть 62 словами на татарском и русском языках, а уже в 4 классе школы в их словарном запасе должно быть 1167 слов. Премьер-министр Республики Татарстан поинтересовался у участников встречи, почему именно такое количество слов должно быть в арсенале школьников. Как выяснилось, за основу были взяты сложившиеся в мире методики преподавания языков.
Для обучения в детских садах был составлен учебно-методический комплект (УМК), куда вошли:
1. Материалы для обучения:
1.1 Рабочие тетради для детей.
1.2 Методические рекомендации и пособия для воспитателей.
2. Материал для формирования языковой среды:
2.1. Сборники детских художественных произведений для воспитателей и родителей
2.2. Комплекты аудиоматериалов (песни, танцы)
2.3. Комплекты видеоматериалов (телепередачи, учебные мультфильмы:
а) переведенные с русского языка
б) вновь созданные на татарском языке
Пособие УМК направлено на воспитание интереса к овладению двум языкам развитию активной и пассивной речи и адресовано воспитателю детского сада.
Специально для новой программы было разработано:
- Мультимедийные ресурсы нового поколения для изучения детьми татарского языка:
- Осуществлен перевод 8 мультфильмов на татарский язык;
- Разработаны 5 мультфильмов на татарском языке (объединение «Татармультфильм»);
- Разработано содержание 45 анимационных сюжетов;
- Разработаны 8 познавательно-развлекательных телевизионных передач «?киятиленд?», для детей дошкольного возраста в целях обучения детей разговорной речи, которые будут транслироваться по воскресеньям 9.30. на канале «ТНВ». Новый проект предоставляет собой возможность совсем юным телезрителям вместе с родителями изучать татарский язык, начиная с самых его азов.
- Тиражирован комплект из трех дисков: музыкальные сказки на тат.яз - «Африка хикм?тл?ре», «Сертотмас?рд?к», «Бардымк?лг?, салдымкармак.» детские песни на тат.яз. – «Биил?ритек-читекл?р»;
- Разработаны аудиозаписи татарских народных танцевальных мелодий «Шома бас» (29 мелодий);
- Созданы мультипликационные фильмы на татарском языке:
“?чкыз”, “Алтын б?ртекл?р”, “Икекыз”, “Т?лкебел?нказ”, “Б?л?ккемг??”, “Ш?р?ле”, “Су анасы”, “К???бел?нсарык”, “Чукмарбел?нТукмар”, “Куянкызы”, “Сертотмас?рд?к”, “Агачлар да авырый”.
Творческими группами г. Казани и Набережных Челнов были разработаны УМК:
1 комплект – по обучению татароязычных детей русскому языку «Изучаем русский язык», творческая группа под руководством Гаффаровой С.М.;
2 комплект – по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарчас?йл?ш?без» - «Говорим по-татарски», творческая группа под руководством Зариповой З.М.;
3 комплект – по обучению татароязычных детей родному языку «Тугантелд?с?йл?ш?без», творческая группа под руководством Хазратовой Ф.В.;
4 комплект – для детей подготовительной к школе групп «М?кт?пк?ч?яшьт?гел?р?лифбасы: Авазларныуйнатып» (для татароязычных детей) автор Шаехова Резеда Камилевна, пособие «Раз – словечко, два - словечко» (занимательное обучение татарскому языку) автор Шаехова Р.К.; «Изучаем русский язык» (Автор:Гаффарова С.М.).
Комплект «Изучаем русский язык» включает в себя программу обучения детей начиная со средних групп национальных детских садов русскому языку, пособие для воспитателей. В нем приведены конспекты занятий, физкультминутки, пальчиковые игры, рабочая тетрадь для детей и воспитателей, подборка игр и упражнений, аудио- и видеоматериалы для работы, как на занятиях, так и вне занятий, перечень наглядных материалов. Занятия планируется проводить 3 раза в неделю в игровой форме, с участием сказочных персонажей, игрушек и т.д.
Рабочая тетрадь является частью УМК по обучению детей русскому языку и приложением к пособию для воспитателей «Изучаем русский язык». Тетрадь предназначена для совместной работы взрослого и ребенка 4-5 лет. С помощью этой тетради закрепляется словарный запас ребенка, а также умение отвечать на вопросы и составлять предложение из 2-3 слов. В рабочую тетрадь включены учебно-игровые задания, направленные на развитие мелкой моторики, графических навыков и зрительного восприятия детей.
«Татарчас?йл?ш?без» - «Говорим по-татарски» (Автор:Зарипова З.М.)
Творческая группа под руководством З.М.Зариповой разработала УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку. Проект состоит из трех частей: “Минем?ем” (для средней группы), “Уйный-уйный?с?без” (для старшей группы), “Без индех?зерзурлар — м?кт?пк? илт?юллар” (для подготовительной к школе группы).
Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме, формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие; способствовать умению состовлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.
Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК “Говорим по-татарски”, предназначающие для детей 4-5 лет, делающие первые шаги в мир татарского языка. Творческая тетрадь поможет: ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал, привлечь родителей активно включиться в процесс развития своего малыша. В рабочей тетради даны задания на называние, обобщение и сравнение предметов на определение их величины, размера, количества.
«Тугантелд?с?йл?ш?без» (Автор:Хазратова В.Ф.)
Детский сад — первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
В связи с этим был разработан и составлен учебно-методический комплект «Тугантелд?с?йл?ш?без». Предложенный УМК включает в себе методические пособия по обучению родному (татарскому) языку и развитии речи детей дошкольного возраста, рабочие тетради, начиная с средней группы, аудиозаписи, серии картин.
Основная цель УМК “Тугантелд?с?йл?ш?без” - формирование правильной устной родной речи детей дошкольного возраста. Главной задачей для программы является обучение детей правильно и красиво говорить.
УМК “Тугантелд?с?йл?ш?без” разрабатывается для первой младшей группы, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе групп. Их особенность заключается в формировании грамматического строя, фонетического, лексического уровней языковой системы, развитии связной речи.
Методическое пособие имеет обычную структуру. В пояснительной записке раскрывается актуальность развития речи, обучения детей родному языку. Указаны цель и задачи методического пособия. Дана характеристика структуры методического пособия. Раскрываются возрастные особенности развития детей, которые учитываются при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
«М?кт?пк?ч?яшьт?гел?р?лифбасы: Авазларныуйнатып», «Раз - словечко, два – словечко» (Автор:Шаехова Р.К.)
В программе предшкольного образования в разделе «Учимся родному языку» педагогу следует в процессе общения стремиться к качественному совершенствованию словаря ребенка, употребление наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении предметов, свойств, качеств, действий. Побуждать к участию в коллективном разговоре, формировать умение выполнять игровые задания творческого характера. Формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении. Учить выделять в произношении заданный звук, делить двух-трех сложные слова на слоги, называть в определенной последовательности слоги в словах, соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов (в процессе моделирования). Развивать психомоторную готовность руки к письму.
Для решения этих задач опираемся на рабочие тетради «М?кт?пк?ч?яшьт?гел?р?лифбасы: Авазларныуйнатып».
Также для интересного и результативного обучения татарскому языку для воспитателей и родителей разработано методическое пособие «Раз - словечко, два – словечко». Пособие составлено по наиболее распространенным и знакомым для детей темам, где рядом с названием предметов и явлений на русском и татарском языках дан художественный текст, раскрываются вопросы по содержанию. Специально разработанные игровые задания, познавательные рассказы, сказки, загадки позволяют расширить детские возможности в запоминании и воспроизведении новой информации.
С 2012 года издается новый журнал «Тылсымлыкуллар»-это яркий, красочный, познавательный журнал на татарском языке для детей в возрасте от 5 до 8 лет. Загадки, сказки, игры, кроссворды, мастер-классы, задания для улучшения логического мышления, открытые уроки для воспитателей детских садов и учителей начальных классов – словом, целый кладезь полезной информации для взрослых и целый новый мир для татарских детишек. Основная цель - развитие творческих и познавательных способностей, нравственного потенциала детей, через татарские национальные традиции.
Основная задача - формирование у детей младшего возраста эстетических вкусов, создание мотивации на творческую жизнь, приобщение к национальным культурным ценностям.
Редакция журнала не только публикует свою продукцию, но и периодически проводит встречи с детьми, где юные изобретатели своими руками творят чудеса и активно общаются между собой на татарском языке. На журнал можно подписаться в почтовых отделениях по месту жительства.
2012 елны? февраль аенда Татарстан Республикасы Министрлар Кабинеты карары бел?нгам?лг? куелган 2010 - 2015 нче елларда Татарстан Республикасында м?гарифне ?стер? стратегиясе “Кил?ч?к” программасы кысаларында м?кт?пк?ч? белем бир? учреждениел?ренд? Татарстан Республикасы д??л?ттелл?рен ?йр?т? программасы старт алды. Татарстан Республикасы Х?к?м?те йортында ТР Премьер-министры Илдар Халиков р?ислегенд? “Кил?ч?к” сериясен? караган я?а укыту-методик комплектлары, аларны гам?лг? кую эшч?нлеген ??елдер? проблемаларына багышланган махсус “т?г?р?к?ст?л” артында с?йл?ш? ?тк?релде. ТРХ?к?м?те башлыгы к?т?релг?н проблеманы? ?т? к?н ?з?к ??м д??л?ти ???миятен билгел?п ?тте: “Без тизара да балалар бакчаларына й?р?чел?рг? татар ??м рус телл?рен у?айлы ??м н?ти??ле итеп ?йр?н? ?чен тиешле шартлар тудырырга бурычлы. Телл?р ?зл?штер? байлык! Республикабызны? кил?ч?ге булган балаларны? д??л?ттелл?рен ?зл?штер? процессына м?кт?пк?ч?яшьт? ?к старт бир? - м?кт?п, югары уку йортларында белеем алу этабы ?чен яхшы фундамент ?зерл??ул”, - дидеИ.Халиков. Балаларны? т?къдим ителг?н укыту-методик комплектлары нигезенд? ш?гыльл?н?л?рен, беренче чиратта, мавыктыргыч ??м югары д?р???д? профессиональ итепоештыру зарурлыгын кабат-кабатассызыклады. Заманча педагогик технологиял?р бел?н ян?ш? мультимедиа чараларын ??м Интернет м?мкинлекл?ренне? ки? файдаланылуы ?чен Татарстан Республикасы Х?к?м?тене? мул ярд?мен в?гъд? итте.
Я?аукыту-методик комплектлар хакында с?з алып барганда, без татар гаил?л?ре ?чен рус телен ??м рус гаил?л?ренд?ге балалар ?чен татар телен ?зл?штер?не эффектив ит? торган заманча ?сбаплар турындас?йлибез. Барлык балаларны? да икетелне д? яхшы бел?е м??им.
Татарстанда балалар 4-5 яшьт? рус Телле балалар 62 с?збелерг?, ? Инде д?ртенче сыйныфта аларны? с?злек запасы 1167 с?зг? ?ит?рг? тиеш.
Балаларбакчаларында д??л?т телл?рен ?йр?т? ?чен укыту-методика комплекты т?зелг?н, анда т?рбиячел?р ??мата-аналар ?чен матур ?д?бият ?ыентыклары, шулай ук татар ??м рус телл?ренд?ге аудио-, видеоматериаллардан торган комплектлар кер?. ТР м?гариф ??м ф?н министры белдерг?нч?, я?а программа ?чен татар теленд?ге 5 мультфильм, 45 анимацион сюжет, 8 тапшыру (алар ял к?нн?ренд? “Татарстан – Я?агасыр” телеканалында трансляциял?н?ч?к ??м министрлык сайтына урнаштырылачак) эшл?нг?н. Моннан тыш, 8 популяр мультфильм татар телен? т?р?ем? ителг?н, музыкаль?киятл?р ??м балалар ?ырларын ?з эчен? алган 3 дисктанторган комплект булдырылган.
Программаны гам?лг? керт? процессында т?рбиячел?рне ??м ата-аналарны да актив катнаштыру зарур.
© 2016, Шульгина Ольга Викторовна 1065